Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, практическая.
Цели | Задачи | Планируемый результат |
1. Образовательная цель: Формирование понятий о почвах посредством актуализации, имеющихся представлений и формирования новых. | - формировать понятие «почва»; - познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами; - раскрыть роль почвы в жизни растений; - формировать элементарные представления об образовании почвы, о её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны; - уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности ч еловека; -Формировать умение извлекать учебную информацию из наблюдений. | - Формирующееся представление о почве. - формированное умение учащихся шифровать и дешифровать информацию в схемы, таблицы. |
2. Развивающая цель: Развитие и коррекция пространственного мышления и его операциональной стороны (анализа, сравнения, классификация) через выполнение специально подобранных упражнений на базе учебного материала. | -Упражнять мыслительную деятельность, развивая умение сравнивать и классифицировать почвы. -Коррегировать пространственное восприятие и мышление при работе со слайдами. - Организовать мультисенсорное восприятие природных объектов через применение ТСО. -Коррегировать эмоционально-волевую сферу учащихся через осуществление рефлексии собственной деятельности. Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом; обогащать словарный запас, кругозор; | - Выполнение коррекционных упражнений учащимися на коррекцию восприятия и операциональной стороны мышления на учебном материале. - Поддержание адекватного эмоционального фона и состояния учащихся на протяжении всего урока. |
3. Воспитательная цель: Формирование элементов научного мировоззрения учащихся, ответственного отношения к учёбе. | - Осуществлять формирование простейших научных представлений о природном окружении. - Развивать ответственное отношение к учёбе; - Создавать психологически комфортные, адаптационные условия для учащихся на новой ступени обучения. - Прививать навыки ЗОЖ. -Прививать интерес к учебному предмету, воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы. | -Формирующееся научное мировоззрение об окружающем мире. -Формирующиеся социальнозначимые качества личности (ответственность, аккуратность, настойчивость), способствующие успешной адаптации. |
Этапы урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Время |
1.Мотивация к деятельности. Цель: включить учащихся к деятельности на личностно-значимом уровне («Хочу, потому что могу») | | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! - С каким настроением вы пришли на урок? - С какой целью вы пришли на урок? - Что вам поможет получить новые знания? - А я уверена в том, что вы сами можете добыть новые знания? Я вам буду в этом помогать. - Вы готовы? Тогда начинаем урок! | | Самоопределение-выработка учебной мотивации (Л), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | 1-2 мин |
2. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний. Создание проблемной ситуации. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 | - Ребята, напомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? Стих: Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Вопрос: А что такое святыня? - Как вы думаете, какую святыню природы можно назвать главной? - Без какой святыни природы жизнь человека невозможна? (если затрудняются ответить, прочитать рассказ) Рассказ «Чудесная кладовая» (М.Ильин, Е.Сегал) «Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок». - Ребята, о какой кладовой идет речь? -Правильно, почва. - Что вы знаете о почве? Запишите тему урока. | - Биосфера. Слушают. - Святыня – это то, что особенно дорого человеку, что он любит и хранит. - Почва. | Планирование учебного сотрудничества (К), анализ объектов с целью выделения признаков (П), выделение и осознание того, что уже усвоено (Р) | 4-5-мин |
3. Постановка учебной задачи Цель: обеспечение восприятия, осмысления новой темы. Обозначение темы урока. | Слайд 4 | - А что бы вы хотели узнать о почве ещё? - Какие задачи мы поставим перед собой для достижения цели? - Ребята, помните на прошлом уроке вы принесли почву со своих участков. Так вот, буквально на днях, к нам на электронный адрес школы пришло письмо из научно-исследовательского института почвоведения, с просьбой изучить состав и свойства почв нашей местности. Сегодня на уроке вы не просто ученики, а младшие научные сотрудники, которым предстоит изучить свойства почвы. Так как вы будете работать в учебной лаборатории, то нужно ознакомиться с правилами работы. -внимательно прочитайте инструкцию -четко выполняйте указания -будьте наблюдательны -аккуратно работайте с веществами и оборудованием - сделайте вывод по наблюдения Итак, с чего мы начнем? | - Из чего состоит, как формируется почва, чем отличаются почвы друг от друга | Целеполагание (Р), самостоятельное формулирование цели, темы урока, определение последовательности промежуточных целей (П, общеучебное), планирование учебного сотрудничества-определение цели, функций участников (К), постановка вопросов (К), какое значение для меня имеют полученные знания (Л) | 4-5 мин |
4. Открытие нового знания Цель: решение проблемных задач, формировать способность у учащихся выстраивать логическую цепочку рассуждения, доказывать. | Слайд 5 Слайд 6 (4) | Прежде всего давайте ответим на вопрос, что же такое почва? Чтобы узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. - А что было дальше, вы узнаете, прочитав в учебнике на с.196 - Так что же такое почва? Без чего не может образоваться почва? (сделать подсказку на схеме) (климат, воды, рельеф, человек, горные породы, животные, растения, время) - Запишите определение в тетрадь. Почва – это верхний слой земной коры, обладающий плодородием и возникающий в результате совместного воздействия атмосферы, гидросферы и биосферы на литосферу. - Молодцы! - А, теперь, уважаемые младшие научные сотрудники, вам предстоит изучить свойства почвы. У вас на столах необходимое оборудование. Помните об инструкциях при работе в лаборатории. | Отвечают. Читают с.196 Записывают определение Чертят схему на листах, учитель на доске. Выполняют опыты. | Умение работать по алгоритму (Р), умение выражать свои мысли (Л), построение логической цепочки рассуждений(П) | 7-8 мин |
Физкультминутка Снятие утомления через физические упражнения. | | | | Снятие физического напряжения (Л) | 2 мин |
5. Первичное закрепление Цель: проговаривание и закрепление нового материала, проведение коррекции. | Слайд 7, 8, 9, 10, 11 Слайд 6 | Опыты закончили. Послушаем, какие выводы сделали наши эксперты. Опыт № 1,2,3,4,5 Заполнение схемы «Состав почвы». Состав почвы: воздух, песок, глина, остатки растений и животных, вода, живые организмы, минеральные соли Ребята, а какими свойствами обладает почва. - Возьмите почву в руку. Что можно с ней сделать? Размять. Значит она….сыпучая, рыхлая (запишите в таблицу) - Возьмите колбу с воронкой, насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что происходит? Пропускает воду – водопроницаемость. -Чтобы определить следующее свойство, привлечем ваш жизненный опыт. Что происходит с почвой в жаркий летний день (нагревается). - А зимой? (охлаждается). Ещё раз вспомните определение «почвы». В определении прозвучало слово плодородие. Это важнейшее свойство почвы – рождать плоды. Вспомните начало урока: посеешь мешок зерна, соберешь – двадцать. - От чего зависит плодородие? (с.197 учебник) Как вы думаете в нашей местности плодородная почва? - По-вашему, плодородие бесконечно? О чем говорят эти цифры: За 200-250 лет образуется слой почвы около 1 см. за 5-6 тыс.лет слой почвы 20 см. (почва образуется медленно) Как сохранить плодородие почвы? | Отчеты групп Заполнение схемы Заполнение схемы (таблицы) Читают учебник | Контроль (Р), оценка (Р), самостоятельное решение проблемных вопросов(П), участие в коллективном обсуждении проблем (К), определение общих правил поведения(Л) | 4-5 мин |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: каждый ребенок должен осознать, что он умеет; контроль знаний. | Слайд 7 | Рассмотрите рис. в учебнике на с. 198. что изображено? где расположен плодородный слой? как вы догадались? далее идет переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода. в каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему? – Давайте подведем итог. что такое почва? какая почва называется плодородной? чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.) Докучаев В.В. (сообщение уч-ся) | | Контроль (Р), коррекция(Р) | 4-5 мин |
7.Включение нового в систему знаний Дать учащимся право выбора тех заданий, которые включают использование новых знаний | | Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. | | Оценивание усваиваемого материала (Л), самооценка (Р), выбор критериев для сравнения (П), умение вести диалог (К) | 7-8 мин |
8. Рефлексия деятельности. (итог урока) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. - Какую задачу ставили? -Удалось ли решить поставленную задачу? -Каким способом? - Какие получили результаты? -Где можно применить новые знания? -Что на уроке хорошо получалось? Что было трудно? | | – Работа в научной лаборатории подходит к концу. Какие выводы мы сделаем? Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 200 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие. - Какую задачу ставили? -Удалось ли решить поставленную задачу? -Каким способом? - Какие получили результаты? -Где можно применить новые знания? -Что на уроке хорошо получалось? Что было трудно? – Спасибо за урок! – Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам можно сорвать один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то красный; если недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите – синий. – Лучшие научные сотрудники награждаются благодарственным письмом от Министерства охраны окружающий среды и премией в виде оценки 5. | | Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке (Л), умение выражать свои мысли (К), оценивание детьми совей деятельности (Р), формирование внутреннего плана действий (П) | 2-3 мин |
Домашнее задание. | | П.31, с.199 вопросы; объясни выражение «спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете». | | | 1-2 мин |
| | | | | |