kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии 10 класс "Мировые природные ресурсы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по географии 10 класс по изученио темы "Мировые природные ресурсы". для реализации этого урока использованы технологии проблемного обучения - метод кейса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии 10 класс "Мировые природные ресурсы"»

Г 10 Урок №

Мировые природные ресурсы. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Природопользование: рациональное и нерациональное.

Цель: Формировать представление о географической среде, видах природных ресурсов отдельных стран и регионов мира, природопользовании
Задачи:

Образовательные: Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов (минеральных, водных, земельных), выделить главные районы  их концентрации на земном шаре.

Развивающие:  Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды..

Тип: изучение нового материала

Ход

1.Организационный момент.
Ознакомление учащихся с задачами урока 

  2. Изучение нового материала.

1. Работа с таблицами

По­ня­тия «гео­гра­фи­че­ская обо­лоч­ка» и «гео­гра­фи­че­ская среда» в до­ста­точ­ной сте­пе­ни схожи.

Гео­гра­фи­че­ская обо­лоч­ка – обо­лоч­ка Земли, вклю­ча­ю­щая в себя верх­нюю часть ли­то­сфе­ры, ниж­нюю часть ат­мо­сфе­ры, всю гид­ро­сфе­ру и всю био­сфе­ру. 
В пре­де­лах гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки эти вы­ше­при­ве­ден­ные части вза­и­мо­дей­ству­ют между собой, вза­и­мо­про­ни­ка­ют друг в друга, вза­и­мо­за­ви­си­мы.

Гео­гра­фи­че­ская среда – часть зем­ной при­ро­ды, с ко­то­рой об­ще­ство непо­сред­ствен­но вза­и­мо­дей­ству­ет в жизни и хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти на дан­ном этапе ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия. 
Гео­гра­фи­че­ская среда слу­жит по­став­щи­ком ре­сур­сов об­ще­ству, ме­стом его оби­та­ния, ока­зы­ва­ет вли­я­ние на пси­хо­ло­го-ду­хов­ные ос­но­вы раз­ви­тия.

Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов нам известны

1. Минеральные ресурсы.

2. Земельные ресурсы.

3. Водные ресурсы.

4. Биологические ресурсы (Лесные)

5. Ресурсы Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы

Природные ресурсы разделяют по мере исчерпываемости (исчерпываемые – возобновляемые и невозобновляемые; неисчерпываемые)

Природопользование – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов.

Нерациональное природопользование – использование природных ресурсов, которое приводит к очень быстрому ухудшению их качества и полному исчерпанию

Рациональное природопользование - изучение, освоение, использование природных ресурсов таким образом, чтобы обеспечивалось по возможности более длительное время их использование и сохранялось или даже повышалось их качество

2. Работа методом Кейса. Вы знаете, что такое  кейс? (портфель, футляр). Работать методом кейса - значит наполнить его различными проблемами, информацией по разрешению этих проблем Что собой представляет информационный проект?
1.      Дать характеристику 1 из видов природных ресурсов в виде проекта
Выполняется проект в любом виде  (на выбор  учащихся):
                     - текстовая статья,
                      - информационная стенгазета.
                      - схема 

В каждой группе мы должны выбрать своего модератора, то есть человека, который направляет работу группы, следит за временем, привлекает своих товарищей к активной деятельности.
2.      Составить План характеристики:
-  Что входит в состав  выбранного вида ресурсов.
- Запасы его на Земле.
- География распространения.
-  Хозяйственное использование.
- Выводы и рекомендации.

Учащиеся разделяются на группы и составляют проект от имени группы.
 модераторы группы получают задания и познакомят группу с планом работы. Итак, приступаем к формированию нашего кейса информационным материалом, наглядностью  

Время работы в группах 15 минут.  

Кейс 1 ««Минеральные ресурсы»

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно. В последние годы все большее значение приобретает гидроминеральное сырье – высокоминерализованные подземные воды (погребенные рассолы).

Задания

1. Перечислите, что относится к минеральным ресурсам, какие виды минеральных ресурсов выделяют на Земле? отметить на контурной карте минеральные ресурсы. Какое значение они имеют в хозяйстве?

2. Проанализируйте схему, составленную вами

3. Заполнить таблицу Крупнейшие страны мира по запасам минеральных ресурсов (с.403 учебник)

Крупнейшие страны мира по запасам

Запас

Нефти –


Природный газ –


Уголь


Железные руды


4. Сделать общий вывод по минеральным ресурсам мира

Кейс 2 «Водные ресурсы»

Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.

Задания

1. Проанализируйте текст учебника с 38 , представьте ответ (схема, табл., рисунки, о.к.)

2. Проанализируйте картосхему на с 37 и выделите страны, обеспеченные водными ресурсами

Крупнейшие страны мира по запасам

Запас




3. Ответить на вопросы: какие проблемы связаны с использованием водных ресурсов, и как человек влияет на качество воды.

4. На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданному им. Это 

озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – пресную воду!

Проанализируйте высказывание царя и сделайте общий вывод по водным ресурсам мира



Кейс 3 «Земельные ресурсы»

Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.
Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».

Задания

1.Что называют земельными ресурсами, каков мировой земельный фонд? Представить (схема, табл., рисунки, о.к.)

2. Выписать и обозначить на контурной карте первые страны мира по площади обрабатываемых земель и пастбищ и Страны с нехваткой земельных ресурсов, используя атласы и материалы учебника. (С. 36 картосхема 4)

3. Ответить на вопросы: Рационально ли используются земельные ресурсы в нашей стране? каково современное состояние земельных ресурсов и пути их сохранения

4. Сделать общий вывод по земельным ресурсам

3. Итог

.а)Проанализировать метафоры:

Природные ресурсы – кладовая Земли

вода – кровь Земли

лесные ресурсы – дыхание Земли

земельные ресурсы – хлеб Земли

б).Изобразите с помощью небольшого рисунка, знака понятие «природные ресурсы». Напишите не менее 5 понятий, которые ассоциируются у вас с этими словами.
































Кейс 1 ««Минеральные ресурсы»

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно. В последние годы все большее значение приобретает гидроминеральное сырье – высокоминерализованные подземные воды (погребенные рассолы).

Задания

1. Перечислите, что относится к минеральным ресурсам, какие виды минеральных ресурсов выделяют на Земле? отметить на контурной карте минеральные ресурсы. Какое значение они имеют в хозяйстве?

2. Проанализируйте схему, составленную вами

3. Заполнить таблицу Крупнейшие страны мира по запасам минеральных ресурсов (с.403 учебник)

Крупнейшие страны мира по запасам

Запас

Нефти –


Природный газ –


Уголь


Железные руды


4. Сделать общий вывод по минеральным ресурсам мира

Кейс 2 «Водные ресурсы»

Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.

Задания

1. Проанализируйте текст учебника с 38 , представьте ответ (схема, табл., рисунки, о.к.)

2. Проанализируйте картосхему на с 37 и выделите страны, обеспеченные водными ресурсами

Крупнейшие страны мира по запасам

Запас




3. Ответить на вопросы: какие проблемы связаны с использованием водных ресурсов, и как человек влияет на качество воды.

4. На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданному им. Это 

озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – пресную воду!

Проанализируйте высказывание царя и сделайте общий вывод по водным ресурсам мира



Кейс 3 «Земельные ресурсы»

Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.
Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».

Задания

1.Что называют земельными ресурсами, каков мировой земельный фонд? Представить (схема, табл., рисунки, о.к.)

2. Выписать и обозначить на контурной карте первые страны мира по площади обрабатываемых земель и пастбищ и Страны с нехваткой земельных ресурсов, используя атласы и материалы учебника. (С. 36 картосхема 4)

3. Ответить на вопросы: Рационально ли используются земельные ресурсы в нашей стране? каково современное состояние земельных ресурсов и пути их сохранения

4. Сделать общий вывод по земельным ресурсам



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по географии 10 класс "Мировые природные ресурсы"

Автор: Новикова Ирина Вадимовна

Дата: 26.02.2017

Номер свидетельства: 395844

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "География мировых природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы."
    ["seo_title"] => string(80) "gieoghrafiia_mirovykh_prirodnykh_riesursov_vzaimodieistviie_obshchiestva_i_priro"
    ["file_id"] => string(6) "374045"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482907927"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "План конспект урока географии в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(45) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "218776"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433917006"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по географии.  Тема урока: Население станицы Бессергеневской Ростовской области. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-uroka-nasielieniie-stanitsy-biessierghienievskoi-rostovskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "196122"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427998420"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект интегрированного урока по социально-экономической географии мира и экономике. (10 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_intieghrirovannogho_uroka_po_sotsial_no_ekonomichieskoi_ghieoghrafii_m"
    ["file_id"] => string(6) "352235"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477414945"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "" Глобальные проблемы человечества" Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(55) "global-nyie-probliemy-chieloviechiestva-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "236670"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444135290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства