Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода к учебнику "География" 5 класс. Авторы Петрова Н.Н., Максимова Н.А. Издательство Мнемозина. Тема урока "Планета Земля". Цель: сформировать знания о форме и размерах Земли и иб их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты.
Задачи урока:
- обучающие: углубить знания о планете Земля;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Планируемые результаты:
компонента научной картины мира;
- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты, роль Луны в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: земная ось, географический полюс, экватор, затмение, приливы-отливы.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.
Структура и ход урока.
№
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Актуализация знаний
Приветствует учащихся, проверяет готовности уч-ся к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку (К).
Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему?
Что нам неизвестно о Земле?
Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует
Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают имеющиеся знания(П).
2
Создание проблемной ситуации
Создаёт для учеников проблемную ситуацию.
-а что вам известно о форме и размерах Земли?
-а что вам известно о форме и размерах Земли?
1. «Третий лишний»
- Меркурий, Сатурн, Земля
- Марс, Земля, Венера
- Земля, Солнце, Сириус
2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):
А) Солнце по размерам равно Земле.
Б) Земля – третья по счету планета от Солнца.
В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.
(Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.
Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
Как они различаются по размерам?
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)
3
Целеполагание
Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.
Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности
Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус?
Цель записывается на доске и обсуждается (Р).
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод(П , Р, К)
4
Планирование
Предлагает учащимся обсудить план изучения материала, выбрать средства.
Я вам предлагаю план работы на уроке на доске, познакомьтесь с ним и обсудите его в парах, подберите необходимые для урока средства обучения и выскажите своё мнение.
Работают в парах, обсуждают план, выбирают средства, необходимые для получения новых знаний, и выносят решение (К, П, Р)
5
Изучение нового материала
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
- найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,
- задаёт вопрос сравнение
Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)
Практикум: работа в группах (4)делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов. (П,Р,К.)
Вводит понятие географический полюс, знакомит с Северным и Южным полюсами.
Обмениваются полученной информацией (К), запоминают новое понятие (П).
6
Применение нового знания
Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли» Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли» Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли» Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?»
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы
Обсуждают в группах и индивидуально,обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
(Р,К ,П)
Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)
Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)
7
Рефлексия
Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке
Записывают выводы.
Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)
8
Домашнее задание
Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Объясняет д/з §2, Вопросы с.17
Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л, К). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (Р, К).