Урал! Невольною печалью Я отдаю прощанью дань... А за Уралом - Зауралье, А там своя, иная даль. Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? Нефть, брусника – это позолота, а за тонким слоем позолот Мерзлота и вечные болота, ужасы погоды круглый год! …………………………………………………………………………….. В тех краях зимой трещат морозы, заметают местности снега, Летом комаров, жару и грозы терпит озверевшая тайга… ………………………………………………………………………… Нехоженая, дикая, седая, Медведицею бурою Сибирь, За камнем, за Уралом пропадая, Звала, звала в неведомую ширь ……………………………………………………………………………... В этих строках показано величие необъятной Сибири, которая географически делится на две части: Западную и Восточную. -Какой на ваш взгляд ТПК мы будем исследовать сегодня первым? -Почему? -Ребята, а что вы знаете о Западной Сибири? - Не правда ли - она особенная… Запишите тему нашего урока: «Западно-Сибирская равнина. Особенности природы»
Я предлагаю эпиграфом к нашему уроку записать строки: «Могучий край всемирной славы» Чем известна миру Сибирь, как вы думаете? В 1845 году Высочайшим повелением императора Николая I было утверждено создание в Санкт-Петербурге Русского Географического Общества… Экспедиции Русского географического общества сыграли большую роль в освоении Сибири, Дальнего Востока, Мирового океана, открытии и изучении новых земель. Итак, основной задачей РГО стало - «собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли». И сегодня в каждом субъекте РФ есть региональное отделение РГО. Сегодня и мы с вами станем на один урок членами этого объединения. - Предлагаю вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду вашим научным руководителем. Мы отправимся в одно из самых уникальных мест нашей страны – в Западную Сибирь. Какова же цель нашего путешествия? Сформулируем цель вместе… - Ребята, а давайте забудем на урок, что Западно-Сибирская равнина уже давно изучена. И мы с вами будем первопроходцами, и наши исследования помогут работе Русского Географического общества. Как вы думаете, это возможно? Давайте попробуем. Итак, я приглашаю вас в путь. В экспедицию отправляются 5 команд. Что поможет вам в вашей исследовательской работе? Путём анализа карт, чтения разных источников информации вы получите необходимые знания. Мы работаем в группах исследователей: 1 группа – ГЕОМОРФОЛОГИ - учёные, изучающие рельеф земной поверхности. 2 группа - МИНЕРОЛОГИ – ученые, изучающие полезные ископаемые. 3 группа КЛИМАТОЛОГИ - учёные, изучающие климат. 4 группа ГИДРОЛОГИ – учёные, изучающие природные воды гидросферы. 5 группа БИОЛОГИ– учёные, изучающие ПТК, в том числе и природные зоны Прослушайте внимательно инструктаж для групп На столах разложено всё для работы. На «Опорном листе» есть алгоритм работы группы Каждая группа должна выбрать докладчика - он представит результат работы, содокладчика - он будет работать с настенной картой В ходе исследовательской работы вы встретитесь с понятиями. Каждая группа, во время выступления поместит свои понятия на «дерево понятий», объясняя значение каждого Группы используют в своей предложенные сайты (вы выберете те, которые вам помогут исследовать территорию, словарь географических терминов и понятий, лист ответа) На работу отводится 10 минут времени Приступайте! Время 12 минут Отчёты групп исследователей: Каждая группа начинает свой отчёт с названия группы, цели, источников, которые помогли исследовать ТПК. В конце группа делает необходимые выводы. Каждой команде отводится 3 минуты на выступление 15 минут ИТАК, мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири Вот, например, поэт А. Фролов написал о ней такие строки: Равнина. Равнина. Ни яра, ни пади. Равнина - на север, Равнина - на юг. Как будто гористую Землю разгладил Какой – то гигантский утюг. ………………………………………………………………………….. -А какая она, Западная Сибирь? -Посмотрите на слайд и выберите только те определения, которые относятся к Западной Сибири (2 минуты) - Западная Сибирь - её необъятные просторы, её бескрайняя тайга, её топкие болота, её богатые природные ресурсы – всё это наша Родина. Её нельзя не любить! Хороша она, велика, и вся она наша! …………………………………………………………………………… Домашнее задание. Всем прочитать параграф 35, знать понятия Задания на выбор: Составить кластер по теме урока (на следующем уроке самые оригинальные работы предлагаю оценить в классе) Сообщения «Васюганье», «Рекорды Западно-Сибирской равнины» - Пришло время подвести итог нашего урока - Прошу вас закончить одну из следующих фраз: Сегодня на уроке: я научился -…….. мне было интересно - … мне было сложно - …. мне понравилось больше всего задание ... мне показалось сложным теперь я понимаю, что Урок: заставил задуматься о….. натолкнул меня на мысль … Встаньте те, кто сегодня на уроке Удовлетворён не совсем удовлетворён; не удовлетворён - Возвращаясь к эпиграфу нашего урока, закончить наш урок позвольте стихами Маяковского: Чем больше гляжу я на снежную ширь, Тем думаю всё упорнее: Чёрт возьми, да ведь наша Сибирь Богаче, чем солнечная Калифорния. -Урок окончен, спасибо за работу! |