Тема урока: Океания.
Цель урока: Дать определение понятию «Океания». Изучить особенности природы и населения, выявить основные проблемы Океании.
Задачи урока:
1. Образовательные: Создать условия для осознания и осмысления новой информации о физико-географическом районе – Океании; углубить знания о взаимодействии суши и океана, раскрыть особенности природы и населения Океании.
2. Развивающие: Создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; умений устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы; умение высказывать свою точку зрения и грамотно её аргументировать, выделять из большого количества информации главное, определять проблемы и находить пути их решения, развивать кругозор учащихся и их творческие способности.
3. Воспитательные: Способствовать воспитанию культуры и гуманных качеств личности учащегося, навыков общения, самостоятельности, чувства коллективизма через совместную деятельность; бережного отношения к природной среде.
Оборудование: Физическая карта мира, климатическая карта мира, презентация «Океания», учебник, инструкции, опорные слова, тесты, карточки с заданиями.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
I. Организационный этап. Создание положительного настроя на урок и дальнейший поиск информации. Звучит музыка, чтение учителем стихотворения. (слайд 3) Прослушайте стихотворения и попытайтесь определить, о чём мы будем говорить на уроке: Острова, острова…
Снова вижу во сне острова в океане.
В слабой дымке рассвет
Золотит разноцветный песок.
Я стою босиком у воды
И вдыхаю простор необъятный.
И душа улетает от тела в свободный полет.
Острова, острова…
Снова слышу во сне, как сливается ласковый шепот,
Шелест пальмовых листьев
С плеском теплых изменчивых вод,
Где в причудливых сказочных замках кораллов
Суетится, не знающий сети рыбацкой, морской хоровод
Где под ласковым солнцем в вечной неге склоняются пальмы,
Где не пуганы птицы, и не хожен ничьими ногами песок…
Острова, острова…
В каждой нашей душе есть таинственный остров,
Где мы прячем, как клады, грузы вечных проблем и забот.
Только жаль, что творец, создал Рай на Земле
И с улыбкой лукавой
От соблазнов людских бросил вас, острова,
Среди этих бушующих вод.
Стих-е Е.А.Чаупенковой
II. Сообщение темы и целей урока.
- Определение географических объектов:
400 ю.ш 1740в.д ; 250ю.ш 1110з.д; 240с.ш 1790 з.д; 100ю.ш 1450в.д (слайд 4)
- Соедините найденные острова условной прямой. Какие острова оказались внутри?
- В каком океане расположены эти острова? Как одним словом назвать все эти острова?
- Чтобы наш урок не прошел бесследно, мы тоже должны поставить цель и задачи. Какие? Какие вопросы вы бы хотели рассмотреть на уроке?
III. Постановка проблемы. Туристы, побывавшие в Океании, вспоминают о ней так: «Океания! Это избыток красоты, взывающий ко всем чувствам… Это райский уголок на Земле!» Как вы думаете, это так? Попробуем выяснять и доказать правоту данного высказывания. (слайд 5)
IV. Изучение нового материала.
1. Актуализация опорных знаний. Словарная работа: остров, архипелаг, эндемики, кораллы, атолл, барьерный риф. (слайд 6)
2. Формирование понятия «Океания». Определение географического положения. (Фронтальная беседа, работа с картой и атласом.) (слайд 7)
- Что такое Океания? Это скопление островов в центральной и западной частях Тихого океана, которые вытянулись с севера на юг, от Гавайских островов до Новой Зеландии, и с востока на запад, от острова Пасхи до Новой Гвинеи. Количество — более 10000 островов. Площадь — 1,3 млн. км²
- Где располагается Океания?
- Каково расположение Океании относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков? - Назовите острова, входящие в Океанию?
3. Открытие и исследование Океании. (слайд 8) Сообщение учащегося, беседа по вопросам:
- Когда европейцы узнали об Океании?
- Какие путешественники и исследователи внесли свой вклад в изучение Океании?
- Как вы понимаете выражение «Берег Маклая» (Николай Николаевич Миклухо-Маклай российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший жизнь папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. Этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Маклая.)
4. Природа Океании. Групповая работа. (слайд 9 - 20) Учащиеся разбиваются на группы, проводят исследование по карточкам – инструкциям, работают с атласами, учебником. Схемы составляют на магнитной доске, используя опорные слова.
Карточка – инструкция № 1.
Геоморфологи.
Задание:
1. Определить особенности рельефа и происхождение островов. Подготовить отчёт по вопросам в форме рассказа.
1. На какие группы делят острова по происхождению?
2. Как образовались материковые острова? Каков их рельеф? Примеры.
3. Как образуются вулканические острова? Каков их рельеф? Примеры.
4. Как образуются коралловые острова? Каков их рельеф? Примеры.
5. О чем говорит тот факт, что среди островов Океании много вулканических?
6. Почему в центральных, наиболее глубоких, районах Тихого океана образовались
коралловые острова? (Они образовались на вулканических островах)
7. Есть ли полезные ископаемые на островах?
2. Установите географические закономерности между тектоническим строением океана, рельефом, происхождением островов, полезными ископаемыми.
Карточка – инструкция № 2.
Климатологи.
Задание:
1. Определить климатообразующие факторы и особенности климата Океании. Подготовить отчёт
по вопросам в форме рассказа.
1. Перечислите климатические пояса, в которых лежит Океания?
2. Какой климат в Океании? Определите по карте температуру и количество осадков.
3. К чему приводят частые смены атмосферного давления над просторами океана
4. Есть ли реки? Каков их режим? (Крупные реки есть только на о. Новой Зеландии, а также на о. Новая Гвинея. Питание рек преимущественно дождевое. На атоллах реки отсутствуют из-за высокой пористости почв. Наибольшее количество озёр, в том числе, термальных, находится в Новой Зеландии, где также имеются гейзеры.)
2. Установите географические закономерности между географическим положением Океании, климатом, реками, происхождением островов.
Карточка – инструкция № 3.
Биологи.
Задание:
1. Описать органический мир Океании. Подготовить отчёт по вопросам в форме рассказа.
1. Есть ли почвы на островах? Какие природные зоны распространены?
2. Почему органический мир Океании беден?
3. Почему на островах много эндемиков?
4. Какие организмы населяют острова? Расскажите о них.
5. Органический мир, каких островов богаче? Почему?
6. Как приспособились к жизни растения и животные?
2. Установите географическую закономерность между климатом, происхождением островов и органическим миром.
Хлебное дерево. Они плодоносят «буханками» весом до 12 кг! Это довольно крупное, до 20-26 м в высоту, и быстро растущее дерево, облик которого несколько напоминает обычный дуб. Мякоть созревших плодов дерева пекут, варят, сушат, засахаривают, едят сырой и даже, разминая и растирая, делают из неё тесто для своеобразных «блинчиков». Подобно бананам, недозрелые плоды используются как овощи, а зрелые, более сладкие — как фрукты. По вкусу жареные плоды напоминают скорее картофель, чем хлеб. Семена хлебного дерева едят варёными и жареными, с солью. Плоды и листья также идут на корм скоту (козам, свиньям и т.д). Обычно хлебные деревья плодоносят в течение 70–75 лет.
Кокосовая пальма. Её называют королевой пальм, хлебом Океании. Значение велико: ствол - строительный материал, листья – для кровли, из них делают веники, плетут канаты и шляпы; из цветов получают пальмовый сахар. Из орехов – кокосовое молоко, которое удаляет жару. Из созревших орехов производят копру ( белая мякоть), измельчённой копрой или у нас называют кокосовая стружка посыпают сладости.
Киви имеют сильные четырёхпалые ноги и длинный узкий клюв с ноздрями на самом кончике. Крылья не развиты, хвост отсутствует. Перья киви больше напоминают густую шерсть. Киви обитают преимущественно в сырых вечнозелёных лесах; длинные
пальцы на ногах помогают им не вязнуть в болотистом грунте. Образ жизни они ведут исключительно сумеречный и ночной. В течение дня киви прячется в вырытой норе, дупле или под корнями деревьев. На охоту киви выходят примерно через 30 минут после заката. Их корм составляют насекомые, моллюски и земляные черви, а также опавшие ягоды и плоды. Добычу киви разыскивают с помощью обоняния и осязания — разгребая землю ногами и глубоко погружая в неё клюв, они буквально «вынюхивают» червей и насекомых. При случае киви не отказываются от мелких амфибий и ракообразных.
Такахе, или бескрылая султанка - нелетающая редкая птица, считалась вымершей. Обитает в горах Южного острова, в Новой Зеландии.
Новозеландский лён — травянистое многолетнее растение, растущее в Новой Зеландии и на о-ве Норфолк. Длинные (до 2 м) узколанцетные двурядные листья этого растения располагаются громадным веером. Листья содержат тонкие, но необычайно крепкие волокна, превосходящие своей прочностью все другие сорта растительных волокон. Ради этих волокон Новозеландский лен возделывается во многих странах. Плетут из листьев циновки, одежду, паруса, употребляют их для крыш и пр. В Европе Новозеландский лен разводится в оранжереях, как прекрасное декоративное растение. Цветет оно редко; цветки крупные, желтоватые, собранные в верхушечные кисти.
Карточка – инструкция № 4.
Этнологи.
Задание:
1. Изучить особенности населения и их основные занятия. Подготовить отчёт по вопросам в форме рассказа.
1. Откуда появились люди на островах Океании?
2. Из каких жителей состоит население островов?
3. Что вы знаете о папуасах?
4. Назовите основные занятия людей? (что выращивают, добывают, производят, основной промысел)
2. Установите географическую закономерность между климатом, занятиями и бытом населения.
Дополнительный материал. По общности происхождения, языка, культуры и обычаев народов, острова Океании разделяют на 3 группы. (таблицы раздать каждому ученику) Большая часть живёт в сельской местности. Дома – хижины, на сваях. Однако немногие народы живут по традициям предков. На острове Новая Зеландия и Гавайях преобладает городское население.
Меланезия | Микронезия | Полинезия |
В переводе с греческого – «мела» -чёрный, «незия» - острова. | «микро» - «малый» Область очень мелких островов | «поли» - «много» К этой группе относятся все остальное большое количество островов |
«Чёрные острова» населяют негроидные племена с черной кожей. | Население имеет более светлую кожу, чем негроидные народы, волнистые чёрные волосы. |
Новая Гвинея, Соломоновы, Новые Гебриды, Фиджи, Новая Каледония и др. | Марианские, Каролинские, Маршаловы, Гилберта и др. | Новая Зеландия, Тонга, Самоа, Общества, Маркизские, Туамоту, Пасхи, Гавайские и др. |
Карточка – инструкция № 5.
Экологи.
Задание:
1. Выявить экологические проблемы, предложить пути их решения. Подготовить отчёт по вопросам в форме рассказа.
1. Назовите антропогенные и природные проблемы Океании.
2. Каковы последствия этих проблем?
3. Какие пути решения проблем вы можете предложить?
4. Что привлекает туристов на островах?
2. Составьте правила поведения для туристов – «Памятка туриста»
5. Выступления групп. Работа со слайдами, схемами, картой и атласом.
VI. Закрепление изученного материала. (слайд 21 - 24)
1. Вопросы.(устная фронтальная беседа)
2. Тест.( работа с раздаточным материалом)
1. Острова Океании расположены в ... океане.
1) Северном Ледовитом 2) Тихом 3) Индийском 4) Атлантическом
2. Большая часть островов Океании имеет ... происхождение.
1) материковое и вулканическое 2) вулканическое и коралловое
3) коралловое и материковое
3. Климат большинства островов Океании характеризуется...
1) высокими температурами и высокой влажностью воздуха
2) высокими температурами и низкой влажностью воздуха
3) низкими температурами и высокой влажностью воздуха
4) низкими температурами и влажностью воздуха
4. По сложившимся в науке представлениям острова Океании первыми стали заселять выходцы из... 1) Южной Америки 2) Юго-Восточной Азии 3) Восточной Африки 4) Западной Европы
5. Папуасы Новой Гвинеи относятся к ... расе.
1) монголоидной 2) экваториальной 3) европеоидной
6. Главными занятиями жителей Океании являются - …
1) земледелие 2) животноводство 3) рыболовство
7. Большая часть островов Океании находится в ... широтах.
1) экваториальных и тропических 2) тропических и умеренных
3) умеренных и арктических
8. Остров Новая Гвинея и острова Новая Зеландия имеют ... происхождение.
1) материковое 2) вулканическое 3) коралловое
9. Наибольшей бедностью отличается животный мир ... островов.
1) материковых 2) вулканических 3) коралловых
10. Из русских путешественников наибольший вклад в изучение островов Океании внес...
1) И.Ф. Крузенштерн 3) Ф.П. Литке
2) Ф.Ф. Беллинсгаузен 4) Н.Н. Миклухо-Маклай
3. Практикум. (работа с картой и атласом)
4. Разноуровневые задания. Учащиеся выбирают вопрос определённого уровня сложности: низкий уровень сложности (зелёный цвет) – оценка «3» , средний уровень сложности (жёлтый) – оценка «4», высокий уровень сложности (красный ) – оценка «5». Задания напечатаны на бумаге, цвет которой соответствует оценке.
«3» - Почему на островах выпадает много осадков?
- Почему на островах отсутствуют хищники?
- Почему среди островов много вулканических?
«4» - Почти все древние народы занимались охотой как одним из основных видов хозяйственной деятельности. Почему охотой никогда не занимались жители Океании?
- Какую роль играет кокосовая пальма для жителей Океании? Сравните её роль со значением финиковой пальмы для жителей Сахары.
- Докажите, что климат влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
«5» - Площадь этих островов равна 269 тыс.км2. На Южном острове возвышается гора, носящая имя мореплавателя, совершившего 3 кругосветных плавания. На острове есть ледники, реки, много гейзеров. Символ острова – птица киви. Назовите остров, имя мореплавателя.
- Это второй по площади остров мира. Только на этом острове обитает 38 видов райских птиц из 45 видов. Много путешественников изучали этот остров, но один из них внёс большой вклад в изучение жизни и быта местного населения. Назовите остров, имя путешественника. Какое географическое название, связанное с именем, употребляется до
сих пор.
V. Решение проблемного вопроса, поставленного в начале урока.(слайд 25) Высказывания учащихся. -Можем ли мы сохранить красоту Океании для будущих поколения? Каким образом?
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы (слайд 26)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
IX. Домашнее задание. п.39, приготовить сообщение об одном острове Океании (по выбору учащегося)
Литература:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Океания
http://география-земли.рф/океания.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кокосовая_пальма
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хлебное_дерево
http://correct-food.com/20120130735/xlebnoe-derevo.html
http://www.factroom.ru/facts/4523
https://ru.wikipedia.org/wiki/Новозеландский_лён
https://ru.wikipedia.org/wiki/Такахе
http://www.infonature.ru/bird/bird-0312.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Киви_(птица)
http://studme.org/1385102425339/kulturologiya/narody_okeanii
Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.-М.: «ВАКО», 2010
Нагорная И. И. География. 7 класс: Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2005.
http://festival.1september.ru/articles/635806/
http://journal-bipt.info/load/53-1-0-1588
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,7948/Itemid,88/
http://izvestn.jimdo.com/автор-сайта/публикации/
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/geografija-kraevedenie/37784-konspekt-k-uroku-geografii-okeanija-7-klass.html
http://infourok.ru/urok_geografii_na_temu_okeaniya_7_klass-148552.htm