Урок географии 6 класс
«Жизнь в Океане»
по учебнику А.А. Лобжанидзе
учитель географии МБОУ лицей, ст. Каневской Пасечникова Е.А
.
Урок в 6 классе по теме «Жизнь в океане» является 2-ым в разделе «Биосфера – оболочка жизни», т.е. продолжением изучения распространения живых организмов в оболочках Земли, с последующим продолжением в теме «Жизнь на суше и в горах».
Цели урока: обучающая: сформировать у учащихся умение видеть закономерность влияния широты и глубины на распространение живых организмов в Мировом океане; развивающая: формирование пространственного воображения, логического мышления, умения сравнивать, анализировать и обобщать; воспитывающая: формирование культуры, умственного труда, его научной организации.
Тип урока – урок формирования знаний.
Структура урока: а) актуализация знаний; б) изучение нового материала; в) закрепление изученного.
Реализация обучающей цели урока предусматривает решение трех задач: 1) от чего зависит распространение живых организмов в океане; 2) какие необходимы природные условия для жизни живых организмов; 3) как называются живые организмы, заселяющие пространство Океана.
Урок построен в рамках метапредметной технологии «Знак», предусматривающей умение схематизации изучаемого материала с последующим выходом на обобщающую модель.
Соответственно главным инструментарием (приемом) является применение географического конструктора т.е. определенных условных символов и знаков, и таких методов как: логические схемы, картографический эскиз, пояснительный рисунок.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята!
Я приглашаю Вас сейчас представить, что все мы садимся в БАТИСКАФ и опускаемся на дно океана.
Океан – могучий, безбрежный, он поглощает наш батискаф как песчинку, будто еще раз хочет заявить, что шутки с ним плохи.
Но он бывает очень спокойным и ласковым, и тогда нашему взору открывается его удивительный подводный мир.
Сегодня на уроке мы поговорим о жизни в Мировом океане.
Тема урока «Жизнь в океане»
Скажите, ребята, а с чем у Вас ассоциируется Мировой океан? Из каких частей он состоит?
Да. Это огромное водное пространство нашей планеты Земля. Если бы древние люди, давшие имя планете, знали, что 71 % (360 млн. км2) ее поверхности покрыт водой, они назвали бы ее Океаном.
Сегодня на уроке мы узнаем:
От чего зависит распространение живых организмов в океане?
Какие природные условия необходимы для жизни этих организмов?
Как называются живые организмы, заселяющие различное пространство океана?
На уроке мы научимся делать краткие записи в виде логических схем, а также составлять пояснительные рисунки, а поможет нам в этом – географический конструктор.
(работа с географическим конструктором – пояснение)
Мы попытаемся с вами составить Модель (образ) по теме «Жизнь в океане»
Итак, представим Мировой океан в виде этой фигуры. На ней обозначены основные параллели – экватор и полюса, по ним мы определяем широту. И широта – это первый фактор, отчего будет и зависеть распространение живых организмов в океане.
С помощью географического конструктора, как мы обозначим наличие света, температуры и организмов на экваторе. Что выберем: много или мало?
А на северном полюсе – как мы обозначим наличие света, температуры и организмов?
Сейчас самостоятельно из географического конструктора определите условия обитания на южном полюсе?
Проверяем выполненную работу (фронтально)
Запишем вывод № 1 в нашей Модели (в виде логических схем)
Рассмотрим влияние еще одного фактора на распределение организмов в океане – это Глубина (Г).
Для этого выполним пояснительный рисунок в нашей модели (объяснение шкалы). Как вы считаете, где будут наилучшие условия (с помощью шкалы и географического конструктора)? Почему?
А где будут неблагоприятные условия? Почему?
Давайте посмотрим на географический конструктор, какой фактор мы с вами еще не рассмотрели? Кислород. (знакомство по географическому конструктору)
С помощью шкалы глубин и географического конструктора, где будет больше кислорода? А где будет меньше?
Вывод № 2 (с помощью логических схем и географического конструктора записываем вывод в Модель)
А теперь нам нужно выяснить, как называются группы живых организмов, заселяющие различное пространство океана? (работа с учебником, стр. 114)
Какие группы организмов заселяют различное пространство океана? (учащиеся называют)
На пояснительном рисунке расположите эти группы соответственно глубине.
Вывод № 3. Чтобы сделать вывод, надо выполнить задание. Подберите характерное одно слово (прилагательное) для этих организмов. Какие эти организмы? (групповое задание: 1 – планктон, 2 – нектон, 3 – бентос). Проверяем.
Задание. Выбрать по одному представителю к каждой группе живых организмов. И на пояснительном рисунке прикрепляем (работа в парах, можно советоваться). Проверяем.
Закрепление материала. «Мы узнали». «Проверь себя»
Тест. Оценка.
Сегодня мы с вами совершили путешествие в мир Океана, узнали от чего зависит жизнь в океане и какие природные условия влияют на обитателей. Природа может изменять свои правила, совершая новые чудеса. «Водное чудо».
Домашнее задание (слайд)