I стадия Вызов Учитель: 1 слайд - Мы продолжаем наше путешествие по Мировому океану и сегодня более подробно познакомимся с Атлантическим океаном. 2 слайд - “Атлантический океан! Необозримая водная равнина, величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушающих страх мореплавателям, – мыс Горн и мыс Бурь!” (2) Эти замечательные слова сказал французский писатель , один из создателей жанра научной фантастики Жюль Верн Приём «Ключевые слова». - Мы с вами сегодня будем, говорить об Атлантическом океане. Сейчас я даю вам время, несколько секунд, чтобы вы подумали и записали все слова, словосочетания которые относятся к этой теме. 3 слайд Тем, кому трудно справиться с заданием, можете воспользоваться подсказкой на слайде. В помощь я вам предлагаю группы слов и словосочетаний. Выбирайте только те, которые соответствуют теме. - Работаем в паре: попробуйте из своих слов составить предложения по этой теме, объединить их в небольшой текст по смыслу. - По мере изучения темы вы будете убеждаться в том, насколько вы были правы или не правы. - Перед вами лежит таблица «Верные и неверные утверждения». 4слайд Я вас попрошу поставить Да или Нет во второй колонке. Если вы сомневаетесь, предположите, или поставьте наугад, как вам подсказывает интуиция. - Таблицу отложите. К ней мы вернёмся в конце урока, чтобы проверить наши предположения. II стадия Содержания Приём «Вопросительные слова». 5слайд Теперь я попрошу вас сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в ходе изучения темы. Перед вами слайд с вопросительными и ключевыми словами. Впишите вопросы в раздел «Что я хочу узнать?». Основываясь на ваши вопросы, я составила план изучения нашего урока. 6 слайд В разделах плана вы можете найти ответ на вопросы. Приём «Кластер» 7слайд ГП океана мы рассмотрим с помощью атласов и заполним кластер, вписывая основные понятия в схему. 8слайд Познакомьтесь с основными характеристиками Атлантического океана. Приём «Лекция – визуализация» -Теперь мы познакомимся с историей исследования океана. Ваша задача вписать в кластер имена путешественников. 9 слайд - Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н.э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги. 10 слайд С эпохи Великих географических открытий (плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др. Маршруты великих путешественников вы можете увидеть на карте атласа стр.11 11слайд Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIX в. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой. - Кто знает, откуда океан получил своё название? 12 слайд Само название Атлантический океан впервые появилось на карте в 1507 году и связано с мифом об Атланте и с легендой об Атлантиде. По древнему греческому преданию, это был большой остров в Атлантическом океане, расположенный к западу от Гибралтара. Остров населяли могущественные племена – атланты. В результате сильного землетрясения остров опустился на дно океана. Ученые до сих пор спорят о его существовании и причинах гибели. Приём «Инсерт» Откройте учебники на стр.90 – 91 13 слайд С помощью текста «Особенности природы океана» ответьте на вопросы. Запишите краткие ответы в таблицу. 1 Ответ. (Комментарий учителя) 14 слайд Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны. 15 слайд 4.ответ (Комментарий учителя) Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части. Течения выносят айсберги в открытый океан до 400 с.ш. Эти районы Атлантики опасны для судоходства. Трагедия «Титаника», который на полном ходу столкнулся с айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.
5 ответ (Комментарий учителя) 16 слайд Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения. Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски. 17 слайд В Атлантическом океане много уникальных мест. Саргассово море – море без берегов. Ему берегами служат скопления водорослей. В 1642 году Христофор Колумб принял это море за береговую линию. Приём «Бортовой журнал» 18 слайд -Попрошу вас сделать записи в бортовом журнале о видах хозяйственной деятельности в океане и экологических проблемах. Для этого вы можете воспользоваться текстом учебника стр.92-94. - Проверим правильность выполнения работы. 19 слайд - Рыбный промысел Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.
20 слайд Транспортные пути Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы (показать на карте каналы). 21 слайд Добыча полезных ископаемых Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)
22 слайд Рекреационные ресурсы Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте). 23 слайд Экологические проблемы В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ. Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов. III стадия - Рефлексия 24 слайд (1) - Просмотрите свои записи. Вернитесь к таблице «Верные или неверные утверждения». Какие утверждения верные. Свертись. (2) Обратите внимание, как много вы узнали. Давайте попробуем сочинить небольшое стихотворение «Синквейн» про Атлантический океан. 25 слайд (Это стихотворение в котором нет рифмы состоящее из 5 строк) 26 слайд Атлантический Молодой, безграничный. Бушует, влечёт, манит. Океан - самый удивительный и загадочный. океан. Вернитесь к первому рисунку. Отметьте своё настроение в конце урока.
|