конспект урока по географии "Атмосфера, её строение и состав"
Конспект урока по географии "Атмосфера, её строение и состав"
Конспект урока по географии содержит материал урока по теме "Атмосфера, её строение и состав".
Цель: дать представление о воздушной оболочке Земли.
Задачи:
Образовательная: сформировать понятие об атмосфере, как газовой оболочке Земли.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к изучению природных атмосферных явлений; развитию стремления к самостоятельному поиску знаний.
Воспитательная: повышение интереса к изучение предмета; формирование научного мировоззрения.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, беседа.
Оборудование: учебник, атлас, ТСО.
В ходе урока рассматривается значение воздушной оболочки Земли, изучается состав оболочки, а также строение атмосферы. На уроке обучающимся предлагается просмотр видеофильма о строении атмосферы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по географии "Атмосфера, её строение и состав" »
Конспект урока по географии по теме:
«Атмосфера, её строение и состав»
Класс: 6
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель:дать представление о воздушной оболочке Земли.
Задачи:
Образовательная: сформировать понятие об атмосфере, как газовой оболочке Земли.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к изучению природных атмосферных явлений; развитию стремления к самостоятельному поиску знаний.
Воспитательная: повышение интереса к изучение предмета; формирование научного мировоззрения.
- Выделяют несколько оболочек Земли, некоторые из них мы уже изучили.
Какие оболочки мы уже изучили?
Сегодня мы поговорим о ещё одной оболочке нашей земли, без которой невозможна жизнь – это Атмосфера.
- Каждому из учащихся предлагается назвать свои ассоциации, которые возникают у него со словосочетанием «Воздушная одежда Земли».
- Что вы знаете о воздушной оболочке земли? (Рассказ)
- Что бы вам хотелось узнать?
Тема сегодняшнего урока «Атмосфера, её строение и состав».
Исходя из нашей темы, попробуем поставить цель урока.
Цель:изучить воздушную оболочку Земли.
Но, чтобы достичь цели, сначала нам предстоит ответить на некоторые вопросы, давай те подумаем какие?
Что называется атмосферой?
Из чего состоит атмосфера?
Каково строение атмосферы?
Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты?
3.Изучение нового материала.
Определите, из каких слов состоит слово «Атмосфера»? (атмос- пар, сфера – шар).
Попробуем дать определение (записываем в тетрадь).
«Атмосфера» – воздушная оболочка земли.
Ученые считают, что современная земная атмосфера появилась около 1млр.лет назад. Однако называться так газовая оболочка Земли стала позже.
В 1765г. М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввёл в научную терминологию термин «атмосфера». Атмосфера возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. На её формирование в последствии оказало влияние появление океанов и биосферы.
Принято считать, что толщина атмосферы - воздушной оболочки Земли более 3000 км.
Нижнюю граница совпадает с земной корой, а вот верхнюю границу установить трудно, почему?
( воздух настолько разрежен, что обнаружены только его следы).
Изучение атмосферы осуществляет Всемирная метеорологическая организация, в которую входит и Россия.
Наблюдения ведутся с поверхности Земли, воздушных шаров, искусственных спутников Земли. В толщи атмосферы запускают радиозонды, метеорологические ракеты.
Наука, изучающая атмосферу называется метеорология.
Наука, составляющая прогноз погоды, называется синоптика.
СОСТАВ АТМОСФЕРЫ:
- у каких планет С.с. есть атмосфера? Почему только на Земле есть жизнь?(состоит из разного количества газов)
- вспомните, из чего состоит атмосфера?
- итак, воздух атмосферы – смесь газов, в которой находится твёрдые и жидкие частицы.
- определите состав воздуха (ответ записывается на доске в виде схемы и заносится в тетрадь.
Состав воздуха
-Азот 78%
-Кислород 21%
-Другие газы 1%
-Пары и примеси.
Беседа:
каждый газ выполняет свою функцию. Каково значение АЗОТА в атмосфере?
(АЗОТ – входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений.)
- каково значение КИСЛОРОДА в атмосфере?
(КИСЛОРОД необходим для дыхания и горения окислительных процессов.)
- каково значение углекислого газа в атмосфере ?
(УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ участвует в фотосинтезе растений и обогреве Земли.)
-что вы знаете о ОЗОНЕ ?
(ОЗОН задерживает ультрафиолетовые лучи, которые в большом количестве опасны для жизни живых организмов и особенно человека.)
- Сравните воздух в лесу и в большом городе. Где дышится легче? почему?
СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ:
- А почему на вершине горы становится трудно дышать и у кого-то даже начинает кружиться голова?
- Почему мы видим небо белым, светлым, а космонавтом оно кажется чёрным?
( из-за разреженности воздуха)
А для того, чтобы ответить правильно на вопросы, что нам нужно узнать о строении атмосферы?
-Сможем ли мы определить слои атмосферы, если будем находиться на Земле? (нет)
- А что нужно сделать?(подняться вверх)
Мы попытаемся совершить путешествие в космичсекое пространство и познакомиться из чего состоит атмосфера.
Просмотр видеофильма.
Задание:В тетради расположите части атмосферы по порядку снизу вверх и надпишите на чертеже их названия
Задание:(слайд 8) На основе полученных знаний, попробуйте решить задачу:
Определите примерную высоту горы, если у её подножья температура воздуха составила + 24 градусов, а на вершине -6 градусов
( 24+6= 32, 30: 6=5км.)
ЗНАЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ:
- Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим?
-Какая бы была жизнь на планете, если б не было атмосферы?
Приведите не менее трех доказательств.
(на слайде и записать в тетрадь)
Существование жизни на Земле.
Защита от ультрафиолетового излучения.
Защита от метеоритов.
Регулирование теплового баланса(Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания днем и охлаждения ночью).
Загрязнение атмосферы.
Проблема загрязнения атмосферы распространена по всему земному шару, но наиболее масштабна она в районах большого сосредоточения крупных городов и промышленных районов.
В основном загрязнение атмосферы вызывает такие болезни как поражение верхних дыхательных путей, сердечная недостаточность, бронхиты, астма, пневмония, эмфизема легких, а также болезни глаз. Резкое повышение концентрации примесей, сохраняющееся в течение нескольких дней, увеличивает смертность людей пожилого возраста от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний.
- Что можно сделать, чтобы спасти планету от загрязнения атмосферного воздуха?
Пути решения:
Загрязнение атмосферы – важная проблема, требующая скорейшего решения. Это понимают во всех странах и предпринимают различные действия для сокращения загрязнения атмосферы.
На многих предприятиях устанавливают очистительные фильтры, значительно сокращающие количество выбросов в атмосферу вредных веществ
В некоторых государствах промышленные предприятия переносят подальше от крупных городов, где и так велика концентрация загрязнения
Во многих странах ( например в США ) создают так называемые системы движения в режиме « зелёной волны », существенно сокращающие число остановок транспорта на перекрестках, и призванные сократить загрязнение атмосферного воздуха в городах
4. Закрепление изученного материала.
Игра «Где я нахожусь»
Теперь мы полетаем на воздушном шаре над Землёй.
1) Сейчас вы находитесь на высоте, где температура воздуха - 6 градусов при температуре у поверхности Земли 0 градусов.(Тропосфера )
2) Вы успели достичь максимальной концентрации озона, где его плотность в 10 раз больше его плотности у земной поверхности. Не забудьте, что воздух здесь сильно разрежен. ( Стратосфера)
3) Мы достигли максимальной для воздушного шара высоты - 40 км. Здесь 1куб. метр воздуха весит всего 4 г.
(Стратосфера)
Итак, мы успешно завершили полёт на воздушном шаре.
Вставить пропущенные слова
Воздушная оболочка Земли
называется ……………………….,
она состоит из смеси …………….., в
составе которых азот ….…..%,
кислород…….% и другие газы.
Наука, изучающая ……………………..,
называется метеорология
Наука, составляющая прогноз
погоды, называется……………..
5. Рефлексия: Итак, мы с вами познакомились с еще одной оболочкой Земли.
- Какой? (ответы учеников)
-Что нового вы узнали на уроке?
-Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?