kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии в 5 классе "Как люди открывали Землю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для УМК «Полярная звезда»  под ред. А.И. Алексеева

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии в 5 классе "Как люди открывали Землю"»




Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Марков Алексей Александрович

Район

Богородский

Место работы

МБОУ «Дуденевская школа»

Должность

учитель


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Обществознание

география

Класс

5

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

УМК «Полярная звезда» под ред. А.И. Алексеева

Тема учебного занятия

Как люди открывали Землю

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.


Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

урок № 2 в разделе №1 «Развитие географических знаний о Земле»

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Создать условия для формирования навыков смыслового чтения (умение найти в тексте ответ на поставленный учителем вопрос, навык выделения главного в тексте, структурирование текста)


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки.

Обучающиеся получат возможность формировать представления о роли географической науки в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира

Цель – способ (метапредметный результат)

Регулятивные

Работа с текстом, сравнение современной карты с древними, преобразование текста

Познавательные

Поиск информации по накоплению географических знаний

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого

Обучающиеся получат возможность научиться систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.

Цель – ценность (личностный результат)

Формирование мотивации к чтению, формирование ответственного отношения к учению, целостного мировоззрения.

Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

Обучающиеся получат возможность для формирования оценки вклада путешественников в развитие географических знаний о Земле

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

имеют опыт находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований, использовать приобретенные знания для объяснения отдельных фактов, выделять главное в тексте, учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Заполненная таблица «Эпоха Великих географических открытий»

Заполненные выданные карточки (Приложения 1,2)

Устно оценивают вклад путешественника в развитие географических знаний о Земле

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку




Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная

литература

Дополнительная

литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

1. Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

1. География. Поурочные разработки. 5—6 классы :

пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина. — М. : Просвещение.

2. География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват.организаций/ В.В. Николина — М. : Просвещение.


Развитие географических знаний

Техническое обеспечение

Компьютер, проектор

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование


Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)












1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности

  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)


Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения













Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся



1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учеников, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий.

Демонстрируют готовность к работе на уроке (приветствуют учителя, готовятся к уроку, настраиваются)

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Фронтальный опрос:

1. Что означает термин «география»?

2. Что изучает география?

3. Какие задачи стоят перед географической наукой?

4. С помощью каких методов ведут исследования учёные-географы?

Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм.

Ответы на вопросы учителя.





1.3. Создание проблемной ситуации

Постановка проблемного вопроса (Период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, называется эпохой Великих географических открытий. Как вы думаете, почему?)

Отвечают на вопрос учителя (предлагают варианты ответа)










2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Предлагает учащимся открыть параграф учебника и выяснить, какие вопросы будут обсуждаться на уроке.


Совместно с учениками составляет план изучения темы и ставит цели.


Предлагают свои варианты вопросов изучения темы.



- представления древних людей о мире;

- начало эпохи ВГО (открытия великих путешественников);

- оценка вклада путешественников в развитие географической науки;

- значение эпохи ВГО.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Выдает учащимся карточки с заданиями (приложение 1) по 1 слайду ЭОР и тексту на стр. 10-11 (первый абзац). Контролирует чтение, совместно с учащимися ищет ответы на вопросы.

Совместная работа с учителем по тексту. Работают с текстом, заполняют карточки.


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Предлагает заполнить таблицу (приложение 1) по тексту учебника на стр. 11-12.

Наблюдает за работой учеников, корректирует при необходимости

Самостоятельная работа, заполнение таблицы.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Организует работу в группах по 3-4 чел. по тексту в ЭОР (Приложение 2). Дает задание придумать название текста, составить план. Наблюдает за работой учеников

Работают в группах



3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий







Комментирует выводы учащихся, совместно с учениками подводит итоги групповой работы.

Озвучивают результаты выполнения самостоятельного задания, делают выводы о вкладе путешественников в развитие географической науки; значении эпохи ВГО.


Воспринимают информацию.



Проводят самооценку работы в группах.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

 Анализирует вместе с учащимися достижение целей урока. Оценивает результаты деятельности учащихся.

Объясняет домашнее задание (составить план фрагмента параграфа «Как начиналась эпоха ВГО?») и отвечает на вопросы.




Записывают задание, при необходимости задают вопросы.








Приложение 1

Что знали о нашем мире древние?


Прочтите текст учебника на стр.10-11 (1 абзац) и письменно ответьте на вопросы 1.1, 1.2, 2.



1.1. Представления древних людей о Земле


Земля лежит на спинах трех слонов, а слоны стоят на черепахе

Земля в виде горы, окруженной морем

Земля в виде диска

Земля плоская, накрытая небосводом_________________________________________

____________________________________________________________________



1.2. Условия, способствующие

дальнейшему открытию Земли


Плавание на гребных и парусных судах__________________________

Ориентирование по солнцу и полярной звезде_________________________________

Колонии по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей__________________

____________________________________________________________________



2.

Причина начала эпохи великих географических открытий:

Развитие торговли, необходимость морского пути в Индию











3. Прочтите текст учебника на стр. 11-12 и заполните таблицу «Эпоха Великих географических открытий»


Имя путешественника

Дата

Открытие/исследуемые территории

Значение

Марко Поло

конец XIII века


Путешествия по Китаю

Расширение представлений о новых землях

Васко да Гама

конец XV века



Путь в Индию

Открытие морского пути в Индию

Христофор Колумб

1492г.



Открытие Америки

Открытие новой части света

Фернан Магеллан

1519-1521гг.



Восточный берег Южной Америки, Тихий океан

Первое кругосветное плавание


4. Оцените эпоху великих географических открытий, свой ответ запишите.



Значение эпохи великих географических открытий



Расширение знаний о материках и океанах

Открытие новой части света

Доказательство шарообразности Земли

Расширение торговых связей

Обмен культурным опытом







Приложение 2


Генрих (Энрики, Энрике, Энрико) Мореплаватель (4 марта 1394 — 13 ноября 1460) — португальский принц, сын короля Жуана I, организатор многих португальских морских экспедиций на юг вдоль западноафриканского побережья.

Генрих участвовал в захвате Сеуты (1415 год), ставшей форпостом португальской экспансии в Африке. С 1418 года Генрих обосновался на юге Португалии у города Лагуша и основал там обсерваторию. В городе Сангриш им была основана навигационная школа, где преподавали лучшие математики и картографы.

В деятельности Генриха Мореплавателя переплетались различные интересы: колонизатора (стремление к захвату новых земель для португальской короны), исследователя (открытие новых земель, составление карт и т. д.), миссионера (распространение христианства среди новых народов), крестоносца (Генрих был великим магистром рыцарско-монашеского ордена Христа, участвовал в ряде походов против арабов Северной Африки). Главное внимание Генрих уделял плаваниям вдоль западного берега Африки, возможно, это был и поиск восточного морского пути в Индию.

Начиная с 1419 года и до своей смерти Генрих снарядил несколько экспедиций, которые открыли ряд островов у западного побережья Африки (остров Мадейра), Азорские острова, острова Зеленого Мыса). Эти экспедиции обогнули мыс Бохадор, мыс Кабо-Бланко, исследовали устья рек Сенегал и Гамбия.

Уже тогда в Португалию были доставлены первые партии чернокожих невольников и началась работорговля. Генрих тут же ввёл государственную монополию на торговлю чёрными невольниками.

После смерти Генриха Мореплавателя наступил некоторый перерыв в продвижении португальцев на юг. Однако его деятельность во многом заложила основы морского и колониального могущества Португалии. Он был не чужд и политической борьбы, в частности участвовал в интригах вокруг португальского престола. В военных делах успех далеко не всегда оказывался на его стороне. Например, под его командованием португальские войска потерпели сокрушительное поражение при попытке взятия Танжера в 1437 году, после чего Генрих Мореплаватель готов был отдать и Сеуту.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по географии в 5 классе "Как люди открывали Землю"

Автор: Марков Алексей Александрович

Дата: 08.11.2016

Номер свидетельства: 356847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока "УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt_uroka_ustroistvo_povierkhnosti_ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "348301"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476191329"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Календарно-тематическое планирование по географии.   Учебник «География материков и океанов»  В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. "
    ["seo_title"] => string(145) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-ghieoghrafii-uchiebnik-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-v-a-korinskaia-i-v-dushina-v-a-shchieniev"
    ["file_id"] => string(6) "214637"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432387799"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Конспект урока физики для 8 класса по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли». "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-fiziki-dlia-8-klassa-po-tiemie-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-postoiannykh-maghnitov-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "149827"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420316407"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект открытого урока "оптические явления в атмосфере""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiektotkrytoghourokaoptichieskiieiavlieniiavatmosfierie"
    ["file_id"] => string(6) "268792"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450698747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства