2. Вызов 4 мин. | Начало урока - Сегодня вы попали не просто на урок, а в «Школу волшебных наук». Прием «Снежный ком» -Какие науки вы знаете? ( учитель записывает на доске все, что называют ученики) -Что они изучают? А для чего человеку нужно столько наук? Прием «Магнит». Объедините науки, которые изучают природу и общество. - Множество наук изучают окружающий нас мир. Одни науки исследуют природу, другие - жизнь людей, их духовный мир, культуру, экономику в «Школе волшебных наук» мы будем знакомиться с науками о природе. Тема урока: «Роль науки» К концу урока каждый из вас будет: -знать науки о природе -понимать предмет изучения каждой науки -приводить примеры достижений науки и его значения для человека. | Ученики называют разные науки и результат деятельности Записывают тему урока «Роль науки» | |
3.Основ.ч 7-10 мин. | Изучение нового материала. -Что такое «наука»? Наука - это вид человеческой деятельности, направленный на изучение и систематизацию закономерностей природы, общества и самого процесса познания. - Как называются науки, которые изучают природу? Почему? Природу в старину называли естеством. Сделайте предположение, что же изучает естествознание… Естествознание - это совокупность знаний о природе. Все науки, которые изучают природу, называют естественными. - Что изучают естественные науки? -Они изучают разнообразные природные тела и явления. Телами, как вы, наверное, помните, называют любые предметы, любые живые существа. -Как называют предметы, сделанные человеком? Нарисуйте природные и искусственные тела. ФО. Покажите, свои рисунки однокласснику. Получите устную оценку : «Я даю звезду своему однокласснику, за….» ФО. Какие тела вы нарисовали? Почему? -А из чего состоят тела? Вещества - это то, из чего состоят все тела. Явления - это изменения, происходящие в природе. Нарисуйте явление природы, которое вы наблюдали. ФО. Покажите, свои рисунки однокласснику. Получите устную оценку: «Я даю звезду своему однокласснику, за….» ФО. Какие явления вы нарисовали? Где и когда вы их наблюдали? | Записывают определения (наука, естествознание, естественные науки, тело, вещество, явления) Делают рисунки природных тел и явлений. Взаимооценка | |
10 мин. 5 мин 1-2 мин 5 мин | Выполнять разные задания интереснее с друзьями. Для этого нужно объединиться и решить, по каким правилам мы будем работать. Предложите свои правила, которые все будут выполнять. Записываем все предложения от учеников. Групповая работа. - В «Школу волшебных наук» пришла закодированная информация. Работа по картинкам «Ассоциация». -Чтобы это значило? Ваше предположение? Прием «Пазл» Информация оказалась не полной. Остались отдельные части. Цель: кто быстрее и правильно соберёт логическую цепочку, т.е. информацию к картинке При выполнении задания, обратите внимание, как будет оцениваться ваша совместная работа. Дескриптор | баллы | определены иллюстрации и соответствующая область науки | 1 | определены область науки и происхождение слова | 1 | определены область науки и предмет изучения | 1 | итого | 3 | Выдается разрезанная таблица: астрономия | от греч. слов «астрон»-звезда, «номос»-закон | Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение | физика | от греч. слова «физис»-природа | Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д. | химия | возможно от греч. слова «химевсис»-смешивание | Наука о веществах и их превращениях | география | от греч. слов «гео»-земля, «графо»-пишу | Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание». | биология | от греч. слов «биос»-жизнь, «логос»-учение, наука | Наука о живой природе | экология | от греч. слов «экос»-дом, «логос»-учение, наука | Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы. | Проверка выполнения задания в группах. ФО. О чем была информация? Прочитайте полученную цепочку. Как вы пришли к такому выводу? ФО. Сделайте самооценку работы группы по дескрипторам. Как вы справились с заданием? надо еще поработать будьте внимательнее Все верно! Молодцы! Физминутка Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте - вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане с дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! ФО. Какую интересную деталь вы заметили во время выполнения этого задания? Что вы думаете по этому поводу? (происхождение слов греческое) Древние греки заложили основы многих наук. Знания греков уточняли, развивали, дополняли, делали новые открытия, изобретения, образовались новые науки. Например, в глубину моря определяли с помощью веревки с узлами, то сегодня - это эхолоты, которые используют знания скорости звука в воде. Наблюдения в древности велись на поверхности Земли, а сейчас наблюдения из космоса уточняют прогнозы изменения погоды, помогают вовремя предупредить людей о предстоящей угрозе. Науки развиваются, становятся на службе человека. - Какие современные достижения наук о природе (астрономия, география, биология, экология, геология, химия, физика) изменили наш мир? - Приведите примеры достижений наук в производстве различных предметов, находящихся в классном кабинете. ФО. Спасибо, Вы привели очень много интересных примеров, которые показывают, что ученики вашего класса имеют разносторонние знания об окружающем мире. | Разрабатывают правила работы в группе. Образуют временные группы по 4 человека. Обсуждают, делают предположения Обсуждают в группе, выявляют зависимости. Собирают цепочку, наклеивают на лист Выставляют баллы по дескрипторам, делают самооценку работы. Ученики приводят примеры из жизни ( развитие функциональной грамотности) | |
3 мин. | Первичная проверка знаний ФО.А для того, что бы узнать как вы усвоили эту тему , проведем игру «Верю -не верю». 1.Наука - двигатель прогресса 2.Древние греки пользовались пластмассовой посудой 3.Астрономия изучает вещества и их превращения. 4.Вода - это природное тело. 5.Физика изучает движение тел, электричество, звук, свет. 6.Золото - это вещество . 7.Химия - изучает природу земной поверхности. 8.Биология - изучает живую природу. 9.География - изучает небесные тела. 10.Экология - изучает взаимодействие человека и природы. 11.Радуга - это явление природы, которое происходит зимой ФО. По приему «Верю - не верю», я поняла, что не все ученики усвоили тему. -Какая помощь нужна? -Что на уроке было интересно? -Какие задания вызвали затруднение? -Понятно ли объяснение учителя? | Ученики поднимают руки: правую - «не верю» левую - «верю» | |