Учащиеся получат географические умения: ориентироваться по компасу, Полярной звезде, «живым ориентирам», определять азимут и стороны горизонта, познакомятся с особенностями карты (план местности).
Учащиеся осознают: понимание значения умения ориентироваться в пространстве, необходимость умения ориентирования в пространстве для сохранения жизни и здоровья.
Оборудование: компасы, карта план местности, учебник, атлас, тетрадь-тренажер.
Обязательный минимум: Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной Звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане.
Тип урока: вводный
Ход урока
Организационный момент
Постановка проблемного вопроса.
Картина «Витязь на распутье»
- У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?
(отвечают на вопрос)
Вывод: необходимо научиться ориентироваться, т.е. определять свое местонахождение в пространстве относительно сторон горизонта (определение в учебнике§14, стр.40).
Записывают проблемный вопрос: Как ориентироваться на местности?
Постановка целей урока
- Как вы думаете, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны сегодня на уроке узнать? (ответы детей)
Работа в парах – ПОДУМАЙТЕ ВМЕСТЕ!!
Подсказки:
понятия - стороны горизонта, способы ориентирования (по компасу, по Полярной звезде,, по «живым ориентирам»), компас, азимут, план местности, топографическая карта;
умения - ориентироваться на местности разными способами, пользоваться компасом, определять азимут, уметь «читать» план местности.
(Записывают свои цели в тетрадь в форме таблицы «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»)
-Не забудьте соблюдать порядок в ваших записях: в том порядке, в котором нужно узнавать новое
Рефлексия
- оцените свою работу и работу партнера по формулированию целей урока и плана урока
2. Актуализация имеющихся знаний
Вспоминают основные и дополнительные стороны горизонта, работают у доски и в тетрадях: подписывают стороны горизонта.
Рассказывают о способах определения сторон горизонта по местным признакам
Работа над новой темой
Работают в группах тетрадь-тренажер (стр.21№2,№3)
Работа с картой.
Отвечают на вопрос: Какие еще способы ориентирования на местности вы знаете?
Работают с компасом: изучают устройство компаса, объясняют его назначение.
Ориентируют компас в классе.
Знакомятся с понятием азимут и выполняют задания (тетрадь-тренажер стр.19 №9, стр.25 №5, №6)
Выполняют практические задания по определению азимута
-Определите азимут входной двери в классе относительно вашего места.
Делают вывод, что ориентироваться на местности можно также при помощи компаса.
Анализируют рис. 2.17, учебник стр.41
-Какие объекты нанесены на план, как вы об этом узнали?
Работают с учебником: читают выборочно текст (стр.40-41).
Работа с атласом (план местности): какие географические объекты можно увидеть на этом плане? Определяют азимут и направления сторон горизонта.
Делают вывод о том, что ориентироваться на местности можно также с помощью плана местности.
Рефлексия
Оценивают свою работу над проблемным вопросом «Как можно ориентироваться на местности?»