Урок в 9 классе Тема: Центральный Казахстан Тип урока: изучение нового материала Форма проведения урока: групповая Учебная деятельность и методы: работа с тематическими картами, работа с учебником, работа в контурных картах Педагогическая технология: реализация игровой технологии, элементы КСО, проблемно-исследовательская деятельность .
Оборудование: физическая карта Казахстана, презентация по теме, карта «административно-территориальное деление Казахстана», атлас 9 класс, контурные карты, карта учебника «Центральный Казахстан», кюй Курмангазы, листы с тестовыми заданиями
Номенклатура: географическое разделение труда, специализация, экономический район, урбанизация, агломерация
Цель: Формирование знаний о Центральном Казахстане 1. Изучить Центральный Казахстан; выявить уровень знаний, умений и навыков по изученной теме. 2. Способствовать развитию умения свободно рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, рационально распределять время. 3. Содействовать воспитанию патриотизма, толерантности, уважение к мнению товарищей, внимательности и самостоятельности в организации своего труда.
• Использовать разнообразные формы и методы организации деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся. • Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика.
Ход урока: I Организационный момент. Психологический настрой учащихся. Звучит музыка «Сарыарка» (Курмангазы) Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг-другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе. II Актуализация знаний учащихся. Дидактическая игра «Отгадай, кто я», цель которой оживит память, настроит учащихся на урок. Учитель показывает карточку с количественными показателями по Казахстану; что означает цифра? 1. 9 место 5. 10% 9. 1700 км 2. 14 6. 5 3. 6995м 7. 3000 км 4. 17 млн 8. 15000 км III Работа над новым материалом 1. Вступительное слово учителя А) Территориальное организация производства и экономическое районирование Б) Краткая характеристика Центрального Казахстана 2. Работа в группах (каждая группа получает проблемное задание) - учащиеся исследуют тему по следующим проблемам с помощью атласа и таблиц учебника: 1 группа «Геологи» Каковы природные ресурсы и условия Центрального Казахстана? 2 группа «Демографы» Население и трудовые ресурсы Центрального Казахстана 3. Выступление учащихся по данной проблеме Выводы учащихся группы IV Закрепление нового материала 1. Самостоятельная работа учащихся с контурными картами - нанести на контурную карту бассейны месторождений: А) Карагандинский (угольный) Б) Атасуский (железорудный) С) Жезды, Жайрем (марганец) Д) Жезказган, Конырат, Саяк, (медь) Е) Жайрем (полиметаллы) 2. Индивидуальная работа с тестовыми заданиями. (учащиеся выполняют на листочках самостоятельно и проводят взаимопроверку)
Тесты по теме: Центральный Казахстан. 1. Какая область не граничит с Центральным Казахстаном? а) Акмолинская; б)Западно – Казахстанская; в) Восточно – Казахстанская; г) Алматинская; д) Павлодарская. 2. Какое место по площади занимает Центральный Казахстан? а) 1- е; б) 2- е; в) 3-е; г) 4 - е; д) 5-е; 3. Какова средняя плотность населения Центрального Казахстана? а) менее 3 чел./км²; б) 3,1чел. / км²; в) 5,5 чел./ км²; г)более 6 чел./км²; д) 6,5 чел./ км². 4. Какая часть Центрального Казахстана заселена больше всего? а) Северная; б) Южная; в) Западная; г) Восточная; д) равномерно. 5. Каких полезных ископаемых нет в Центральном Казахстане? а) Железной руды и хрома; б) угля и нефти; в) меди и марганца; г) хрома и никеля; д) нефти и полиметаллов. 6. Кумколь – это месторождение: а) угля; б) нефти; в) железной руды; г) меди; д) золота. 7. Жезды – это месторождения: а) угля; б) нефти; в) марганцевые руды; г) меди; д) золота. 8. Конырат и Саяк – это месторождения: а) угля; б) нефти; в) железной руды; г) меди; д) золота. 9. Каких ресурсов Центрального Казахстана недостаточно для развития хозяйства? а) минеральных; б) земельных; в) водных; г) рекреационных; д) топливно – энергетических. 10. Уровень урбанизации Центрального Казахстана? а) 58%; б) 85%; в) 68%; г) 74%; д) 61%; 3. Географическая викторина - О каких географических объектах идет речь? 1. Самая обширная низкогорная область в Казахстане (Сарыарка) 2. Академик, геолог, открывний богатейшие залежи медных руд в г.Жезказгане (Сатпаев К.И) 3. Где в Казахстане есть рукотворная река? (Канал Иртыш –Караганда - Жезказган) 4. Для охраны горно-лесных ландшафтов края Центрального Казахстана был организаван (Каркаралинский Национальный парк)
Игра – соревнование (Учащиеся группы по очереди должны перечислить характерные признаки Центрального Казахстана) Например: Самый безводный, удален от морей, богатый минеральными ресурсами, выгодное ЭГП, развитая транспортная система, урбанизированный, индустриальный. Игра «Третий, лишний» • Караганда, Темиртау, Актобе • Марганец, уголь, хром • Балхаш, Урал, Нура • Конырат, Доссор, Саяк • Бухтарминское водохранилище, Самарканское водохранилище, Жездинское водохранилище • Черная металлургия, рыбопереробатывающая промышленность, цветная металлургия V Рефлексия: Учащимся раздаются анкеты с вопросами. VI Домашнее задание: Параграф 20. Задание № 1,2 стр 229. Подготовить сообщение по двум темам на выбор: 1. Проблемы водных ресурсов Ценрального Казахстана 2. Центральный Казахстан - кладовая рудных полезных ископаемых VII Итоги урока Комментирование оценок |