ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ.
Государства и моря-
Все на стенке у меня.
Цели урока: -сформировать знания о географической карте как модели
земной поверхности;
-обобщить представления учеников (разнообразии карт,
широких возможностях их использования.
-
Оборудование: физическая карта России, физическая карта полушарий, план местности.
Ход урока.
- Организация учащихся на урок.
- Изучение нового материала.
Эпиграф к уроку.
Он на листок бумаги похож:,
Нашей Земли очень умный чертеж:.
Горы, равнины, моря, океаны,
И города есть на карте, и страны...
Место запомни, дружок, наизусть,
Где расположена ...
Изучение учебного материала проводится в фор систематизации и обобщения знаний учащихся в табличной форме.
Сходства и различия плана и карты
Сходства
Различия
Реки, озера одинаковы нарисованы
На картах не рисуют дома, отдельные деревья
Наряду с достоинствами у глобуса есть недостаток - на нем нельзя видеть всю поверхность Земли одновременно. Такую возможность дает географическая карта - плоское, сильно уменьшенное изображение земной поверхности, на котором географические объекты показаны условными знаками.
Сведения об искажениях на карте сообщаются учащимся информационно.
Карты различаются по масштабу. На картах разных масштабов одна и та же территория показывается с разной степенью подробностей.
III. Закрепление материала.
Практическая работа.
Анализ физической карты полушарий, физической карты России.
1. По карте полушарий определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между материками: Африкой и Австралией, Африкой и Южной Америкой. Результат сопоставьте с такими же измерениями этих расстояний по глобусу.
- По карте Европы определите расстояние от Москвы до Архангельска, от Екатеринбурга до Астрахани. Как велико расстояние от Москвы до ближайшего моря?
- Найдите на физической карте России город, который находится в 400 км от Москвы к востоку. Какой город лежит к западу от Москвы на расстоянии 1600 км от нее?
Работа с контурными картами, которые являются основой для обозначения географических объектов. В контурной карте России ребятам предлагается отметить:
- г. Москву;
- г. Санкт-Петербург;
- свой родной город (Уфа);
- границу России.
IV. Домашнее задание: § 10.
V. Дополнительный материал (если осталось время на уроке).
Наш помощник - карта.
Есть карты физические, природных зон, политические (на них различным цветом обозначены государства). В старших классах вы узнаете, что есть карты экономические, геологические, •зоогеографические, демографические, карты сейсмичности, синоптические и многие другие. Все эти карты называются специальными.
Специальными картами пользуются и моряки, и летчики, и строители.
Говорить о том, что карты и планы- наши неземные помощники, можно очень долго. Подобно об этом мы не сможем рассказать, но приведем отдельные примеры.