Конспект урока по географии: "Миграция населения. Городское и сельское поселение.
Конспект урока по географии: "Миграция населения. Городское и сельское поселение.
Урок в 9 классе. Что такое миграция населения?. Какие виды миграции бывают, движение населения, счем связаны миграции, в экономическом отношении миграции. Изменение миграции между городами и селами. Миграционные проблемы. Число беженцев и переселенцев в Россию. В развитии человеческого общества большую роль играли переселенцы. Благодаря им человек заселял земной шар, осваивал территории. Воздействием переселений на жизнь общества происходит по многим направлениям Мигранты - это в основном молодые люди, поэтому в районах притока населения доля молодежи выше средней, а следовательно выше доля населения в брачных возрастах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
По переписи 1989 года в России проживает…….. народов.
Каждый из народов отличается друг от друга…….
3. По языковой принадлежности народы России относят к………
Самая большая группа в индоевропейской семье………..
К какой группе и семье относят русских…………
В России исконно русские области ……………
Исторически в России ведущими религиями верующего населения были……….
Народы России, которые подверглись полной депортации……………
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Обобщая ранее изученный материал, учитель строит логико-структурную схему « Движение населения»(на доске).
Далее продолжается изучение особенностей движения населения России.
В развитии человеческого общества до недавних пор наибольшее значение имели переселения. Благодаря им человек заселял земной шар, осваивал новые территории. Но в последние десятилетия большую роль стала играть территориальная подвижность населения, не связанная с местом жительства.
Видимо, степень подвижности отражает и общий уровень развития страны. В традиционных аграрных обществах подавляющая часть населения не только не меняет часто своего места жительства, но и никогда не уезжает далеко от своей родной деревни - разве что в ближайший город на рынок или за покупками.
Воздействие переселений на жизнь общества происходит по многим направлениям Мигранты - это в основном молодые люди, поэтому в районах притока населения доля молодежи выше средней, а следовательно, выше доля населения в брачных возрастах. Поэтому при прочих равных условиях в районах притока населения выше и число родившихся на 1000 жителей. А поскольку доля населения в старших возрастах здесь ниже средней, то число умерших на 1000 жителей ниже Следовательно, естественный прирост высокий. Поэтому в районах притока населения его численность быстро растет не только за счет миграций, но и за счет естественного прироста. Характер миграций
Число беженцев и
вынужденных переселенцев в Россию (человек)
Страна, откуда
Всего
В 1995 году
В 1996 году
прибывают
беженцы
Казахстан
185340
7948
71481
Узбекистан
160162
21613
81187
Грузия
127859
90880
108331
Киргизия
104053
20971
53559
Молдавия
71326
14664
17346
Латвия
20034
4245
10174
Эстония
15800
2050
4834
ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ЕСТЕСТВЕННОЕ
МЕХАНИЧЕСКОЕ
(ЕП)
МИГРАЦИИИ
ВНУТРЕННИЕ
в пределах страны
ВНЕШНИЕ
временные
сезонные
( за пределами страны)
эмиграция
маятниковые
иммиграция
насильственные
сезонные
Воздействие переселений на жизнь общества:
Экономическое значение миграций состоит в том, что они способствуют территориальному перераспределению работников, освоению новых территорий.
Миграционные потоки советского периода между регионами России в целом продолжали долгосрочные тенденции: шло заселение Урала, Сибири, Дальнего Востока; увеличивалась доля русского населения бывших союзных республик СССР. Но советский период отмечен и огромным ростом насильственных миграций. Первым крупным потоком такого рода является высылка «раскулаченных» крестьян в 1930-32 гг. Сотни тысяч их были высланы за пределы своих регионов, большей частью - в районы с суровыми климатическими условиями. Именно их руками были построены Беломорско- Балтийский канал, Магнитогорский и Кузнецкий комбинаты.
В 1937 г. был опробован первый вариант «переселения народов»: все корейцы, живущие в Приморском крае были в течение двух недель вывезены в Среднюю Азию и Казахстан. После начала войны 1941-45 гг. все немцы в СССР были выселены в восточные районы страны.
Помимо переселений между районами, огромный приток мигрантов двигался из сельской местности в города. Первыми в него включились жители Центральных районов страны, давно связанные с городом торговлей на рынках, работой в межсезоньях.
С начала 90-х годов картина внутренних миграций в России сменилась почти на противоположную. При общем снижении миграционной подвижности бывшие регионы притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали население высокой оплатой труда. Большая часть мигрантов ехала туда на время, чтобы заработать деньги, а затем потратить их в более благоприятных для жизни районах. Однако инфляция «съела» их сбережения, а нынешние доходы населения Севера отнюдь не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание.
А бывшие регионы миграционного оттока стали центрами притяжения мигрантов. Это прежде всего Центральная Россия и Урало- Поволжье.
Изменились и миграции между городом и селом. Миграционный отток из села в город прекратился. Зато массовыми стали сезонные миграции горожан в деревню: к родственникам, на дачи и т.п. Особенно велики ее масштабы вокруг городов, наиболее пораженных безработицей: многие предприятия даже закрываются на лето, отправляя своих работников в административные отпуска.
Миграционные проблемы ( анализ таб. 16 стр.47, рис.9 стр.48)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1 Что называют миграцией?
2. С чем связаны миграции?
3. В чем экономическое значение миграций?
4. Миграции разнообразны как по причинам, так и по характеру. Отразите это на схеме.
МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
ХАРАКТЕР:
ПРИЧИНЫ:
__________________ ________________________
__________________ ________________________
__________________ ________________________
__________________ _________________________
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 7, в контурной карте разными цветами показать основные направления миграций а) до 1917 года, б) в советский период.