целью нашего интегрированного урока стало желание познакомить учащихся с творчеством Жюля Верна, заинтересовать сюжетом его романов. Обратить внимание учащихся на описание автором географических объектов. Способствовать развитию интереса к путешествиям, чтению книг. Особое внимание уделить бережному отношению Жюля Верна к природе, способствовать экологическому воспитанию школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "По следам Жюль Верна" »
«По следам Жюля Верна»
Урок – путешествие в 7 классе
Интегрированный урок
литературы и географии
учитель литературы
Константиниди М.В.
учитель географии
Туаева О.М.
МБОУ СОШ № 8
г. Владикавказ, 2014г.
Задачи: - Познакомить учащихся с творчеством Жюля Верна, заинтересовать сюжетом его романов;
- Обратить внимание учащихся на описание географических объектов;
- Способствовать развитию интереса к путешествиям, чтению книг.
- Особое внимание уделить бережному отношению Жюля Верна к природе, способствовать экологическому воспитанию школьников.
Оборудование: карта мира; оборудование (окно кабинета оформлено в виде иллюминатора, за которым видны рыбы и водоросли; в углу – стропы и корзина воздушного шара и др.) и костюмы к сценкам; рисунки учащихся по мотивам романов Жюля Верна; карта острова Линкольн; выставка книг писателя; к/фр. «Японское море», к/фр. из фильма «Дети капитана Гранта».
Музыкальное оформление: М. Дунаевский «Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта», «Веселый ветер»; Вагнер «Полет валькирий».
Ход урока.
Учитель географии: Ребята, сегодня наш кабинет оформлен необычно. Что вы здесь видите? Какие ассоциации у вас вызывает всё увиденное?
Ответы ребят.
Да, все это связано с путешествиями. А что означает слово «путешествие»? давай те обратимся к толковому словарю.
Дежурный по словарю зачитывает определение.
Любите ли вы путешествовать? Назовите самые яркие, интересные путешествия, которые вы совершили, а может быть, хотите совершить в будущем.
Ответы учащихся.
Сегодня мы хотим пригласить вас на необычный урок, урок-путешествие. И возможно мечты некоторых из вас сбудутся, т.к. мы побываем на разных материках, в дальних странах, очутимся на необитаемом острове, опустимся в глубины океана… но это чуть позже…
Учитель литературы: Ребята, взгляните на портрет человека, благодаря которому и родился наш урок. Имя этого замечательного человека, писателя, географа, путешественника – Жюль Верн, и сегодня мы отмечаем его 185-летие. Вглядитесь внимательно в имя. Какую орфограмму вы здесь увидели? Вот вам ещё одно слово-исключение.
Уч. г. Итак, наше путешествие начинается. Но отправляться в странствие с незнакомым человеком очень сложно, поэтому предлагаем вам познакомиться с биографией Жюля Верна.
Учащиеся читают заготовки (См. приложение № 1)
Уч. лит. Вопросы по биографии Жюля Верна:
В какой стране родился Ж.Верн? Кем хотел стать в детстве? А кем стал? Кто повлиял на литературные взгляды Ж.Верна? Чем Ж.Верн интересовался помимо литературы? Как долго продолжалась литературная деятельность? Что он успел написать за это время?
Уч. лит. : Назовите известные вам литературные жанры. (ответы учащихся) Любимым жанром Жюля Верна был роман, хотя писал он повести, рассказы, очерки, пьесы, научные статьи…
Уч. г. Написал даже географию Франции…
Уч. лит. : Что такое жанр романа? Обратимся к словарю. Дежурный по словарю даёт определение (романы исторические, рыцарские, любовные). У Жюля Верна больше всего романов – путешествий. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Первый из них - «Дети капитана Гранта». Звучит увертюрас фрагментом фильма «Дети капитана Гранта», сцена поимки акулы.
Уч. г. Акулу, о которой вы слышали, поймали, вспороли ей брюхо, из которого извлекли бутылку. В ней обнаружили записку. Записка была повреждена водой, многие места были стерты. Записка была написана на трех языках, но соединив содержание всех трех вот что получилось: ( текст записки написан на листе ватмана).
Сценка из романа «Дети капитана Гранта» (стр. 21-23 Ж.В. «Дети капитана Гранта» изд. «Леан», 1993г.)
После сценки песня «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»… Подпевает весь класс.
Уч. г. Из записки мы узнали, что беда с капитаном Грантом случилась на 37°11´ ю.ш. Найдите эту параллель на карте. Можно ли, зная одну координату, определить местоположение потерпевших крушение? Ответы уч-ся. Куда же наши герои отправились искать капитана Гранта? Они решили объехать весь свет по параллели 37°11´ ю.ш.. Куда же они попали? Вы узнаете об этом, ответив на вопросы: Как называется на языке индейцев пространство, лишенное древесной растительности? (пампы, пампасы). Читается отрывок из романа о пампах. (стр. 100). Что такое Патагония? Как называется материк, на котором решили искать капитана Гранта? Какие горы пересекает параллель 37°11´ ю.ш..? Как называется самая большая птица Юж. Америки?
В Южной Америке капитана не нашли. На какой материк отправились его искать? Зачитывается отрывок из романа об Австралии.(стр. 231). Заканчивается путешествие в этом романе на острове Табор (или риф Мария Терезия (австрийская императрица)). Его координаты 152° з.д., 37°11´ю.ш. Найдите эту точку на картах атласа. Подпишите этот остров на контурных картах.
Уч. лит. Возможно вас заинтересовали приключения этих героев, прочитав роман, вы узнаете, что им пришлось пережить во время поиска капитана Гранта.
Кроме романов –путешествий у Ж.Верна есть научно-фантастические романы. Один из них – «20000 лье под водой». В истории мировой литературы Ж.Верн был первым, кто обратился к жанру научной фантастики. Причем, фантастика в его романах правдоподобна и связана с настоящими и предполагаемыми научными открытиями. Из 108 гипотез – 64 реализованы в жизнь. Что же конкретно было предсказано Ж.Верном в его романах? Подводная лодка, торпеды, подводные скафандры, полеты на Луну, бурение сверхглубоких скважин… Предвидение – на 100 лет вперед!
Уч. г. В романе «Клодиус Бомбарнакс» в первой главе Ж.Верн описывает железную дорогу Владикавказ-Тифлис, которую начали строить почти через 100 лет после написания этого романа, но так и не построили.(стр. 9, изд. «Ладомир» М.)
Уч. л. А сейчас вместе с героями романа «20000 лье под водой» перенесемся в мир подводный.
Сценка из романа «20000лье под водой» стр. 66-69. К/фр. из фильма о подводном мире Японского моря.
Уч. г.вопросы по Мировому океану: Назовите и покажите на карте самое глубокое место в Мировом океане. Каков рельеф дна мирового океана? Каков животный мир М.о? А вот как описывает Ж.Верн морскую воду… (зачитывается отрывок из романа стр. 99 изд. «Карелия» Петрозаводск, 1977г). А о сегодняшней морской воде мы можем так сказать? Что же происходит с морской водой сегодня? Ответы учащихся.
Уч. лит. Ребята, вы чувствуете, какой поднялся ветер? ( «Полет валькирий») Он все сильнее и сильнее. Слышите, слышите какие-то голоса…
Сцена приземления на воздушном шаре из романа «Таинственный остров».
Уч. г. Куда же попали наши герои? Поднявшись на гору и оглядевшись, они поняли, что очутились на острове. Что такое остров? Какой остров в мире самый большой? Наши герои попали на неизвестный островок в Тихом океане. А почему этот океан тихий? Кто его так назвал? Работа с картой о.Линкольн (так путешественники назвали свой остров) и атласом. Назвать его координаты ( 35°ю.ш.) и обозначить на к. к.
Уч. лит. Представьте себе такую ситуацию: каждый из нас в отдельности терпит кораблекрушение и … оказывается в водах океана. Из перечня предложенных предметов выберите три, на ваш взгляд самых главных, для выживания на необитаемом острове:
1. компас (секстант)
2. туалетное зеркальце
3. канистра с пресной водой
4. аварийный запас продуктов
5. карта Тихого океана
6. надувная подушка
7. москитная сетка
8. мазут
9. приемник
10. средство, отпугивающее акул
11. светонепроницаемый пластик
12. 1 литр рома
13. нейлоновый шнур
14. аптечка
15. рыболовные снасти
Проводится анализ теста
Но герои, попавшие на остров, ничего этого не имели, у них не было даже перочинного ножа, ведь все было выброшено из гондолы, да и сама она полетела вниз.
Уч. г. Климат на 35°ю.ш. субтропический морской. Какие воздушные массы будут здесь господствовать зимой? На остров герои романа попали 25 марта. Какое это время года в южном полушарии? О чем надо было прежде всего подумать героям? Ответы уч-ся. Герои посчитали, что важнее всего огонь. Как добыть огонь? Ответы уч-ся. На острове Линкольна огонь добыли с помощью двух стекол от ручных часов.
Ребята, брошенные в лесу, особенно в хвойном, бутылки, банки становятся причиной лесных пожаров.
Уч. лит. С какими романами мы сегодня познакомились? И хотя в них нет общих героев, да и сюжеты как будто совершенно не связаны, но это романы из трилогии. Что такое трилогия?
Дежурный по словарю читает определение.
Открою небольшой секрет: с некоторыми героями из первой и второй частей трилогии вы встретитесь в последней части. С кем, узнаете, прочитав эти романы.
Уч. г. Какие страны посетил Ж.Верн? Но очень часто он совершал заочные путешествия, путешествия в кресле с книгой, атласом, справочниками.
Некоторые из вас, путешествуя заочно, написали сочинения: «Путешествия по Африке», «В тропическом лесу», «Зеленый ад» и др.
Ребята зачитывают некоторые фрагменты.
Уч. лит. Итоги урока: напишите мини-сочинение «Что я сегодня открыл для себя на уроке». Если остается время некоторые зачитать.
Приложение №1
«Краткая биография Ж.Верна»
Имя Жюля Верна, его жизнь окутаны тайнами и легендами. Но что же известно о нем миру?
Жюль – Габриель Верн родился 8 февраля 1828 года во французском городе Нанте. Отец его – потомственный адвокат, мать – из старинного рода бретонских моряков, кораблестроителей и судовладельцев.
Верн: «Море всегда привлекало меня, и для меня нет ничего заманчивей жизни моряка. Самому мне стать моряком не довелось, но во многих моих романах действие происходит на морях!»
Романтика моря имела для него такую притягательную силу, что однажды, когда ему было 11 лет, он убежал из дома с небольшим запасом сухарей и нанялся юнгой на парусник, держащий путь в Индию. В тот же день блудный сын был возвращен поднявшим тревогу родителям.
Жюль Верн, окончив лицей, по настоянию отца поступает в школу Права в Париже, чтобы получить по окончании адвокатское звание, а сам завидовал младшему брату, который в это время отправился на шхуне к Антильским островам. После третьего года обучения Жюль пишет своему отцу: «Твоя контора в моих руках только захиреет…. Я предпочитаю стать хорошим литератором и не быть плохим адвокатом»
Жюль Верн знакомится в Париже с автором «Трех мушкетеров» Александром Дюма. Первые свои пьесы Верн пишет для его «Исторического театра».
У Ж.Верна было много друзей не только из литературных кругов, дружил он и с профессорами и с учеными. Он интересовался геологией, химией, физикой, астрономией, ботаникой, зоологией, историей, географией. Да это был настоящий географ – профессионал!
Ж.Верн: «Я очень любил путешествовать. Когда стал жить самостоятельно, я проводил значительную часть года на своей яхте «Сен-Мишель». Я дважды обогнул на ней Средиземное море, посетил Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию. Заходил в африканские воды. Я побывал даже в Северной Америке».
И постоянно Ж.Верн изучает научные труды, пишет сам.
Литературная деятельность Ж.Верна продолжалась около 60 лет. Если собрать все его сочинения: стихи, пьесы, романы, рассказы, географические труды, статьи, очерки, то составится библиотека из 120-130 томов. Библиотека, написанная одним человеком!
Главный труд жизни писателя – 63 романа и 2 сборника повестей и рассказов, объединенных в серию «Необыкновенные приключения».
Но значение писателя определяется не количеством опубликованных книг, а новизной его творчества, богатством идей, художественными открытиями, которые делают его непохожим на других. В этом отношении Жюль Верн уникален. Уникальность его в том, что в истории мировой литературы он – первый классик научно-фантастического романа. Причем, фантастика в его романах правдоподобна и связана с настоящими и предполагаемыми в будущем научными открытиями.
«Моя жизнь протекала мирно, и я не могу жаловаться на судьбу. Только однажды случилась со мной печальная история, которая заставила меня стать домоседом и отказаться от путешествий. С нами жил мой племянник. В 1886 году он внезапно помешался и решил меня убить. Он дважды выстрелил в меня из револьвера. Первая пуля слегка задела плечо, вторая застряла в бедре». Операция помогла, но с тех пор Верн хромал и ходил с тростью.
Незаметно подкралась старость. Уже много лет Ж.Верн не выезжал из города, в котором жил, и все реже выходил из дома. Он страдал от диабета, почти полностью потерял зрение (у него была катаракта на обоих глазах), он оглох на одно ухо. Но продолжал писать, писать почти вслепую.
Советуем прочитать романы Ж.Верна: «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Плавучий остров», «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Вокруг света в восемьдесят дней».