Задачи и цели: -закрепить знания понятия «гидросфера», состава и строения гидросферы -сформировать представление о мировом круговороте воды -сформировать умение самостоятельно знания - раскрыть значение воды в природе и жизни людей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Гидросфера»
Тема урока: «Гидросфера»
Класс:6
Задачи и цели: -закрепить знания понятия «гидросфера», состава и строения гидросферы -сформировать представление о мировом круговороте воды -сформировать умение самостоятельно знания - раскрыть значение воды в природе и жизни людей
Ход урока
-Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь на уроке? В морях и реках обитает, Но часто по небу летает, А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода)
-Что такое вода? Где можно ее встретить? - Вода в природе встречается в трех состояниях. В каких?
ТВЕРДАЯ СНЕГ И ЛЕД ВОДА ЖИДКАЯ ГАЗООБРАЗНАЯ ПАР
Почему вода может приобретать разные состояния? -Что нам необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?
-Каково значение воды?
-Жизнь на планете невозможна без воды. Вода входит в большем или меньшем количестве в состав всего живого. Любой живой организм не может без нее существовать. -Посудите сами. Организм человека содержит около 65% воды, наземных позвоночных – 60-65%, рыб – около80%, водорослей – 95-99%,растений суши – 50-75%.
-В становлении человека, в его истории и культуре роль воды огромна. Освоение пространств Земли происходило в основном по рекам и морям. Но еще важнее значение воды в истории развития земледелия. Орошение и обводнение были надежной основой для выращивания сельскохозяйственных культур, что в первую очередь способствовало формированию мощных государственных образований древности. Недаром самые значительные древние цивилизации возникли у великих рек. Значение воды как одной из основ бытия понимали вавилоняне, египтяне, индийцы, персы, финикийцы и греки.
Вместе с развитием хозяйства потребность в воде нарастала. В 20 веке остро встали вопросы о дефиците пресной воды на Земле и о загрязнении морских и пресных вод суши отходами хозяйственной деятельности. «Нет народов, которые не любили бы и не почитали воду. И обитатели атоллов, заброшенных в пространство Тихого океана, и жители пустынь, и мы, живущие на обширных равнинах северного полушария, - все одинаково поклоняются воде и любуются ею. Её вид и звук успокаивают и вселяют надежду. Шум и блеск водопада, рассветные плесы, мощные спины великих рек, вечные ритмы прибоя и хрустальный родник около родного дома одинаково прекрасны»,- говорил американский писатель Генри Бестон. - Человек использует воду в промышленности и быту. - Океан является поставщиком влаги, а значит и осадков, выпадающих на поверхность.
Работа со Схемой состава гидросферы.
- Что такое гидросфера? ГИДРОСФЕРА – водная оболочка Земли, включает воды Мирового океана и воды суши. - Из чего она состоит?
СОСТАВ ГИДРОСФЕРЫ
ВОДА МОРЕЙ И ОКЕАНОВ ВОДЫ СУШИ ВОДА В ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ ВОДА В АТМОСФЕРА Около 97 % массы гидросферы составляют соленые океанические воды, 2,2 % — воды ледников, остальная часть приходится на подземные, озерные и речные пресные воды.
Работа с настенной картой океанов и с картами атласов. - На земном шаре множество уникальных водных объектов. Это и Ниагарский водопад, и Священный Байкал, и неповторимые озера Карелии и Беларуси.
- Приведите конкретные примеры географических объектов. -Среди названных географических объектов есть природные рекордсмены. Проверим, знаете ли вы их. Тестовые задания
Крупнейший океан:
1.Индийский. 2.Тихий. 3.Атлантический. 4. Северный Ледовитый.
Круговорот воды в природе схема «Мировой круговорот воды в природе»
-Следует обратить внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение». Поэтому вначале надо выяснить: начало круговорота и его этапы. Необходимо обратить внимание на то, с какой скоростью происходит круговорот в различных частях гидросферы. Обобщая знания, учитель подчеркивает, что мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле. Солнце нагревает океан. Вода испаряется с поверхности океана и поднимается вверх. На высоте водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды, образуются облака. Из облаков выпадают осадки: дождь, снег. Вода попадает обратно в океан. А если подует ветер. Облака окажутся над сушей и из них выпадают осадки, которые падают на землю: в реки, или просачиваются в землю, или выпадают в горах. Реки собирают воду на суше и несут её в океан, возвращая обратно. Так происходит круговорот воды в природе.
Вывод: Океаны, вода в которых солёная, благодаря Солнцу являются главными поставщиками пресной воды на сушу. Мировой круговорот связывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу.
Вопросы – шутки:
1. Название какой реки у тебя во рту? (Десна). 2.Какая река летает? (Ворона). 3.Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? (птица иволга, река Волга).
4.Какие две рядом стоящие ноты нужно прочитать наоборот, чтобы получилось название реки Центральной Европы? (До – ре, Одер).
5.В какой воде не водится рыба? (В родниковой).
6. Где сухого камня не найдешь? (В воде).
7.Зачем в стакане вода? (За стеклом).
8.Как можно пронести воду в решете? (Заморозить).
9. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде).
10. Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, их разделяет ночь).
Закрепление знаний о состояниях воды.
-Поговорим о самых обычных вещах:
а) Какая вода, сырая или кипяченая, скорее закипит, если перед нагреванием температура их была одинакова?
б) Почему при добавлении в воду соли температура воды понижается?
в) Почему на стенках банки с холодной водой, внесенной в теплую комнату, появляется роса?
г) Почему самовар поет перед тем, как закипит, а также тогда, когда начинает остывать?
д) Стаканы часто трескаются, когда в них наливают горячую воду? Какой скорее треснет, граненый или гладкий?
е) Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна?