kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии " Байкал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок "Байкал" предназначен для 8 класса.  Как сохранить это уникальное озеро, его богатый и разнообразный мир, охрана и рациональное использование запасрв озера Байкал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии " Байкал"»

Озонова Евгения Борисовна учитель географии МАОУ «СОШ №9» г.Улан-Удэ Р.Бурятия

Урок «Байкал-жемчужина Сибири»

Задачи:

- дать представление о Байкале его природном наследии, уникальности и красоте озера;

- изучить особенные характеристики озера Байкал

-умение ориентироваться в экологической ситуации.

-проводить наблюдения, прогнозировать, делать выводы.

-воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за природное, историческое и культурное наследие родного края;

- познакомить учащихся с поэзией о Байкале.

- формирование бережного и хозяйственного отношения к данному чуду природы;

- развитие познавательных интересов обучающихся.

Оборудование: мультимедиа, аудио, видео аппаратура, карта РБ, раздаточный материал, рисунки животных, Красная книга Бурятии.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Организационный момент урока

Мотивация учебной деятельности. Звучит шум волн (магнитофон), на экране высвечиваются на фоне волн слова Л.С. Берга «Чудо природы во всех отношениях»

«Море сибирское, чудотворное –
Плещутся волны у мраморных скал.
Чаша земная, кипучая, полная –
Древний, могучий, священный Байкал!
Неувядаема сила и молодость
Синих, холодных, загадочных волн.
Море России – Сибирская гордость
Чистая совесть, лекарство от зол»

Удивительно привлекательны просторы таежной, озерной, степной, Бурятии: скалистые горы, плавные склоны холмов и причудливые изгибы балок, спокойное течение рек, и живое журчание чистейших родников, белоснежные меловые кручи и «мягкие» изумрудные луга, кудрявые «чубы» заповедных кедров и прозрачная нежность березовых рощ, величественность священного Байкала. Природа здесь небывалой красоты и ее жемчужина Байкал — животворное и завораживающее творение. Здесь море солнечного света, заряжающее теплом и энергией. Это наша прекрасная малая Родина.

Сообщение ученика: Что в имени твоем Байкал?

В мире больше нет озер, которые бы пользовались такой славой. Недаром народы слагали о нем песни и сказания, давали ему необычные названия. Байкал! Как много в этом слове! Как же оно произошло

Байкал (в переводе с тюркоязычного) произошло от слова Бай – Куль – значит богатое.

Байкал (на монгольском языке означает) – богатый олень.

Ламу (эвенкийское) значит море.

Байгал Нуур (бурятское) – значит озеро Байкал.

Существует легенда о том, что Байкал на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит, у него есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми. У него, как у человека, есть к каждому свое отношение. Он чувствует настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в душу умиротворение и покой. Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Каждый, кто побывал на Байкале хотя бы раз, стремится к нему снова и снова.

Просмотр видеофильма «У края чарующей бездны».

Работа в малых группах.

1 группа Уникальность озера Байкал.

2 группа Животный мир Байкала.

3группа Экология Байкала

Байкал – уникальный водоем. Это самое глубокое пресноводное озеро в мире. Считается, что самая большая глубина Байкала 1641 метр. Но это не так. На самом деле окончательная глубина так и неизвестна. Озеро Байкал, возникшее 20-25 млн. лет назад, является поистине уникальным творением природы, выдающимся ее памятником, величайшей научной и эстетической ценностью. Самым чистым на Земле естественным хранилищем пресной питьевой воды. В Байкале заключена пятая часть мировых запасов озерных пресных вод. Байкальская вода отвечает самым высоким питьевым стандартам и отличается насыщенностью кислородом, низким содержанием минеральных солей и органических веществ. Прозрачность вод достигает 40 м. Байкал уникален не только растениями и животными, уникальна вода - по прозрачности, чистоте, мягкости. Почему такая чистая?

  • Байкал собирает свои воды с большой, почти незагрязненной территории.

  • Берега сложены твердыми кристаллическими породами, не дающими примесей.



Байкал по праву считается самым красивым озером земного шара.

В каменную чашу Байкала можно было бы влить 23 Аральских моря, а чтобы заполнить ее всем рекам мира пришлось бы трудиться 230 дней. Корни Байкальской впадины уходят на 50- 60 см вглубь мантии земли. Под впадиной идет сильный разогрев недр, причина которого неясна. Ученые установили, что берега Байкала удаляются друг от друга со скоростью 2 см в год. Причиной является растяжение земной коры. Для этой зоны характерны землетрясения. Легенда гласит о том, что в 1862 году после 10 бального землетрясения в северной части дельты реки Селенги образовался залив (провал) и часть Цаганурской степи ушла под воду на глубину 300м. Местные жители рассказывают о том, что сейчас можно видеть под толщей воды церковь, избы.



 Животный мир озера Байкал.

Ни одно озеро в мире не может сравниться с Байкалом по разнообразию животного и растительного мира. Три четверти из них больше нигде не встречаются, то есть являются эндемиками.(запись в словарик)

Вы видите на слайдах представителей цветковых растений байкальских берегов, смешанный лес и горную тайгу, а также эндемиков бычка, омуля, нерпу.

Свои «санитары» - рачки эпишура, которые нигде в мире больше не встречаются. Именно они производят биологическую очистку вод. Они питаются организмами, вызывающими «цветение» воды Байкала и служит основной кормовой базой для большинства видов рыб, а также губки, выступающие в роли «биофильтров» байкальской воды.

    Из 52 видов рыб,  27 являются эндемиками. Основная  масса рыб концентрируется в прибрежной мелководной зоне, в приустьевых частях рек, заливах. Во внутренних водоемах отмечены рыбы:  омуль, осетр, сиг и т.д. Нерпа- единственное млекопитающее (60-65 тыс.) В основном концентрируется в северной части озера. Одним из крупнейших мест ее массовых скоплений являются Ушканьи острова. Большие массы уток скапливаются на зимовку в истоке реки Ангары.



Экология Байкала

Как прекрасна во Вселенной наша Земля! Как планета она существует уже несколько миллиардов лет и всего около двух миллионов лет назад на ней появился человек.

Как же живется сегодня этой планете вместе с человеком. К сожалению нелегко. Уже давно назрела угроза глобальной экологической катастрофы. Глобальная экологическая катастрофа- это такое состояние экологической среды на земле, когда жизнь на ней станет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю и вы увидите, что это не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть.

И вот над этим чудом природы в 20 веке нависла угроза загрязнения. Это главная проблема Байкала.

Что же можно сделать, чем помочь озеру?

Хорошо, а как вы думаете, каждый из нас может помочь Байкалу?

Создание заповедников, заказников: в 1916году был создан Баргузинский заповедник (по охране баргузинского соболя).

Самое сложное, самое трудное – это решить, как относится к Байкалу. Либо этот «музей живых древностей» сделать национальным парком, либо промышленным районом. К сожалению, второй путь все более побеждает. Не случайно забили тревогу ученые. Ученые разработали проект по технологии, которого можно изготовить прекрасные, экологичные строительные материалы из тех твердых отходов, которые накопил на берегу озера комбинат за все годы существования.

                       Давайте выясним жизнь озера

 

      естественная                                           под влиянием человека

 

расширяется     его                                           загрязнение отходами          берега удаляются друг                                   изменение уровня воды   

 от друга до 2 см в год                            сокращение и уничтожение обитателей

 

Физминутка

Заключение – вывод:

5 декабря 1996 года в Мехико на заседании Юнеско по всемирному наследию было принято решение включить озеро Байкал в список участников Всемирного наследия. Это долгожданное решение начинает новую эпоху в охране озера.

  • То, что Байкал уникален, и его надо сохранить для потомков, не только как водоем, но и как природную лабораторию изучения видообразования – это первый аспект.

  • Второе – Байкал сейчас может быть единственный на Земле источник чистой питьевой воды, потому что большинство водоемов содержит такую воду, которую нельзя пить.

  • И третье: воду Байкала можно использовать как основу для изготовления детского питания, лекарственных веществ, потому что она слабоминерализована. И самое ценное, что в водах Байкала значительно меньше натрия, чем во всех других водоемах

Признание исключительной ценности Байкала для всего человечества означает не только присуждение высшего титула, но и всевозможную помощь мирового сообщества для сохранения жемчужины Сибири для будущих поколений.

Тестовая проверка знаний

1вариант

1.Максимальная глубина Байкала (в м.)

а 1637 б 500  в 2500

2. Вид, обитающий лишь в определенном географическом районе называется

а редкий б эндемик  в единичный вид

3. Сколько процентов животных эндемиков населяют Байкал? (в %)

а 60 б 50 в 100

  4 Возраст озера Байкал?

а 40 млн. лет б 25-30 млн. лет в  20 млн. лет

 5. Сколько рек впадает в озеро Байкал?

 а100

б более 300

 в 1000

 6. Как образовалось озеро Байкал?

а в результате разлома земной коры

 б результате таяния ледников

 в результате прогиба земной поверхности

7. Сколько процентов мировых пресных вод составляет Байкал?

а 50

 б 20

 в 10

8. Назовите самый крупный остров на Байкале

  а Большой Ушканий остров

  б остров Огой

в остров Ольхон

9.  Голомянка - это

а байкальская нерпа

 б байкальский омуль

в эндемик Байкала-живородящая рыба

10. Какое утверждение верно?

  а эпишура очищает байкальскую воду от химических загрязнений

б эпишура потребляет полуразложившиеся клетки водорослей

в  эпишура отфильтровывает живые клетки водорослей

11. Как называется рыба, в теле которой содержится более 40% жира?

а голомянка

б длиннокрылка

в желтокрылка

12. Пластиковую тару нужно:

  а сжигать

  б оставлять на месте отдыха

в забирать с собой с места отдыха

13. Эпишура – это …

а Мельчайший рачок

б Плоский червь

в Моллюск

2вариант

1. Как называется фактор воздействие человека или его деятельность на природу?

а абиотический

б биотический

в антропогенный

2. По какой величине Байкал занимает первое место среди озер мира ?

а по объему,

б по ширине,

в по глубине

3. Как дышит нерпа подо льдом Байкала?

а дышит растворенным в воде кислородом

б набирает кислород на всю зиму

4. Нерегулируемая охота на соболя может привести к:

а увеличению численности его врагов

б уменьшению его корма

в сокращению численности

5. В чем уникальность байкальской рыбки голомянки?

  а она является живородящей и состоит на 40% из жира

б она питается планктонными организмами

в она откладывает икру под прибрежные камни

6. Эндемичное млекопитающее, живущее в Байкале?

а байкальский омуль

б нерпа

в голомянка

7. Когда и кем Байкал был включен в список в список Объектов Всемирного Природного наследия ?

а Европейским Советом в 1998 году

б Комиссией ЮНЕСКО в 1996 году

в Решением правительства России в 1996 году

8. Какое озеро называют «Братом Байкала»

а Танганьика

б Хубсугул

в Виктория

9. Какая из байкальских рыб является живородящей

а голомянка

б даватчан

в длиннокрылка

10. Самый крупный таежный зверь на Байкале

а медведь

б лось

в марал

11.  Какая рыба является эндемиком Байкала?

а бычок-желтокрылка

 б сиг

  в щука

12. Какой заповедник был организован в России первым?

  а Байкальский

б Баргузинский

  в Байкало-Ленский

13.  Байкальские губки - это

  а растения

б примитивные многоклеточные животные

  в моллюски



Домашнее задание:

** подготовить сообщения о заповедниках и заказниках Бурятии.

** * сделать проект «Байкал -территория туризма» за и против.
Сделать визитную карточку Байкала. (символику и общие сведения)



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока географии " Байкал"

Автор: Озонова Евгения Борисовна

Дата: 28.12.2016

Номер свидетельства: 374126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока географии "Байкал – чудо природы во всех отношениях."(8 класс)"
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_geografii_baikal_chudo_prirody_vo_vsekh_otnosheniiakh_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "529356"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575021373"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "конспект урока географии по теме "Реки" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "154298"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421147210"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект урока географии в 6 классе по теме "Реки" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-po-tiemie-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "154304"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421148052"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Жемчужина Сибири-Байкал" "
    ["seo_title"] => string(27) "zhiemchuzhina-sibiri-baikal"
    ["file_id"] => string(6) "118874"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413282679"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока  на тему "Озеро Байкал - жемчужина Сибири""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oziero-baikal-zhiemchuzhina-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "270532"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451151008"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства