kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии "Озера Казахстана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по физической географии Казахстана в 8 классе был проведен в рамках недели открытых уроков по географии учител второй квалификационной категории. 

Диалоговое обучение, используемое мною на уроках географии, позволяет учащимся освоить  и осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие умения учащихся:

  • Улучшение речи в диалоге и монологе
  • Грамотное применение терминов
  • Умение воспроизводить учебную информацию для участников группы, умение объяснять, приводить  примеры не из учебника, а свои жизненные ситуации
  • Прислушиваться к мнению каждого участника группы
  • Умение спокойно вступать в диалог и со взрослыми, не боясь задавать вопросы не только из области географии, но и из других  областей знаний.

Уроки, проводимые  с использование новых подходов в обучении, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают  понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее. Ученики с интересом стали посещать уроки, потому что для них стали создаваться условия для саморазвития, самообразования.   

На нас, современных учителей- учителей новой формации, возложена миссия- надо сделать так, чтобы школа из настоящего состояния «переместилась» в будущее. Я хочу процитировать слова писателя Ю.М. Лотмана, которые полностью  отражают картину моей школы в будущем: « Здесь нет уже верха и низа- учителей и учеников- здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе, когда одни хотят учиться, а другие помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Озера Казахстана" »

Кабденова Ардак Сериковна, учитель географии Чаглинской средней школы Зерендинского района Акмолинской области.

Пәні/ Предмет: физическая география Казахстана

Сынып/ Класс:8

Тақырып/Тема: «Озера Казахстана»
SMART мақсаты/SMART цель урока: использование географических знаний и умений для анализа, оценки и прогнозирования географической информации.
Күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:

Учащиеся знают и понимают понятия: озеро, котловина, виды озер по происхождению котловин: сточных и бессточных озерах.
Развивается логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер от происхождения озерных котловин, сформированы знания об особенностях происхождения и расположения озер Казахстана.

Умеют определять расположение озер на карте Казахстана.
Умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Сабақтың түрі/ тип урока: аралас сабақ/комбинированный урок

Құрал-жабдықтар, көрнекі құралдар/ оборудование: интерактивная доска, физическая карта Казахстана, учебник, контурные карты, таблицы.

Сабақтың құрылымы/ структура урока:


Бөлім/

часть:

I.Ұйымдастыру/

Орг.момент



ІІ. Үй тапсырманы тексеру/

Проверка д/з


IIІ. Жаңа тақырып/

Новая тема

IV. Бекіту/ закрепление и оценочная рефлексия

V. Үй тапсырмасы/ Домашнее задание

Уақыты/

время

2 минуты


10 минут

20 минут

12 минут

1 минута



Сабақтың барысы/ Ход урока



Мұғалімнің іс-әрекеті/Деятельность учителя

Оқушының іс-әрекеті

I

I

Поприветствовать учеников, проверить присутствующих.


II

II

Проверка домашнего задания. Учащимся раздаются листы вопросов, составленные по таксономии Блума.

Критерий А

Знание и понимание

Что называют рекой?

Что такое бассейн реки?

Сколько бассейнов рек на территории Казахстана?

1

1

4

Всего: 6 баллов

Критерий В

Применение

Определите на карте атласа:

Какие реки относятся к бассейну Каспийского моря?

К бассейну Северного Ледовитого океана ?
Реки Балхаш-Алакольского бассейна.
К бассейну Аральского моря.






Всего 4 балла

Критерий С



Анализ и синтез

Определите по характеристикам названия рек:

  1. Две реки впадают в Аральское море: с востока - Сырдарья, с запада – Амударья. Одна из них принадлежит нашему государству – это река, содержащая в своем названии продукт питания и женское имя. Совершенно верно – это…..

  2. На протяжении более чем 500 км протекает река по территории и дарит людям влагу, свежесть спасает от жары и жажды. Столица расположена на берегах этой реки.

  3. По окраинам Казахстана несут свои воды наши самые крупные реки. Это источники воды для промышленности и сельского хозяйства это дешевые пути сообщения и неиссякаемые источники гидроэнергии. Назовите эти реки.

  4. Эта река по своей длине 1433 км, в т.ч. Казахстане её длина 815 км. не уступает Северной Длине, а по своему стоку превосходит полноводную Кубань.



3





1





4






1



Всего:

9



Критерий Д

Оценивание

или прогнозирование

Напишите, какие меры по охране вод наших рек необходимо принять в современное время:

1) 2) 3)


3


Общее количество баллов: 22 балла

Взаимопроверка. 22-20 баллов – «5»

19-17 – «4»

16-13- «3»

Взаимооценивание.

Индивидуальная работа учеников.































ІІІ















Изучение новой темы.

Мозговой штурм: Что такое голубые глаза планеты?

Кластер «Озеро».

Озеро – это замкнутый водоем, заполненный водой, или природное углубление суши, заполненное водой. Не является частью океана и не течет по руслу.

Котловина - углубления , в которых находятся озера.

Сточное озеро – это озеро куда втекают реки и вытекают. Бессточное озеро – озеро куда втекают реки , но не вытекают.

По происхождению озерных котловин озера подразделяются на пять групп.

1. Тектонические озерные котловины образуются в результате образования трещин, разломов и опусканий земной коры. Они отличаются большой глубиной и крутизной склонов 2. Вулканические, которые образуются в кратерах вулканов или в понижениях лавовых полей 3. Ледниковые озерные котловины образуются в связи с выпахивающей деятельностью ледников (размывом) и скоплением вод перед ледниковыми формами рельефа, когда ледник при таянии отлагал переносимый материал, образуя холмы, гряды, возвышенности и понижения. Эти озера обычно узкие и длинные, сориентированные по линиям таяния ледника.

4. Карстовые озера, котловины которых возникали в результате провалов, просадок почвы и размыва горных пород (известняки, гипсы, доломиты). Растворение этих пород водой приводит к образованию глубоких, но незначительных по площади озерных котловин.

5. Запрудные (завальные, или плотинные) озера возникают в результате преграждения русла (долины) реки глыбами пород при обвалах в горах

Ряд озер образован иными причинами:лиманные озера распространены на берегах морей — это прибрежные участки моря, обособившиеся от него посредством прибрежных кос;

озера-старицы — озера, возникшие в старых руслах рек.



Диалог.

Видео http://geographyofrussia.com/ozera-2/
Посмотрите на карту и скажите, какие озера Казахстана вы знаете?


Деление на пары «Открытки». Работа в парах.

1 пара: общие сведения об озерах.

2 пара: происхождение озерных котловин.

3 пара: озера на карте Казахстана.


Ответ

учеников (озеро)

Заполняют кластер на ватмане.

Ответы учащихся.




























Парная работа учащихся.

Защита своих работ.


IV

Закрепление:

Вопросы по таксономии Блума.

Задания на знание и понимание:
Критерий А. Знание. Дать определение понятиям:

1. Озеро

2. котловина

3. тектоническое озеро

4. старицы

Задания на применение знаний и умений:

Критерий В. Понимание .Определите происхождение их котловин.

1. Каспийское море

2. Улкен Алматы.

3. Селетытениз

4. Жайсан

5. Коргалжын

6. Маркаколь

1.Тектонические озера.

2. Остаточные озера

3. Суффозионные озера

4. Каровые озера

Критерий С. Применение.

Задание:

На отдельном листе вы должны написать названия 16 географических

Объектов, имеющих отношение к внутренним водам. Пользоваться картами запрещено.(Контурная карта прилагается).

Ответы: 1 – Каспийское море, 2 – Жайык, 3 – Жем, 4 – Тургай, 5 – Ишим, 6 – оз. Тенгиз, 7 – Иртыш, 8 – оз. Зайсан, 9 – оз. Алаколь, 10 – оз. Балхаш, 11 – Капчагайское водохранилище, 12 – Или, 13 – Чу, 14 – Сарысу, 15 – Сырдарья, 16 – Аральское море.

Взаимопроверка. Взаимооценивание.

«5» - 26-23

«4» - 22 -19

«3» - 18 -15

«2» - менее 15

Итог урока: слово учителя.

Выставление оценок в журнал.

Рефлексия урока.

Индивидуальная работа учащихся.



Проверяют друг друга по ключам ответов. И выставлют оценки друг другу. Заполняют оценочные листы.


V

Домашнее задание. П.29 прочитать заполнить контурную карту

Запись в дневниках



Раздаточный материал учащимся.

1 паре.

Общие сведения об озерах.

В Казахстане насчитывается множество больших и малых озер – более 48 тысяч, значительная часть которых находится на севере республики. Кроме таких крупных, как Каспийское и Аральское моря, озеро Балхаш, по численности преобладают (94%) малые озера площадью менее 1 км2. Почти все озера бессточные и отличаются резким колебанием уровня воды. Вода в большинстве озер соленая, причем многие из них самосадочные и служат для добычи соли.
В Казахстане находится 22 озеро площадью 100 км2иболее. Они занимают 60% общей площади озер республики.
Озера Казахстана имеют две особенности. Первая из них – неравномерное распределение по территории республики. В зависимости от климатических условий количество озер уменьшается с севера на юг. Например, в северной части Казахстана насчитывается 25287 озер (45%), а в центральной и южной – 20000 озер (36%). По занимаемой площади доля северных озер составляет 35% от площади всех озер, а доля центральных и южных – 10%.
Озера встречаются во всех природных зонах, но в зависимости от соотношения тепла и влаги их распределение, количество и качество воды неодинаково. В увлажненных районах находится большое количество озер, но преобладают пресные. В районах с сухим климатом озер мало, и они, как правило, мелководные, непроточные, соленые, летом чаще всего высыхают. Например, в лесостепной зоне находится 740 озер площадью менее 1 км2, из них пресных и солоноватых в 6 раз больше, чем озер с соленой водой. К югу количество пресноводных озер уменьшается, а соленых – увеличивается. В степной зоне озер такой же площади насчитывается 1875, пресных – в 4 раза больше, чем соленых. В полупустынной зоне количество озер 216, причем пресноводных в 1,3 раза больше, чем соленых. В пустынной зоне – 142 озера, и почти все они соленые. Подавляющее большинство озер равнинной части Казахстана расположено на высоте 100–350 м над уровнем моря, преимущественно в рыхлых отложениях неогена и антропогена. Вместе с тем, озера распределяются в виде отдельных групп в определенных районах. Большое количество озер находится на Прикаспийской и Tуранской низменностях, Западно-Сибирской равнине, в низкогорьях Сарыарки и юго-восточных горных районах.
Второй особенностью озер Казахстана является их разновозрастность. Озера образовались в разное время. Большинство озер равнинно-низкогорной части переживает позднюю стадию развития. Озера лесостепных и степных зон постепенно заполняются рыхлыми отложениями, зарастают растительностью. Озера полупустынной и пустынной зон быстро засолоняются и превращаются в самосадочные озера, соры. Большинство из них находится в различных стадиях «отмирания». Озера высокогорных районов Казахстана по возрасту относятся к молодым, образовавшимся намного позже. Они распределены неравномерно и встречаются на разных высотах. Наибольшее число озер располагается на высоте 1400–2800 м. Ниже и выше этого уровня количество их резко уменьшается. В местах ниже 1400 м сильно проявляющаяся водная эрозия препятствует образованию озер.
Уровень воды в озерах зависит от соотношения прихода и расхода воды. Из-за существенных изменений водного баланса в течение года уровень воды часто колеблется. В период весеннего снеготаяния уровень многих озер Казахстана поднимается, а летом – постепенно снижается, но из-за ливневых дождей на некоторое время поднимается вновь. Иногда колебание уровня воды так резко выражается, что отдельные неглубокие озера периодически высыхают. Самыми маловодными озера в Казахстане были в 1936–1940 годы. Тогда в Северном Казахстане пересохло около 70% озер.



2 пара: происхождение озерных котловин.

Казахстанские озера по происхождению котловин делятся на следующие типы.


Tектонические озера. В результате заполнения водой грабенов – опущенных по разломам участков земной коры вытянутой формы – появляются тектонические озера. Так как грабены образуются в разломах земной коры, то берега таких озер обрывистые, крутые.
На территории Казахстана такие озера распространены в юго-восточных горных районах и в Сарыарке.
Зайсан, Маркаколь, Карасор, Tенгиз-Кургальжинская и Кокшетауская группы, бывшее озеро Иссык реликтовые (остаточные) озера Они характерны для первичных равнин, в частности, для Прикаспийской низменности. Вместе с тем и некоторые озера Tургайской ложбины, Tуранской низменности, Балхаш-Алакольской впадины также являются остаточными. Главные остаточные озера Казахстана – Каспийское и Аральское моря. Эти тектонические озера образовались в прогибах земной коры. Из остатков моря Tетис образовались Каспийское и Аральское моря. Каспий , Арал
Ледниковые озера образовались в результате деятельности древних ледников в высокогорных областях Казахстана.К ним относятсяморенно-запрудные и каровые озера. Воды Большого Алматинского озера в верховьях реки БольшаяАлматинка в Заилийском Алатау и озера Жасылколь, расположенного в верховьях реки Лепсы на северном склоне Жунгарского Алатау, и многих других сдерживаются естественными дамбами – моренами, т.е. валами из обломков породы, оставленных древними ледниками.
Каровые озера распространены в высокогорьях в районе снеговой линии. В привершинной части гор под воздействием небольших ледников и выветривания образуются
чашеобразные углубления. Они имеют крутые склоны, пологое днище. При наполнении водой образуются каровые озера, обычно округлой формы. Tаких озер очень много, но они небольшие по размерам.

Суффозионные, или просадочные, озера.образовались результате проседания рыхлых пород образуются заполненные водой плоскодонные понижения. Их называют степными блюдцами. На севере Казахстана, на Западно-Сибирской равнине таких озер очень много.
Старицы (долинно-русловые озера) расположены непосредственно в речных поймах, в отделившихся от реки участках ее прежнего русла


3 пара: озера на карте Казахстана.

Каспийское море, Аральское море, Балхаш, Алаколь, Жайсан, Тениз, Силетытениз, Сасыкколь, Кусмурын, Маркаколь, Коргалжын, Улкен Алматы, Шалкар и другие.














Оценочный лист


Влад

Домашнее задание

Закрепление

Отметка /баллы



Оценочный лист


Алишер

Домашнее задание

Закрепление

Отметка /баллы




Оценочный лист


Виолетта

Домашнее задание

Закрепление

Отметка /баллы




Оценочный лист



Домашнее задание

Закрепление

Отметка /баллы




Оценочный лист



Домашнее задание

Закрепление

Отметка /баллы




Оценочный лист


Махамбет

Домашнее задание

Закрепление

Отметка /баллы




Оценочный лист


Лена

Домашнее задание

Закрепление

Отметка /баллы




Оценочный лист


Ольга

Домашнее задание

Закрепление

Отметка /баллы




Оценочный лист


Диляра

Домашнее задание

Закрепление

Отметка /баллы




Вопросы по таксономии Блума.

Задания на знание и понимание:

Критерий А. Знание. Дать определение понятиям:

1. Озеро

2. котловина

3. тектоническое озеро

4. старицы


Задания на применение знаний и умений:

Критерий В. Понимание .Определите происхождение их котловин.

1. Каспийское море

2. Улкен Алматы.

3. Селетытениз

4. Жайсан

5. Коргалжын

6. Маркаколь

1.Тектонические озера.

2. Остаточные озера

3. Суффозионные озера

4. Каровые озера


Критерий С. Применение.

Задание:

На отдельном листе вы должны написать названия 16 географических

Объектов, имеющих отношение к внутренним водам. Пользоваться картами запрещено.(Контурная карта прилагается).

Ответы: 1 – Каспийское море, 2 – Жайык, 3 – Жем, 4 – Тургай, 5 – Ишим, 6 – оз. Тенгиз, 7 – Иртыш, 8 – оз. Зайсан, 9 – оз. Алаколь, 10 – оз. Балхаш, 11 – Капчагайское водохранилище, 12 – Или, 13 – Чу, 14 – Сарысу, 15 – Сырдарья, 16 – Аральское море.

Взаимопроверка. Взаимооценивание.

«5» - 26-23

«4» - 22 -19

«3» - 18 -15

«2» - менее 15










Проверка д/з

Критерий А

Знание и понимание

Что называют рекой?


Что такое бассейн реки?


Сколько бассейнов рек на территории Казахстана?


1

1

4

Всего: 6 баллов

Критерий В

Применение

Определите на карте атласа:

Какие реки относятся к бассейну Каспийского моря?


К бассейну Северного Ледовитого океана ?


Реки Балхаш-Алакольского бассейна.


К бассейну Аральского моря.






Всего 4 балла

Критерий С



Анализ и синтез

Определите по характеристикам названия рек:

  1. Две реки впадают в Аральское море: с востока - …, с запада – . Одна из них принадлежит нашему государству – это река, содержащая в своем названии продукт питания и женское имя. Совершенно верно – это…..

  2. На протяжении более чем 500 км протекает река по территории и дарит людям влагу, свежесть спасает от жары и жажды. Столица расположена на берегах этой реки.


  1. По окраинам Казахстана несут свои воды наши самые крупные реки. Это источники воды для промышленности и сельского хозяйства это дешевые пути сообщения и неиссякаемые источники гидроэнергии. Назовите эти реки.



  1. Эта река по своей длине 1433 км, в т.ч. Казахстане её длина 815 км. не уступает Северной Длине, а по своему стоку превосходит полноводную Кубань.




3





1





4






1



Всего:

9



Критерий Д

Оценивание

или прогнозирование

Напишите, какие меры по охране вод наших рек необходимо принять в современное время:

1) 2) 3)


3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по географии "Озера Казахстана"

Автор: Кабденова Ардак Сериковна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "План-конспект урока  географии в 8 классе "Заповедники Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(70) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-zapoviedniki-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "171453"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672621"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока по географии для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "115939"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412178899"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока   Экологические проблемы Казахстана "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-ekologhichieskiie-probliemy-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "101478"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402418671"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект  по географии. Тема: Рельф и полезные ископаемые. "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-po-ghieoghrafii-tiema-riel-f-i-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "160822"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422120755"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по географии "Астана - столица РК" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-astana-stolitsa-rk"
    ["file_id"] => string(6) "162910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422427371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства