kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии для 8 класса. Тема "Численность населения России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока, для 8 класса, по теме "Численность населения России".

Цель: дать понятие новым терминам: «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв»; определить проблемы численности населения, от чего зависит численность населения, как менялось число жителей России;

научить читать и анализировать графики, устанавливать по ним изменение численности и естественного движения населения России; развивать аналитические способности, логическое мышление; воспитывать самостоятельность в постижении основ науки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии для 8 класса. Тема "Численность населения России". »

УРОК 7


Тема. Численность населения России.

Цель:  дать понятие новым терминам: «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв»; определить проблемы численности населения, от чего зависит численность населения, как менялось число жителей России;

научить читать и анализировать графики, устанавливать по ним изменение численности и естественного движения населения России; развивать аналитические способности, логическое мышление; воспитывать самостоятельность в постижении основ наук.

Оборудование: учебник, атласы

Тип урока: урок изуче­ния нового материала


ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний

3. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Человек – высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.


Как можно получить сведения о численности населения ?

Наиболее полные сведения о численности населения дают переписи населения.

На Руси переписи проводятся с XV века. Переписи показывают, что в прошлом население России росло медленно. До середины ХХ века в России преобладало сельское население.


Первая всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в 1897 г.

В Советском Союзе проведено семь переписей (1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 г. и последняя в 1989 г.). До последних лет не были известны данные переписи 1937 г., так как она дала неугодные сталинскому режиму данные о крупных людских потерях в результате насильственной коллективизации начала 30-х годов и репрессий.


Последние две переписи в России проводилась в октябре 2002 г. и в октябре 2010г.

Счетчики в совершили почти сплошной обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны: его возраст, пол, национальность, гражданство, образование и многое другое.

Поэтому мы довольно точно знаем, сколько россиян было октябре 2002 г. – 145,2 млн человек.,

в октябре 2010г – 142,9 млн человек.


Каковы причины снижения численности населения России?


  1. Изучение нового материала

Изменение численности населения (динамика) зависит от его естественного движения – рождаемости и смертности. Имеет значение и механическое движение – число прибывших в страну и выбывших из неё (миграции).

Естественное движение измеряется общим числом родившихся и умерших за год людей.

Разница между этими показателями (Р и С) называется естественным приростом населения.


ЕП=Р-С

Рождаемость – количество родившихся за год на 1000человек.

Смертность – количество умерших за год на 1000 человек.


Положительный естественный прирост населения – когда рождаемость превышает смертность:

ЕП =Р С. (ЕП=Р-С)


Естественная убыль населения (отрицательный естественный прирост) – когда смертность превышает рождаемость: ЕУ =С Р.


Работа с рис 13, стр. 28 (анализ графика)


В последнее десятилетие для России характерен отрицательный естественный прирост.


Что это значит?

В чем измеряется естественный прирост?

Измеряется в промилле (тысячная доля целого) – число родившихся, умерших или естественный прирост на тысячу жителей.


Самый низкий естественный прирост в России характерен для Псковской области,

( 2007 г - рождаемость составила -9,1‰, смертность-23,2‰


Чему равен ЕП В Псковской области? -14,1‰ , (отрицательный прирост).


Самый высокий ЕП характерен для республик Северного Кавказа:

  • Дагестана;

  • Ингушетии


Население увеличивается или уменьшается по определённым причинам;

наблюдаются демографические кризисы и взрывы.

Общую картину воспроизводства населения в России изменили демографические кризисы.


Демографический взрыв резкое повышение численности населения.


Что такое демографический кризис?

Запись в тетрадь 

Демографический кризис резкое снижение численности населения.

Россия находится в состоянии демографического кризиса, т. е. снижения численности населения. Определим причины демографических кризисов:

  1. Революции, войны;

  2. Эпидемии;

  3. Голод.

Демографические кризисы в России

1-й демографический кризис  отмечен с 1914-1922гг. (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).

Потери составили по разным оценкам от 12-18 млн. человек.

2-й демографический кризис  определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод (засуха)1933-34 гг .

Потери от 5- 5,5 млн. человек

3-й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.

Потери 18 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости от 21-27 млн.человек. 

4-й демографический кризис  начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах.



Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов XX в.?

Чтобы оценить это, надо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать более отдаленные последствия демографических потерь.

В годы Великой Отечественной войны число родившихся было почти вдвое меньшим, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960-х гг.,родившиеся в годы войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньшим, как и число родившихся. Здесь проявилось «демографическое эхо войны». Еще через 20-25 лет, в начале 1990-х гг , ситуация повторилась («второе эхо войны»).

Демографы рассчитали, что при «нормальном» демографическом развитии, то есть без потерь от войн, голода, отъезда из страны и репрессий, численность населения России к 1995 г. составила бы около 270 млн человек (вместо 148 млн фактически). Это означает, что с лица Земли исчезла страна, число жителей которой составило бы 122 млн человек – как в современной Японии!

Такова оказалась для России цена войн и социальных потрясений.


5.Закрепление изученного материала


Вопросы № 1-5, стр 31 учебника



  1. Итог урока


Таким образом, со времён образования Российского государства происходило увеличение территории и продвижение населения в зоне приращения. На численность населения влияют демографические кризисы и взрывы. В XX веке Россия понесла самые страшные людские потери за всю свою тысячелетнюю историю. Войны, голод и эпидемии, репрессии против целых классов, сословий и народов – всё это вместе взятое уменьшило возможное число жителей России почти вдвое.

В XX в. Россия понесла самые страшные людские потери за всю свою тысячелетнюю историю. Войны с внешними врагами и россиян друг с другом (Гражданская война), голод и эпидемии, репрессии против целых классов, сословий и народов – все это вместе взятое уменьшило возможное число жителей России почти вдвое. Это были не просто количественные, но и качественные потери. В войнах, конфликтах, репрессиях гибнет цвет нации – самые яркие, выдающиеся личности, храбрые и самоотверженные, активные и самостоятельно мыслящие. Помня об этом, нужно не допускать новых потрясений и потерь и прежде всего беречь людей главное богатство России.




7. Домашнее задание Параграф ____ читать, задание № 7 (а, б) стр 31



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по географии для 8 класса. Тема "Численность населения России".

Автор: Эмиралиева Сусанна Дилаверовна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 135181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по географии.  Тема урока: Население станицы Бессергеневской Ростовской области. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-uroka-nasielieniie-stanitsy-biessierghienievskoi-rostovskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "196122"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427998420"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по теме "Географическая карта" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-karta"
    ["file_id"] => string(6) "124960"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414856706"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспекты уроков по теме: "Европа. Общий обзор." "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekty-urokov-po-tiemie-ievropa-obshchii-obzor"
    ["file_id"] => string(6) "103773"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402632122"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока по теме "Глобальные проблемы человечества" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-tiemie-global-nyie-probliemy-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "148019"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419542593"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства