kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии на тему: "Степи и лесостепи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  «Степи и лесостепи» выявляет взаимосвязь и взаимозависимость  компонентов  природы в степной и лесостепной природных зонах. Соблюдаются все стадии урока: оргмомент, проверка домашнего задания, изучение нового материала, рефлексия, домашнее задание, подведение итогов, оценивание. При изучении нового материала класс делится на группы. Каждая группа представляет : геологов – характеризующих строение земной коры, в данной природной зоне; климатологи – объясняют особенности климата; биологи  - рассказывают об разнообразии животного и растительного мира; почвоведы -  роль почвы в организации сельскохозяйственной деятельности; экологи – об охраняемых территориях;  эксперты анализируют и подводят итог выполненным исследованиям. Проводится рефлексия и оценивание учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии на тему: "Степи и лесостепи". »


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г. Перевоза»













Конспект урока по географии

8 класс



Тема: « Степи и лесостепи России»



















Выполнила: учитель географии

Пискунова Нина Ивановна






















г. Перевоз

2015 г.

Тема урока: Лесостепи и степи России. Редкоочаговое расселение.

Практическая работа №11. «Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах».

Цели: Образовательные – формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природной зоны для установления причинно-следственных связей с позиций географов и биологов; расширение и конкуренция экологических знаний учащихся.

Развивающие – развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний.

Воспитательные – стимулирование творческой, мыслительной деятельности учащихся, формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Цели урока для учащихся (записывается на доске): проанализировать взаимосвязь и взаимозависимость между компонентами природы в лесостепной и степной зонах, влияние антропогенного фактора на изменение природных зон, проблемы хозяйственного освоения территорий.


Оборудование: тематические карты, карта природных зон России, атласы Нижегородской области, иллюстрации природных зон России, растений и животных, контурные карты Нижегородской области, карточки - задания, дидактический материал, гербарий, цветные ручки, карандаши.


Оформление: стенд «Природные зоны России», выставка «Природа родного края» (рисунки учащихся на магнитной доске), выставка рефератов «Природные зоны России», раскладушка с фотографиями ковыльных участков около деревни Ревезень.


Ход урока:


  1. Оргмомент. Организация урока. Слово учителя. Ребята! Мы с вами убедились, насколько удивительна природа нашей страны, области, района. На прошлом уроке мы исследовали зону смешанных широколиственно–хвойных лесов. Как вы думаете, для нас важно изучение природы и если да, то почему? ( Мнения учащихся).

- Я думаю, что особый взгляд на природу вообще является отличительной чертой русского народа и имеет давние корни. Это проявляется в поэзии, стихах, песнях, сказках.


  1. Проверка домашнего задания.

- Раздается 8 карточек (3 учащихся отвечают у доски, а 5 – выполняют работу на листочках).

- Карточка №1.

Чем характеризуется зона смешанных лесов Восточно-Европейской равнины?

- Карточка №2.

- Карточка №5.

Объясните, почему именно зона смешанных широколиственно-хвойных лесов оказалась наиболее заселенной и обжитой?

-Карточка №6.

Почему уссурийская тайга, несмотря на свое название, относится к смешанным лесам?

- Карточка № 7.

Какие причины определили своеобразие зону смешанных лесов в европейской части?

- Карточка № 8.

Какие природные предпосылки способствовали развитию художественного ремесла: хохломская роспись, богородская игрушка, гжельская посуда?


  1. Изучение нового материала.


Известный ландшафтовед А.Т. Харитонычев писал: «На Русской равнине трудно найти еще такой край, который обладал бы столь большим разнообразием ландшафтов, Влево от Волги, более чем на две сотни км к северу, раскинулись ландшафты песчаных дюнно-бугристых заболоченных лесов, переходящих потом в всхолмленные суглинистые таежные равнины. Заволжье – это поистине лесной край. Правобережье это край других, не похожих на Заволжье открытых лесостепных ландшафтов. Здесь лес переходит в лес. Широкие и пологие водораздельные пространства, большей частью обезлесные, распаханные, во многих местах прорезаны оврагами и балками. Нередко встречаются впечатляющие своим своеобразием карстовые озера, провалы, пещеры».


- Ребята! Сегодня мы проводим совсем необычный урок. Нам предстоит исследовать лесостепную и степную природные зоны. - По атласу Нижегородской области определите: а/есть ли на территории нашей области эти природные зоны? б/определить в каких районах они расположены? в/отметить на к/к карте Нижегородской области охраняемые природные территории /заповедники, заказники/.

- Работа в группах. /Каждая группа получает индивидуальное задание/.

План:

1.Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация).

2.Типичный внешний облик. 3. Климатические условия (температура зимы и лета, кол-во и режим осадков). 4. Почвы природной зоны и их свойства. 5. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям. 6. Агроклиматические ресурсы природной зоны, возможности использования её человеком. 7 Проблемы охраны природной зоны.

Карточки - задания

«Степь»

1. б). Геологи.

а) Юг европейской части России до Черного и Азовского морей, предгорий Кавказа и Крыма, Западной Сибири. Небольшие участки луговых степей характерны и для Нижегородской области: Пильнинском, Сеченовском, Краснооктябрьском районах. б) Рельеф равнинный, чаще совершенно плоский, местами с курганами и небольшими холмами. Распространен эрозионный рельеф. Особенно густо и глубоко расчленены оврагами и балками возвышенности (Приволжская, Среднерусская, Общий Сырт). в) Факторы, формирующие современный рельеф: водная и ветровая эрозия. г) Материнская порода – чехол древней платформы с останками древнего оледенения.


«Степь»

2. б) Климатологи.

а) В степной зоне отчетливо выражены черты засушливого климата. Лето жаркое, сухое (+21…+23С). Годовая сумма осадков не превышает 350 – 400мм в год, что в 2 – 3 раза ниже величины испаряемости. Зима короткая, холодная, малоснежная с сильными северными ветрами (открытость пространства); б) Зона степей – зона недостаточного увлажнения. Причины увеличения засушливости на юго-востоке зоны – повышение континентальности (удаленности от Атлантического океана), а также превышение испаряемости над осадками, что создает дефицит влаги.


«Степь»

3. а). Биологи.

А) В северной части зоны преобладают злаки – ковыль, типчак, тонконог и ярко цветущие растения-эфемеры: тюльпаны, ирисы, пионы. Южнее – типчаково-ковыльные степи, а на крайнем юге – полынные степи. Видовой состав разнообразен. Смена растительности происходит в направлении с северо-запада к юго-востоку. Причина – переход от умеренно-континентального климата к резко континентальному, с более засушливым – летом и холодной – зимой. У степных растений мощная корневая система, видоизмененные листья, имеющие запасы питательных веществ. Б) Лесов в степной зоне практически нет, но иногда в долинах рек встречаются пойменные леса – УРЁМЫ, состоящие из лиственных пород: тополя, ивы, ольхи, вяза и черемухи. В верховьях балок и по их склонам распространены широколиственные (байрачные) леса, имеющие важное противоэрозионное значение. (Байраки – сухие овраги и балки, зарастающие растительностью, в лесостепных и степных районах европейской части России).


«Степь»

4. б) Почвоведы.

А) На севере зоны это типичные черноземы, у которых мощность гумусового горизонта достигает от 60 до 100 см. В.В.Докучаев – русский почвовед, назвал эти почвы – Царем почв, потому что они обладают высоким плодородием – содержат много гумуса, который улучшает структуру почвы. На юге – южные черноземы с укороченным до 25 см гумусовым горизонтом. В самых засушливых частях зоны – каштановые почвы. Встречаются засоленные почвы. Б) Тип почвы зависит от климата, растительного покрова, материнской породы. Все факторы, на большей части зоны способствуют образованию большого горизонта с мощным гумусовым слоем.

В) Большая мощность гумусового слоя объясняется ежегодным накоплением перегноя от травянистых растений.

«Степь»

3.б) Биологи.

А) В степях обитает много грызунов – суслики, сурки, хомяки, полевки. Встречаются лисица, волк. Птицы – жаворонки, степные куропатки. На видовой состав зоны повлияла хозяйственная деятельность человека. Большая часть степей распахана. Б) В прошлом видовой состав флоры и фауны был многообразен. Сейчас редко можно наблюдать естественные природные комплексы.

8 класс «Лесостепь» и «Степь»

5) Экологи.

А) Хозяйственное использование: - распашка земель под пашни, огороды, сады; - строительство дорог, населенных пунктов; - добыча полезных ископаемых и т.д. б) Последствия использования степи в хозяйстве – полное изменение природной зоны. Многие виды флоры и фауны занесены в Красную книгу (В Волгоградскую Красную книгу - безвременник великолепный, тюльпан Шренка, брандушка русская, тюльпан Биберштейна, рябчик русский, пион тонколистный и другие. Из животных – скопа, орел змееяд, орел степной, дрофа, стрепет, выхухоль, хорь-перевязка, богомол, жук – олень, махаон и др.) Различно используются в природной зоне гидроресурсы. Загрязнение водоемов, их обмельчание. В Красную книгу занесены: русский осетр, стерлядь, белуга, севрюга. В) Пути решения экологических путей зоны – система мер по охране природы: мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов и растений и животных. Необходимо создавать заповедники, заказники, восстанавливать пойменные леса, защитные полосы; прекратить или уменьшить добычу полезных ископаемых. Строить экологически чистые предприятия, на уже существующие ставить биофильтры, воздухоочистители и водоочистители.

Дополнительная информация: На территории Нижегородской области создан один заповедник – Керженский, 18 заказников и более 300 памятников природы, из них, в лесостепной и степной зонах – биологические заказники: Бутурлинский и Дальнеконстантиновский, а Ичалковский охотничий заказник в сентябре 2007г. был преобразован в Государственный ландшафтный комплексный заказник «Ичалковский».


6) №1. Эксперт.

Лесостепи и степи – наиболее измененные человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки относительно нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Степи и лесостепи – житница страны. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного сельскохозяйственного освоения этих земель. Здесь собирают наиболее высокие урожаи пшеницы, выращивают овощи, рожь, овес, гречиху, кукурузу, подсолнечник и другие культуры. На самом юге выращивают рис, который требует большого количества влаги – создают оросительные системы. По лесостепной и степной зонам протекает великая русская река Волга с многочисленными притоками, на берегах которой построено много крупных городов: Саратов, Волгоград, Астрахань. Во всех городах большое население, много заводов – машиностроительных, химических и других, что оказывает негативное влияние на природу лесостепей и степей. Сильнейший антропогенный пресс повлиял на распространение таких неблагоприятных явлений, как водная и ветровая эрозия. Овраги и балки, эти язвы на теле Земли, стали неизбежной составной частью степных и лесостепных ландшафтов.


6) Эксперт №2. Как эксперты, мы очень внимательно выслушали специалистов по изучению природных компонентов, образующих лесостепь и степь. Поняли, что каждый компонент не существует отдельно, независимо друг от друга или параллельно. Четко прослеживается связь между всеми компонентами природы. Климат влияет на растения и животный мир, растения на образование почвенного покрова и т. д. Отметили, что изменение одного компонента природы влечет за собой изменение и другого. Мы считаем, специалисты справились с поставленной целью, доказали нам о взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы в лесостепной и степной зонах.


«Лесостепь»

1.а). Геологи.

А) Лесостепная зона – это переходная зона от леса к степи. Когда-то, до того как человек стал «могучим преобразователем природы», в лесостепной зоне причудливо сочетались лесные и степные ландшафты. Б) Рельеф равнинно-холмистый, множество речек и оврагов придают поверхности характер чередующихся возвышенностей и впадин, и только изредка поверхность представляет собой незначительные более или менее ровные пространства. В) В лесостепной зоне находится и Перевозский район. Он расположился на водоразделе южной и северной ветвей реки Пьяны, представляющим собой два главных склона. Один более пологий и широкий, обращен к северу, другой, короткий и крутой – к югу. В геологическом строении поверхность в Перевозском районе сложена четвертичными и пермскими отложениями. На территории района имеются карстовые явления (воронки, впадины, карстовые озера), что свидетельствует о подземном выщелачивании. Типичные явления можно наблюдать на территории Ичалковского бора и соседних территорий.


«Лесостепь»

2. а). Климатологи.

А) соотношение тепла и влаги в лесостепной зоне близко к оптимальному и благоприятно для выращивания практически всех основных культурных растений умеренных широт, так как зона лесостепей расположена в умеренном поясе в областях умеренно континентального и континентального климата. Годовое количество осадков колеблется в пределах от 250 до 800мм, влажные годы в лесостепи чередуются с засушливыми. Б) В восточной части зоны характерны время от времени дуют горячие и сухие ветры – суховеи, что губительно сказывается на культурных растениях, чтобы смягчить пагубное действие засух и суховеев в лесостепных ландшафтах высаживают полезащитные лесополосы. Четко выражены четыре времени года.

«Лесостепь»

3. а) Биологи.

Как предполагают многие ученые, лесами в лесостепной зоне в общей сложности было покрыто не менее 50% всей площади, за Уралом леса представлены березовыми рощами – КОЛКАМИ. В настоящее время в результате вырубок, большая часть современных лесов представлена вторичными малоценными мелколиственными березово-осиновыми лесами, разнотравные степные растения.


«Лесостепь»

4. а). Почвоведы.

А) Основными почвообразующими породами здесь являются лёссы и лёссовидные суглинки. Эти породы легко поддаются размыву. Летом осадки выпадают чаще всего в виде ливней, а весной снег сходит очень быстро (лесов-то почти не осталось), эта ландшафтная зона сильно изрезана оврагами и балками, которые превратились в характерные элементы лесостепных ландшафтов. Б) Характерные почвы для лесостепей – серые лесные и черноземы.

8 класс «Лесостепь»

3. а) Биологи.

Видовой состав животных разнообразен, здесь уживаются животные как зоны смешанных и широколиственных лесов, так и зоны степей: кабаны, лисы, грызуны, птицы.

  1. Рефлексия. Каждая группа дает краткую характеристику по своим направлениям. Итог подводят эксперты.

  2. Домашнее задание. № 36, подготовить кроссворд по теме «Природные зоны», сообщение «Полупустыни, пустыни, субтропики».

  3. Подведение итогов. Оценивание.

Стихотворение.

Ветер шаловливый играется в траве,

Степь – земное чудо в утренней росе!

Воздух опьяняет ароматом трав,

Бабочка порхает, свой цветок избрав.

Легкие, как вата, за собой маня,

Все плывут куда-то стайкой облака.

Берега синеют у степных морей, Пряди лишь седеют редких ковылей.


Карточка № 1. 1. Чем характеризуется зона смешанных лесов Восточно - Европейской равнины?

Карточка № 2.

  1. Каковы особенности жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне смешанных широколиственно-хвойных лесов?

Карточка № 3.

  1. Особенности смешанных широколиственных лесов Нижегородской области?

Карточка № 4.

  1. В лесной зоне возникли и развились многие известные художественные ремёсла: хохломская и городецкая роспись, богородская игрушка и другие. Какие природные предпосылки могли способствовать их развитию?

Карточка № 5.

  1. В чем проявляется особенность муссонных лесов Дальнего Востока (или уссурийской тайги)?

Карточка № 6.

  1. Сравните по плотности населения европейскую зону смешанных лесов и уссурийскую тайгу. Что вы можете сказать о степени антропогенного воздействия?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока географии на тему: "Степи и лесостепи".

Автор: Пискунова Нина Ивановна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 213141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока: Природные зоны Казахстана (лесостепь, степь). "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-prirodnyie-zony-kazakhstana-liesostiep-stiep"
    ["file_id"] => string(6) "173752"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424019981"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Краткосрочный план-конспект урока по географии Казахстана 8 класс " Бетпакдала""
    ["seo_title"] => string(83) "kratkosrochnyi-plan-konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-kazakhstana-8-klass-bietpakdala"
    ["file_id"] => string(6) "250490"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447085076"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) ""Природные зоны Северной Америки" конспект крока "
    ["seo_title"] => string(51) "prirodnyie-zony-sieviernoi-amieriki-konspiekt-kroka"
    ["file_id"] => string(6) "186987"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426439646"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1520 руб.
2530 руб.
1330 руб.
2220 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1900 руб.
3170 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства