Я считаю, что физика- не самое главное в жизни, но, увлекаясь ею, постигаешь красоту Природы, и это может стать смыслом жизни.
План урока
Тема урока: ЛИНЗЫ
Цели урока:
- Образовательная: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.
- Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть, слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы, продолжить развитие культуры речи.
- Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач, продолжить воспитание у учащихся умения работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.
Форма организации учебной работы: индивидуальная, коллективная.
Структура урока:
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Этап закрепления нового материала.
6.Этап информации учащихся о домашнем задании.
7.Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент (2 мин):
1. приветствие учащихся;
2.проверка готовности учащихся к уроку;
3.ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);
4.создание психологического настроя:
Мирозданье, постигая,
Все познай, не отбирая,
Что внутри - во внешнем сыщешь,
Что вовне – внутри отыщешь
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки...
И. Гете
Психологическая разминка.
Давайте создадим хорошее настроение, улыбнемся и повторим про себя слова:
Я здоровый человек, я успешный человек, у меня все хорошо, у меня все получится.
Улыбаясь, мы снимаем с себя напряжение и создаем вокруг себя атмосферу доброжелательности. Садитесь. Начнем урок.
Мозговая разминка.
Загадки:
- Что в сундук запереть нельзя? (свет)
- Попутчица за мною ходит в след. Мне от нее, ни зла, ни пользы нет? (тень)
- Белая кошка лезет в окошко? (солнечный свет)
- Поднялись врата, всему миру красота? (радуга)
- Когда небо ниже земли бывает? (когда в воде отражается)
- Придет в дом – не выгонишь колом, пора придет - сам уйдет (солнечный луч)
- И языка нет, а правду скажет. (зеркало)
- Перед нами - вверх ногами, пред тобой – вверх головой. (отражение в воде)
Эпиграф к уроку.
“ Мало знать – надо уметь применять”
Р. Декарт
Повторение ранее изученного материала происходит в несколько этапов (26 мин):
II. Проверка домашнего задания.
Устный опрос.
Сформировать законы геометрической оптики:
а) закон прямолинейного распространения света; б) закон независимого распространения света;
в) закон отражения света; г) закон преломления света; д) закон полного внутреннего отражения
Компьютерное тестирование (мини-тест).
1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?
- часть проходит в другую среду, а часть отражается
- свет поглощается
- свет рассеивается
- свет проходит в другую среду
2. Какое зеркало называют плоским?
- с гладкой поверхностью
- с зеркальной поверхностью
- с прозрачной поверхностью
- с плоской поверхностью
3. Какое выражение определяет закон отражения света?
- α = β
- α = γ
- sin α = sin γ
4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.
- луч 1
- луч 2
- луч 3
- луч 4
5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?
- SAE – угол падения, CAB - угол преломления
- SAD - угол преломления, FАВ - угол падения
- SAE - угол падения, FАВ - угол преломления
- ЕАS - угол падения, FАD – угол преломления
6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?
- 70о
- 140о
- 35о
- 20о
После выполнения диктанта учащиеся выполняют взаимопроверку (ответы представлены на доске), за каждый правильный ответ 1 балл:
«5» - 6 баллов, «4» - 5 баллов, «3» - 4 балла.
3. Проведение экспериментов (объяснить опыты необходимо с применением законов геометрической оптики):
Опыт №1
Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.
Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.
Опыт № 2
Стеклянную палочку опускают в пробирку с глицерином. Часть ее погруженная в глицерин, становится невидимой. Почему?
Ответ: Так как показатели стекла и глицерина почти одинаковы, то свет не преломляется на ней и не отражается от нее.
Опыт № 3
На дно пустого стакана ставят вертикально карандаш. Глаз для наблюдения располагают так, чтобы нижний конец карандаша, край стакана и глаз оказались расположенными на одной прямой. Затем не меняя положения головы, наливают в стакан воду. По мере повышения воды наблюдателю кажется, что карандаш немного поднимается и отодвигается от края стакана. При этом видимая часть дна заметно увеличивается, и стакан кажется менее глубоким, чем в действительности. При заполнении стакана водой кажущаяся его глубина составляет примерно ¾ натуральной.
Ответ: Преломление
- ”
4. Подготовка к изучению нового материала (5 мин):
Учащиеся сами должны определить тему урока. При подготовке к изучению нового материала зачитывается или рассказывается отрывок из романа Жюль Верна “Таинственный остров”, в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня. А затем ставится вопрос: “что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня”? Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица». После правильного ответа учащихся им предлагается история возникновения слова “Линза”.
“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”
Теперь озвучивается тема урока и ставится образовательная цель урока.
Изучение нового материала (20 мин):
- Работа с использованием компьютера: используя преподаватель объясняет новый материал.
- Работа учащихся с опорным конспектом
- “Построение изображения в собирающей линзе”
- используя опорный конспект рассмотреть используемые лучи.
- Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику.(физминутка для глаз)
- Рассмотреть
- : “Построение изображения в рассеивающей линзе”
- Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель).
Проверка понимания нового материла, его закрепление (10 мин):
Работа учащихся у доски:
Построить изображение предмета в собирающей линзе:
- Если предмет находится за фокусом линзы.
- Если предмет находится между фокусом и линзой.
Опережающее задание: мини – проекты учащихся
1.Микроскоп
2.Тескоп
Подведение итогов урока (5 мин):
- С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
- Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
- Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание (2 мин):
Построить изображение предмета в рассеивающей линзе:
- Если предмет находится за фокусом линзы.
- Если предмет находится между фокусом и линзой.