1.Организационный. 2.Актуализа-ция знаний. 3.Изучение нового материала: а)постановка цели, мотивация, б)планирование предстоящей работы, в)открытие нового знания. 4.Первоначальное осмысление и закрепление. Этап самопроверки Закрепление изученного материала 5.Итоги урока. 6.Рефлексия. 6.Домашнее задание. | Приветствие. Задача: 1.Настроить учащихся на познавательную деятельность. (Коммуникативная компетентнось). Задачи: 1.Выявить уровень знаний по данной теме; Актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации материала по теме. Цель. Сформулировать у учащихся понятие «миграция», познакомить с типами классификаций миграций населения. Методы: 1.Коллективное целеполагание. (Учебно-познавательная компетенция 1.Моделирование деятельности. (Учебно-познавательная компетенция) Задача: 1.Формирование основ теоретического мышления 2.Развитие умений находить общее, отличное, закономерности. 3.Воспитание способности высказывать свою точку зрения. 4.Формирование способности каждого ученика к участию в работе. 1.Определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи. 1.Поиск информации в справочной литературе. (Информационная компетенция). 2.Работа с учебником. 3.Обработка информации-выстраивание логических, причинно-следственных связей. (Информационная, общекультурная компетенции). 4.Учебный диалог. (Коммуникативная компетенция). Цель: закрепление знаний о внешней миграции Развитие способности контролировать процесс своей деятельности. Задача: 1.Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Методы: 1.Учебный диалог. 2.Коллективное подведение итогов, оценивание работы. (Учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции). 1. Задание по группам для самостоятельной работы. (Социально-трудовая компетенция, коммуникативная). Задача этапа: закрепление знаний, полученных на уроке, проверить степень понимания и знания изученного материала Формирование умения анализировать результаты своей деятельности, а также сам процесс деятельности и своё отношение к этому процессу .
Задача: 1.Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Методы: 1.Коллективное подведение итогов, оценивание работы. (Учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции).: обобщение изучаемого на уроке материала и введение его в систему ранее усвоенных знаний; Оценка работы учащихся на уроке Формирование умения анализировать результаты своей деятельности, а также сам процесс деятельности и своё отношение к этому процессу . Задача: 1.Закрепить дома полученные знания на уроке, Формирование положительного отношения к своей деятельности. Мотивация к дальнейшей работе и преодолению трудностей, встречающихся в жизни | Учитель: Психологический настрой на урок. -Здравствуйте. Пожелаем хорошего настроения Учитель: Вижу, что вы готовы к работе. Мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране География. Удачи вам и новых открытий! Ребята, мы несколько уроков знакомимся с населением России. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создаёт будущее и всегда готов встать на защиту своей Родины. Для того чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её историю, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками. А главное, любить свой край. На фоне мелодии песни «Уголок России - отчий дом» учитель читает: У каждого есть Родина своя, У каждого есть маленькое солнце. На родине заботы не томят, На родине и радостней поётся. У каждого есть Родина своя, У каждого есть дом, где он родился, А где родился, там и пригодился Вот так у нас в народе говорят. У каждого есть Родина своя, А Родина солгать не позволяет, И если я встречаюсь с негодяем, То Родина мне силы умножает У каждого есть Родина своя, А Родина для каждого святая. Николай Дружков Именно после этого стихотворения мне хочется узнать, насколько хорошо вы изучили предыдущею тему урока. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? А для этого, я проведу небольшой тест. Все вопросы мы разбирали с вами в ходе предыдущих уроков, поэтому они хорошо вам знакомы. Возьмите листочки (ребята их готовят заранее, подписав фамилию, класс, вариант), приготовились, начинаем Учитель: Помните, там есть такие строки: “У каждого есть Родина своя, У каждого есть дом, где он родился…” Вспомнили?!.. А теперь я прошу поднять руки тех, кто родился в х.Писаревка . Спасибо. А теперь, тех – чья Родина далеко отсюда. Вот видите ребята, среди вас есть одноклассник который приехал в наше село, т.е. изменило своё место проживания. Учитель.- О чём мы сегодня узнаем на уроке? Именно об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, - и так тема нашего урока: Учитель. Всем вам известна поговорка: «Рыба ищет – где глубже, а человек – где лучше». Велика Россия, но россияне уже почти тысячу лет стремятся увидеть весь свет, кто-то остаётся на Родине, кто-то уезжает из России, кто-то возвращается, т.е. постоянно происходит перемещение населения или миграции. Сегодня на уроке мы будем находить ответ на вопрос: что заставляет людей переезжать с места на место, как и почему происходят эти переселения. Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами Сегодня на уроке узнаем План: Что такое миграция и виды миграции Направленная внутренняя миграция в России Внешняя миграция Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из демографических процессов – миграцией, видами, причинами, последствиями. Ребята, записываем число, тему и эпиграф к нашему уроку: « Люди, не перелетные птицы, и их перемещение объясняется не биологическими, а общественными причинами» Н.Н. Баранский Учитель. Дайте определение, что такое миграция? Каковы бывают причины миграции? (Приведите причины миграции населения) Какая из этих причин самая главная? Но самая главная- экономическая. Виды миграции (слайд) Внешние миграции связанны с переселением из одной страны в другую. Внутренние миграции происходят в пределах одной страны. Учитель. Скажите какая из этих видов миграции влияют на численность населения страны? Внешняя миграция по направлению движения людей подразделяется на эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд людей из своей страны. Иммиграция – въезд населения в страну. Учитель. Ребята приведите примеры, когда люди меняют место жительство в стране. С чем это связано? СЕЗОННЫЕ связанные с определением временами года (сезонные рабочие из других районов отдых на море.) В прошлом в России крестьяне уходили зимой на заработки в город, а весной и летом возвращались. МАЯТНИКОВЫЕ самые массовые миграции. Изучение маятниковой миграции очень важно. От них зависит напряженность работы городского и пригородного транспорта к месту работы или учебы людей и обратно. 3.СЕЛО-ГОРОД 4.ТРУДОВЫЕ Учитель. Скажите кто в основном осуществляет миграцию? 5.ДЕПОРТАЦИЯ Миграции населения бывают добровольными и вынужденными. Назвать Добровольные (причины): 2.Вопрос к уч-ся? Итак, основными причинами вынужденных миграций были и есть Внешняя миграция Так, не приняв социальную революцию в России, с 1917 по 1930 гг. из страны эмигрировали Бунин, Куприн, Набоков, Цветаева и многие другие. Будучи за границей, эти люди сохраняли любовь к родине, были настоящими патриотами своей страны. Сергей Есенин, оказавшись за границей в качестве путешественника, ощутил на себе силу чувства тоски по родине и выразил его в строчках стихотворения: “Я покинул родимый дом… Но миграции вынужденные были характерны не только для 17-30-х. годов, но и для 60-х, 90-х. В связи с распадом СССР русские были вынуждены покидать территории бывших союзных республик (Казахстана Средней Азии, стран Закавказья и др.) т.к их всячески притесняли на территориях других государств. Эти люди явились беженцами, либо вынужденными переселенцами. Какова география потока иммигрантов и эмигрантов Внешняя миграция первая крупная миграционная волна возникла после отмены крепостного права. Освобожденные крестьяне мигрировали на УРАЛ, в южные районы СИБИРИ для освоения новых земель. Но многие отправились и в Америку Канаду, США, Аргентину. Учитель: Ребята вспомните два крупных периода усиления внешней миграции.
Определите, какие группы иммигрантов приезжают в Россию. Разность между числом прибывших в страну и числом выбывших за ее пределы за определенный срок называется миграционным приростом. Он рассчитывается так же, как естественный прирост. Фронтальная беседа с классом: Что, по-вашему, может считаться экономической причиной миграций? Приведите примеры таких миграций из жизни. Какие причины мы можем считать политическими? Есть в нашей стране миграции по политическим причинам? По религиозным причинам? Что значит вынужденные миграции За 2 недели до нашего сегодняшнего урока получили задание провести социологическое исследование по оценке населением нашего села. Сейчас мы проверим выполнение вами задания. (Ребята проводят небольшой анализ социологического исследования. Затем идет небольшая дискуссия
1 Задание: Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно. Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы. Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию. “Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы. Наш урок подошел к концу, мне хотелось бы узнать, что вам на уроке понравилось или не понравилось. Учитель; вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке. - Какую учебную задачу мы решали? Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что вас удивило? Что было для вас более интересным? Спасибо всем за помощь и участие, благодарю за работу. Я ставлю сегодня оценки… Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажет опрос следующего урока. А сейчас, в завершении урока я предлагаю вам составить синквейн о миграции Правила составления перед вами на слайде: Первая строка – существительное обозначающее тему урока. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающие интересные признаки предмета. Третья строка – 2 глагола, раскрывающих действия, свойственные данному предмету. Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть явления. Учитель анализирует синквейн параграф – 11 Задание На контурной карте России отметем знаками города, где бы вы хотели.. Жить постоянно; Периодически отдыхать; Побывать на экскурсии. А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось словами поэта Стихотворение “Родина” Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож. | Учащиеся отвечают (Размещение населения) Учащиеся выполняют тестовую работу. (Дети поднимают руки) Учащиеся отвечают дети отвечают какая тема сегодняшнего урока) “Миграции населения” Учащиеся формулируют цель и план урока Дают определения миграции Ответ учеников (внешняя) Ответ учеников (сезонные рабочие из других районов отдых на море.)) Ответ учеников: в учебнике (с.16, 2 абзац, читают и отвечают), «человеческое общество, общество». (СООБЩЕНИ миграции из села в город) Работа с учебником рис 25 Ответ молодые люди в трудоспособном возрасте) 1.Стремление найти лучшие условия для жизни. : 1.Крупные природные катастрофы; Депортация – изгнание или высылка целых народов; 3.Политическая ситуация в стране (в том числе войны, революции (СООБЩЕНИЕ о депортации) Работа с учебником.(рис 27 стр 64) (В период революции 1917г.,гражданская война интеллигенция, дворяне, духовенство мигрировали в З.Европу Франция) Вторая волна конец 80-х. страну покидали евреи, немцы, греки сообщение «Утечка умов» Работа со Слайдом 22 (Работа с учебником рис 27) Пожалуйста, руководители групп, отчитайтесь о проделанной работе.
Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова – Ответы детей. Используя приём «свободный микрофон» высказывают своё мнение по заданным вопросам. Миграция внутренняя внешняя эмигрируют иммигрируют перемещение населения с пересечением границ и изменением постоянного места жительства. |