Класс:9
Тема: Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население
Общая цель:Сформировать знания о географическом положении, природных условиях, природных ресурсах и населении Западного Казахстана.
Ожидаемые результаты:
А: Умеют обосновывать свою точку зрения по дальнейшему развитию Казахстана
В: Умеют сравнивать нефтяные бассейны Казахстана
С: Знают особенности ЭГП Западного Казахстана
Тип урока: Комбинированный
Задания: Работа в группах. Методические приемы: «Посол», «Горячий стул», «Верите ли вы…» Заполнение таблицы «ЗХУ». Работа по контурной карте.
Необходимые материалы:Учебник «Экономическая и социальная география Казахстана» Е.А. Ахметов, Н.Н.Карменова, географический атлас, статистический материал, контурная карта, презентация, «Западный Казахстан», листы с заданиями, листы оценивания в группах, интерактивная доска, ватман, маркеры.
Ход урока
Приветствие
Деление учащихся на группы: «Западный Казахстан», «Южный Казахстан», Северный Казахстан», «Центральный Казахстан»
Проведение тренинга «Кулечек»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Детям предлагается 2 листа бумаги с цветом, который нравится и который не нравится. Из обоих листов бумаги делаем кулечки. В один мысленно кладем плохое настроение, сминаем и выкидываем, во второй- свое хорошее настроение и его оставляем на столах.
Формативное оценивание (похвала по степени активности и открытости детей)
3.Проверка домашнего задания.Прием «Горячий стул»
Каждая из групп продумывает вопросы по домашнему заданию и задают их ученику, сидящему в данный момент на «горячем стуле»
Учащиеся продумывают вопросы и задают их.
Сегодня отгадать тему урока вам помогут слайды.
Презентация на тему: Западный Казахстан
-Ребята, о каком экономическом районе идет речь?
- Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о Западном Казахстане.
Люблю мой край! ( слайд)
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
И этот удивительный край – Казахстан. Богата и разнообразна природа нашей необъятной Родины. Чтобы правильно использовать ее природные богатства, нужно знать и любить свою Родину.
Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население»
Затем предлагаю в течение двух минут заполнить первую и вторую графу таблицы ЗХУ
Постановка учащимися цели и задач урока.
Изучение нового материала
Работа в группах
Учащиеся изучают текст параграфа самостоятельно.
Задание первой группе: Работая с политико-административной картой Казахстана и текстом учебника на с.229 дайте оценку экономико-географическому положению Западного Казахстана
1) расположение
2) состав (показать)
3) пограничные районы
4) площадь
5) вывод
Задание второй группе: Изучите природные условия данного экономического района используя физическую карту Казахстана,
1)рельеф (показать по карте) и сделать вывод
2)климат (температура января, июля, осадки)
3)почвы (виды, использование)
4) вывод.
Задание третьей группе: 1.Проанализируйте физическую карту Казахстана и карту атласа «Топливно-энергетический комплекс», выясните какими природными ресурсами обеспечен данный экономический район.
Покажите крупные месторождения полезных ископаемых.
2.Проанализируйте структуру добычи нефти и природного газа по областям региона и выясните, на территории какой области добывают максимальное количество нефти и газа и почему.
3.Работая с дополнительным материалом, найдите ответ на следующий вопрос: В каком году компания «Шеврон» и Казахстан создали совместное предприятие по разведке и добычи нефти? С какими иностранными компаниями заключены соглашение?
4. По физической карте определите обеспеченность Западного Казахстана водными ресурсами.
Задание четвертой группы: Проанализируйте данные по населению региона по следующим вопросам:
1)Численность населения
2)Плотность населения
3)Уровень урбанизации
4)Преобладающие формы расселения
5)Национальный состав
6)Доля экономически активного населения
Методический прием « Посол»
Идет обмен учениками, от каждой группы в другую группу отправляется ученик и кратко объясняет содержание своей подтемы.
Взаимооценивание групп по критериям
Дополнительная информация.
Опережающее задание
Города Западного Казахстана (презентация )
Учитель проводит инструктаж, наблюдает за работой учащихся
Работа по контурной карте.
На контурной карте Западного Казахстан обозначьте:
а) границы областей, подпишите областные центры.
б) отметьте крупные месторождения полезных ископаемых.
Закрепление.
Методический прием «Верите ли вы, что …»
Сейчас в группах вы должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)
1. Западный Казахстан самый большой экономический район в Казахстане?
2. Западный Казахстан включает Западно-Казахстанскую, Актюбинскую,Карагандинскую и Атыраускую области?
3.В Атырауской, Актюбинской, Мангистауской областях развиты рыбный, нефтяной и газовый промыслы.
4. По численности населения Западный Казахстан занимает 1-е место в республике
5. Большую часть территории занимают пустыни и полупустыни.
Что означают данные цифры?
736 тыс.км2 2110
635 км. 250-400
77% 60%
Стадия «Рефлексия»
Заполнить третью графу таблицы ЗХУ.
Домашнее задание