Дата:
Урок: 4
Тема урока: Знакомство с рельефом и круглой скульптурой (мелкой пластикой).
Цели: познакомить учащихся с видами скульптуры и используемыми материалами и инструментами.
Задачи художественного развития учащихся:
1.лепка мелкой пластики;
2.формировать у детей понятия о скульптуре;
3.развивать интерес к использованию различных материалов в своем творчестве.
Материалы к уроку: соленое тесто, стек, дощечка или картон, салфетки.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Ход урока.
- Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Проверка готовности к уроку.
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?
Психологическая подготовка к общению и предстоящему занятию, организация внимания.
- Повторение изученного ранее. Актуализация знаний.
-Учитель читает стихотворение (авторское):
Зима слепила изо льда
Фигурки сказочных зверей.
Зима старалась до утра,
Нас удивить не трудно ей.
Из- за кустов глядят на нас
Воздушно - белые фигурки
В них узнаем людей, зверей
И удивляемся без шутки.
«Вот мастерица! Как смогла?
За ночь создать такое чудо!»
Баба-яга и чудо – юдо
Застыли белизной маня.
-Ребята, чем удивила нас зима? (снежными скульптурами)
-Как называются вылепленные из любого материала фигурки? (скульптура).
- А как вы думаете, мы можем удивить зимушку-зиму своими поделками?
- Для этого нам нужно будет проявить своё творчество, приложить старание к работе на уроке. Давайте докажем зиме, что мы тоже можем удивлять.
(Дети сидят по группам)
Перед вами на столе пазлы. Давайте соберем и вспомним, с какими видами скульптур мы уже знакомы.
Круглая скульптура (можно обойти со всех сторон, вазы в парках).
Рельеф (плоская на стенах, крышах зданий).
Памятники (на площади памятник погибшим на войне).
Скульптурная группа (несколько скульптур объедененные одной темой)
Статуэтка (маленькая статуя для украшения комнаты).
- Как называют художника, посвятившего себя искусству скульптуры? (скульптором или ваятелем).
Физминутка:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- Новая тема.
- - Вы сегодня будете скульпторами. А работать мы будем с таким видом скульптуры как рельеф (Выпуклое изображение на плоскости).
-А как называется наша работа, мы узнаем из мультфильма. Просмотр фрагмента мультфильма «12 месяцев».
- Что потребовала от падчерицы мачеха? (корзинку подснежников).
-Кто помог девушке? (12 месяцев).
- Кем были братья месяцы - добрыми волшебниками.
- Ребята, вы хотите стать добрыми волшебниками и помочь падчерице?
Мы сегодня выполним работу «Корзинка с подснежниками».
4. Виды скульптуры. Беседа.
Рельеф означает выпуклое изображение на плоскости и такую скульптуру можно рассмотреть с одной стороны.
Рельеф бывает двух видов.
Барельеф - если фигура выступает над плоскостью меньше, чем наполовину своей толщины.
Горельеф - если фигура выступает над плоскостью больше, чем наполовину своего объёма.
Физминутка.
5. Практическое задание. Используемые инструменты и материалы.
Лепные работы выполняются при помощи пальцев и ладоней. Отделывая мелкие поверхности предмета для аккуратности отделки, используют специальные для этого инструменты - деревянные стеки и пластмассовые гладкие лопаточки (вы находите их в коробке с пластилином). Стеки и лопаточки необходимы для срезания лишних частей глиняного материала или пластилина, чтобы заравнивать поверхности, для выделывания углублений, а также, чтобы работать в местах изгиба формы и наносить фактуру. В работе с глиной для обрезки лишнего материала используют нож. Работающему с пластичным материалом необходимо иметь небольшую дощечку из фанеры.
В качестве материалов мы будем использовать соленое тесто. При работе соблюдайте технику безопасности.
Перед вами на доске порядок выполнения работы (технологическая карта).
- Отделите кусочек теста при помощи стека. Раскатайте на столе и вырежьте по шаблону корзинку.
- Закрепите корзинку на картоне или дощечке. Нанесите стеком полоски как на образце.
- Скатайте жгутик и прикрепите ручку. Для склеивания нанесите кисточкой немного воды. Сделайте надсечки на ручке.
- Скатайте тонкие жгутики. Прикрепите на дощечку. Это стебельки.
- Скатайте маленькие морковки, расплющите их пальцами и прикрепите по 3 штучки к стебелькам. Получился подснежник.
- Сделайте необходимое количество подснежников.
- Уберите остатки теста в пакет. Приведите в порядок рабочее место.
6. Самостоятельная работа. Звучит музыка. Учитель подходит к детям, которые просят помощи.
7. Презентация работ.
- Вот мы и помогли девочке! Сколько подснежников! Давайте оценим работы при помощи техники. Две звезды и пожелание. Каждая группа выбирает коллективно кому, что отдаст.
8.Оценивание.
А за нашей работой будет наблюдать ласточка из сказки. Она тоже скульптура, такую скульптуру называют мелкая пластика. Дома из остатков теста можете попробывать себя в этом виде скульптуры.
9.Подведение итогов работы. Рефлексия. Выставление оценок за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Технологическая карта.
1.Проверьте готовность к работе.
2. Отделите кусочек теста для корзинки и раскатайте.
3. Вырежьте по шаблону корзинку.
4.Отделите кусочки и раскатайте колбаски для стебельков и ручки (большую).
5.Раскатайте необходимое количество жгутиков и морковок. Маленькие морковки для цветочков.
6. Оформите.
7. Для крепления кисточкой нанесите воду и прижмите.
8. Готовую работу положите сушиться на солнце.