Просмотр содержимого документа
«Конспект урока География 10 класс»
Тема урока.Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения мира.
Цель. Знакомство с численностью, воспроизводством населения и демографической политикой.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с новыми понятиями «воспроизводство населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «депопуляция», «демография», с численностью населения мира, ее динамикой, демографической политикой государств мира;
учить прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения Земли в целом, а также в отдельных регионах и странах;
объяснять различия в естественном приросте населения отдельных стран и регионов мира;
формировать практические умения работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы;
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы:
словесный (объяснение нового материала, эвристическая беседа, фронтальная беседа),
наглядный (презентация «Численность и воспроизводство населения мира», видеофрагмент «7 млрд. человек»),
практический (работа с картами атласа, учебником, дополнительным материалом),
оценивание (самоконтроль, взаимоконтроль).
Оборудование: учебник «Экономическая и социальная география мира» 10 класс В.П. Максаковский, географический атлас для 10 класса, презентация «Население мира. Воспроизводство населения», видеофрагмент «7 млрд. человек», интерактивная доска, компьютер.
На доске. Понятия и определения по теме население(доска закрыта) внутри Тема урока и план урока. Интернет , фото
Ход урока.Слайд 1.
1.Организационный момент.
Здравствуйте!!!Сегодня у нас много гостей………
2.Изучение нового материала.
Слайд 2.
Сл.учителя. Обратите внимание на вот эти понятия и определения, они вам знакомы хотя бы некоторые из них? (отвечают)
- Как Вы считаете из какого раздела или темы эти понятия? (отвечают)- Какие из них Вы можете вспомнить?(отвечают)- Как думаете чем речь пойдет сегодня на уроке?(отвечают)
Вводное слово учителя
Мотивация учебной деятельности.
Население... За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих тысяч людей, которые жили тысячи лет тому назад, живут сегодня и будут жить в будущем. Знания о численности населения, его составе, и естественном движении, миграции и размещении необходимы любому государствутак как население, участвующее в труде, это главная производительная сила общества, основа всего общественного производства. Постоянно взаимодействуя с природой (географической средой), население играет активную роль в ее преобразовании. В то же время население выступает и в роли главного потребителя всех создаваемых материальных благ. Вот почему численность населения - один из важных факторов развития каждой страны, да и всего человечества. Кроме этого вопросы численности населения важны для планирования социально – экономического развития любой страны и мира в целом.
А чтобы предположить о чем мы будем вести разговор на уроке давайте посмотрим небольшое видео.
Посмотрите и подумайте о чем это видео? И что мы с вами будем изучать?
Слайд 3. (ВИДИО НАС 7МЛРД)О росте населения земли о проблемах связанных с ростом численности населения в разных регионах и странах
О чем это видео? И что мы с вами будем изучать?
Слайды 4,5, 6
ОТКРЫВАЮ ДОСКУ, ОБЪЯВЛЯЮ ТЕМУ УРОКА , ЦЕЛЬ УРОКА ЗАДАЧИ УРОКА, ЧИТАЮ ПЛАН КОТОРЫЙ НА ДОСКЕ.(это же на слайдах)
Для нашей работы нам понадобиться учебник, атлас, опорный модуль который вы заполните на уроке и дома, а также ваши опережающие задания которые вы подготовили. Глоссарий (что это такое?)
В мире издавна существовал интерес к численности населения
Ребята давайте вспомним откуда ученые демографы могут узнать данные о процессах народонаселения? (с переписей населения)
Что такое перепись населения?
Слайд7 перепись населения определение
Перепись населения – единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной ее части.По завершении переписи населения производится обработка и публикация собранных данных.
Слайд 8 (об истории переписи)
Слайд 9 – 10 (о перепеси как фотографии)
Перепись - это "фотография" всего населения страны в определенный момент времени . Такой "моментальный снимок" делается периодически. Во многих странах, как и в России, приблизительно один раз в десять лет. Иногда чаще (например, в Канаде - один раз в пять лет).
В мире не осталось практически стран в которых бы не проводились переписи населения
Перепись позволяет узнать точную цифру численности населения, находящегося в стране, сведения о его составе и условиях жизни. Дает возможность оценить, как изменились численность, состав и условия жизни людей - всего народа и каждой категории населения - за время, прошедшее с момента предыдущей переписи.
А кроме того, информация о динамике таких перемен служит базой для перспективных расчетов численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране на ближайшие годы.
Иначе говоря, перепись - это не только статистический итог, но и инструмент экономического и социального прогнозирования. Наконец, перепись - это летопись любой страны её, истории. Ее результаты адресованы не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.
Слайд 11 и 12
Рассмотрите данные слайда и рисунок 10 на стр. 62( Динамика численности населения мира) и сделайте вывод, что происходит с численностью населения в мире.
Проанализируйте эти источники и выявите особенности динамики изменений численности населения?
В чём причины небольшого роста численности населения до начала 20 века? Что произошло с численностью населения в 20 веке?(демографический взрыв)
Какова численность населения мира на данный момент?
Слайд 13.
Быстрое резкое увеличение численности населения получило название демографический взрыв.
Перед просмотром вопрос: Где родился 7 млрд. житель?Какое отношение к этому имеет Россия?
Слайд 14
Просмотр видеофрагмента «7 млрд. человек»
Где родился 7 млрд. житель?Какое отношение к этому имеет Россия?
На сегодняшний день в мире выделяют 10 стран крупнейших по численночти населения. Давайте вспомним что это за страны и покажем их на карте?
Слайд 15
Таблица численности населения стран лидеров на октябрь 2917 года.
Обращаю внимание учащихся на место России в этих таблица
Слайд 16( Прогноз)
К 2050 году какие изменения бросаються в газа?
Какие страны остаються в 10 крупнейших)развивающие за исключением США)
Каких регионов мира эти страны?
Что с Россией произошло?
Слайд 17 (по прогнозам Россия……..)
На сегодняшний день в подсчёте населения и его динамики используют не толькаперепеси но и другие ресурся одним из таких ресурсов я вас сейчас и познакомлю
Слайд 18 счетчик населения. (интернет ресурс или слайд)
Какова численность населения на сегодняшний день и час?
Что происходит с численностью населения планеты?
Что бросается в глаза?
Обращаю внимание на данные рождаемости и смертности.
(записываем показатель на начало урока смертность рождаемость на конец урока смертность рождаемость)
Обращаю внимание на рождаемость и смертность за год и высокие темпы прироста населения.
Высокие темпы прироста населнияпораждают множество проблем?
Как Вы думаете что это за проблемы?
Слайд 19 проблемы высокого прироста населения( дополняю слайд своей информацией). Записи в модуль.
Динамику численности населения определяет процесс воспроизводства населения.
Слайд 20 -21
Как определить естественный прирост населения?
Определяеться по формуле ЕП= Р-С.
Слайд 22 картосхемы .
Задание 1. Определите, где расположены районы с наибольшей рождаемостью? Наименьшей рождаемостью?
Наибольшей смертностью? Наименьшей смертностью.
Задание 2. Проанализируйте эти две карты и определите регионы с самым низким естественным прироста, самым высоким естественным приростом.
Проверьте правильность ваших выводов по таблице
Слайд 23 таблица с самым высоким и самым низким естественным приростом
Как Вы думаете от каких факторов будет зависеть ЕП населения?
СЛАЙД 24факторы влияющие на ЕП
СЛАЙД 25- 26 Зарядка для глаз
Слово Учителя
Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства. В самом общем виде мы можем говарить о двух типах воспроизводства населения 1 и 2 типе воспроизводства, которые могут иметь свои особенности.
Слайд 27.Характеристика 1 типа воспроизводства населения.
Слайд 28.Характеристика 2 типа воспроизводства населения.
Записать характеристику типов воспроизводства населения в два столбика.
Рассмотрите карту «Воспроизводство населения.
Слайд 29
Сколько типов воспроизводства населения в мире показано на карте?
Для какого типа стран характерен первый тип воспроизводства населения? Второй тип?
Выпишите регионы 2 и 1 типа воспроизводства населения
Объяснение учителя.
Для того что бы стабилизировать количество населения в нужном для себя направление в мире страны проводят политику направленную либо на снижение либо на увеличение рождаемости. Хотя справедливости ради надо отметить , что политика на уменьшение рождаемости идет в некоторых государствах более эффективно чем политика на снижение рождаемости. Пока , что в мире нету примеров эффективной политики на увеличение рождаемости.
Что же такое демографическая политика?
Слайд 30Определение Демографической политики
Слайд 31 Мероприятия демографической политики
Как вы считаете, какие из мер наиболее эффективны в демографической политике?
Опережающее задание «Демографическая политика»
Сообщения «Русский крест» Кужелев Сергей
Слайд 32 «русский крест»
Объяснение учителя. Ситуация с демографией в России. Брянской обл, у нас в селе 2012 год пик рождаемости (19чел), в 2013 уже 10 потом меньше.
Меры правительства и цифры которые нам дает РОССТАТ не учитывают множества фокторов например присоеденение Крыма ( увеличение числ населения на 2 с лишним млн чел)
Сообщения о демографической политике
Индия. Включаю счетчик населения.
Китай.Включаю счетчик населения.
Япония .Включаю счетчик населения.
Возвращаемся к счётчику населения соотносим рождаемость и смертность делаем ВЫВОД
Итог урока.
С чем мы познакомились на уроке.
Вызвали ли у вас затруднения какие то формы работы.
Оцениваю работу учащихся.
Выставляю оценки
Слайд 33
Домашнее задание. Заполнить ЛОК. Определения с глоссария. П1 стр 57-59.