kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии «Части Мирового океана. Свойства океанических вод.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование знаний учащихся о частях Мирового океана и свойствах его воды.

Задачи:

личностные: развивать познавательный интерес, творческие навыки учащихся, их мышление;

метапредметные: развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы, формировать мировоззрение, оценочное суждение;

предметные:

- сформировать общее представление о Мировом океане и его составных частях, а также характерных природных явлениях,

- сформировать понятие «море»,

- расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды: температуре, солености.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: осознают необходимость познания  окружающего мира.

Метапредметные: умеют приобретать информацию из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывают собственные суждения.

Предметные: дают определение залива, пролива, острова и полуострова; умеют  находить на карте океаны Земли, окраинные и внутренние моря, приводить примеры залива, пролива, острова и полуострова, характеризуют причинно-следственные связи между соленостью и температурой воды в разных частях Мирового океана, высчитывают соленость, дают определение солености.

Оборудование: ученик, атлас, физическая карта полушарий, презентация.

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока географии «Части Мирового океана. Свойства океанических вод.» »

«Части Мирового океана. Свойства океанических вод.»


Цель: формирование знаний учащихся о частях Мирового океана и свойствах его воды.

Задачи:

личностные: развивать познавательный интерес, творческие навыки учащихся, их мышление;

метапредметные: развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы, формировать мировоззрение, оценочное суждение;

предметные:

- сформировать общее представление о Мировом океане и его составных частях, а также характерных природных явлениях,

- сформировать понятие «море»,

- расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды: температуре, солености.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: осознают необходимость познания окружающего мира.

Метапредметные: умеют приобретать информацию из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывают собственные суждения.

Предметные: дают определение залива, пролива, острова и полуострова; умеют находить на карте океаны Земли, окраинные и внутренние моря, приводить примеры залива, пролива, острова и полуострова, характеризуют причинно-следственные связи между соленостью и температурой воды в разных частях Мирового океана, высчитывают соленость, дают определение солености.

Оборудование: ученик, атлас, физическая карта полушарий, презентация.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке, создание благоприятной психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную деятельность

Готовятся к уроку, слушают, отвечают на вопросы

2. Актуализа-ция знаний и пробного учеб-ного действия.

Давайте на сегодняшнем уроке отправимся в путешествие, цель которого узнать, как можно больше, о великом Мировом океане и его частях. Но сначала вспомним, а что мы уже знаем об океане.

Почему наша Земля из космоса кажется голубой?

Какой воды пресной или соленой больше на нашей планете?

Почему вода не иссякает?

Что является причиной круговорота?

Какое значение имеет вода для человека?

Устно: 1. Рассказать о воде на Земле.

2.Мировой круговорот воды в природе.

Проверка творческого задания.

Отвечают на вопросы

3. Постановка проблемы и по-строение про-екта выхода из затруднений.

Беседа и работа с картой полушарий

Мировой океане – непрерывная водная оболочка, окружающая материки и острова. Вы уже знаете самые крупные части Мирового океана, собственно океаны Земли, которые отделены друг от друга материками и соединяются проливами. Назовите океаны, которые вы знаете.

Но есть и другие части океана, с которыми мы сегодня познакомимся и постараемся ответить на вопросы:

- из каких частей состоит Мировой океан,

- какие свойства имеет океаническая вода.

Отвечают на вопросы, работают с картой полушарий


4. Реализация построенного проекта

Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материк омывает не река, но название «океан» сохранилось. А как вы понимаете, что такое океан?

Что такое море? Если затрудняетесь дать определение, обратитесь к учебнику.

Приведите примеры морей.

В зависимости от того насколько моря вдаются в сушу, их делят на окраинные и внутренние. Пользуясь картой полушарий, приведите примеры окраинных морей.

Назовите внутренние моря.

Саргассово море – одно из самых удивительных на земном шаре. Оно получило своё название от Саргассовых водорослей, огромными скоплениями плавающих по его поверхности и близко к ней. Водоросли имеют вид сильно разветвленных кустов; благодаря наличию в их стеблях особых пузырьков, наполненных воздухом, они могут долго держаться на воде. Обилие тепла и света создает благоприятные условия для их размножения. Круговые течения по окраинам моря препятствуют выносу скопления водорослей за пределы водоёма. Животный мир моря богат и разнообразен. Саргассово море расположено в северной половине Атлантического океана. Оно не имеет берегов, их заменяют течения. В средней части моря располагается бермудское плато, наиболее высокие части которого выступают в виде Бермудских островов. Температура воды зимой от +18о до +23о, а летом – от +26о до 28оС. Вода очень прозрачная, в общей массе имеет синий цвет. Сочетание оливково-зеленых водорослей с чудесным синим цветом воды придают морю красочный вид.

Самое мелкое море мира – Азовское, самое маленькое – Мраморное, самое глубокое - Филиппинское, самое большое по площади - Саргассово

Он ведет из моря в море.

Он не широк, всего верста.

И в нем, как в школьном коридоре

И шум, и звон, и теснота.

Давайте подумаем, что такое пролив? Приведите примеры

Определим ГП Беренгова пролива: какие океаны соединяет, между какими материками.

Итак, проливы соединяют океаны, а суша (материки и острова) разъединяют их.

Чем материк отличается от острова?

Что такое остров? Приведите примеры.


Что такое полуостров? Приведите примеры.

Рядом, рядом острова,

Не один, да и не два,

А десятки, сотни сотен

Жить в соседстве им охотней.

Все родные, как ни как,

Значит, здесь…

Что такое архипелаг? Приведите примеры.

Он у моря, как язык

Он берега лизать привык.

И пляж в часы прилива

Он вылизал на диво.

Что такое залив? Приведите примеры.




Ребята, как вы думаете, почему раньше суда, отправляясь в дальнее плавание, всегда брали с собой запас пресной воды? Ведь кругом вода.

Да, соленость – это одно из свойств океанической воды.

Кто был на море, вспомните, какой вкус имеет морская вода?

Океаническая вода – это раствор различных веществ. В ней содержится 73 из 110 известных химических элементов. Натрий и хлор, образующие поваренную соль, составляют 85% всех растворенных в океанической воде веществ. Поэтому морская вода соленая.

Вода – уникальный растворитель. В природе практически нет воды, не содержащей нерастворенных веществ. Что такое соленость? Если затрудняетесь, обратитесь к тексту учебника.

Соленость выражают в промилле – тысячных долях числа – и обозначают значком 0/00. Средняя соленость Мирового океана 350/00. Это значит, что в 1 л воды растворено 35 г веществ. Пресной считается вода, в литер которой содержится менее 1 г растворенных веществ. Из-за растворенных веществ океаническая вода замерзает при температуре -20С.

Но соленость в разных частях океана может быть разной. Например, в Черном море - 180/00, в Балтийском – 5-60/00. Возьмем банку, нальем в неё 1 л воды, добавим 35г соли. Как соленость в этой банке изменить, но соль не добавлять?

Какие причины влияют на величину солености воды?

Соленость


испарение осадки впадающие реки

Как зависит соленость от испарения?

Как зависит соленость от осадков?

Как зависит соленость от впадающих рек?

Почему соленость Красного моря 420/00 ?

Почему соленость Карского моря 100/00 ?

Другим свойством морской воды является её температура. Как вы думаете, от чего зависит температура вод Мирового океана?

Как изменяется температура воды в океане?

Есть у воды странное свойство, которое выделяет её из ряда многих известных веществ. Как и многие вещества, вода при охлаждении сжимается, но только при понижении температуры до +4оС, при дальнейшем охлаждении вода начинает расширяться, а при температуре 0оС, она резко расширяется, переходя в твёрдую фазу. Эта странность воды играет колоссальную роль в природе. При охлаждении воды в водоёмах сверху она сжимается, её вес становится больше, и она опускается вниз, более теплая поднимается вверх, обеспечивая перемешивание и выравнивание температуры всей водной массы. При температуре +3оС и ниже охлаждающаяся вода в водоёме перестаёт сжиматься, остаётся сверху и, замерзая, образует лёд. И водоёмы до дна не промерзают.

Средняя температура вод Мирового океана +17,50С

Ещё одно свойство воды – цвет. В непогоду море имеет свинцово-серый оттенок. В ясный солнечный день море синее по той же причине, что и небо. Не все лучи солнечного спектра одинаково хорошо проникают в глубины моря. Красные лучи сильнее других поглощаются водой – они совсем уже исчезают на глубине нескольких метров. Лучше других через водную толщу пробиваются фиолетовые и синие лучи. Проходя через толщу воды солнечной свет теряет все красные и часть желтых и зеленых лучей спектра, и отражаясь от пылинок, тысячами парящих в воде, возвращается к нам чисто голубыми. Иногда море имеет зеленоватую окраску недалеко от берега, где глубины не особенно велики и отраженный свет возвращается из толщ вод, потеряв не все свои синие и желтые лучи (сочетание желтого и синего дают зеленый цвет). Но море окрашивает не только рассеянный солнечный свет, но и мельчайшие «цветные» существа, населяющие толщи вод. Например, Красное море – красно-бурые водоросли, Желтое море – песок с пустынь)

Слушают, работают с учебником, отгадывают загадки, формулируют определения, работают с картой

Самые большие объемы мирового океана






























Пролив










размерами

небольшой участок су-ши, со всех сторон окруженный водой.

участок суши, окруженный с трех сторон водой.


Архипелаг



Группа островов



Залив


часть океана, моря, вдающаяся в сушу (участок воды, окруженный с трех сторон сушей).

Потому что вода в море соленая


Горько-сооленый









количество грамм ве-ществ, растворенных в 1л воды









Добавить воды и соленость понизится













От климата

Температура поверх-ностных вод уменьшается от экватора к полюсам, изменяется темпе-ратура и с глубиной






5. Физкультми-нутка

Что-то шумно стало, дети,

Откуда же здесь взялся ветер?

А это – буря, шторм, беда!

Плывем, и нас спасет вода! (все «плывут»)

Облака закрыли путь.

Нужно хорошо подуть! (дуют)

К солнышку потянем руки,

И не будет больше скуки! (поднимают руки вверх)

Вот все успокоились

На урок настроились.

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Решение задач.

  1. Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т черноморской воды, если ее соленость 180/00?

  2. Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т воды Красного моря, если ее соленость 420/00.?

  3. Какова соленость Карибского моря, если из 1000т воды получили 36 кг различных веществ?

Решают задачи.

1т=1000кг=1000л, 18x1000=18000г=18кг

1т=1000кг=1000л, 42x1000=42000г=42кг

360/00.

7. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону

Работа с электронным приложением, презентацией.

Заполнение таблицы.

Название моря

К какому океану относится

Какие материки омывает

Внутреннее или окраинное

1. Балтийское




2. Черное




3. Средиземное




4. Берингово




5. Карское




6. Красное





Смотрят, слушают, ана-лизируют, выполняют тестовые задания, заполняют таблицу


8. Первичное включение но-вого знания в систему знаний и повторение нового знания

Почему соленость вод Гвинейского залива меньше, чем Персидского?

Почему соленость воды Баренцева моря выше, чем Карского?

Где соленость выше в тропических широтах или на экваторе?

Заочное путешествие. Найдите ошибки.

«Однажды мы с друзьями решили совершить кругосветное плавание, главным условием которого было то, что маршрут путешествия должен был проходить только по воде. Местом отправления стал город-порт Мурманск, расположенный на …(Кольском) полуострове.

Взяв курс на северо-восток, мы устремились навстречу водным приключениям. Но через несколько часов наш пыл охладило сообщение о том, что вдали виднеется земля. Сначала нам пришло в голову, что это какой-то материк, но, определив свои координаты – 75ос.ш. и 55ов.д. – мы увидели, что находимся неподалёку от сравнительно небольшого участка суши, окруженного водой, который мы обычно называем…(о. Новая Земля). Расспросив местных жителей, мы узнали о том, что движемся по важнейшей для страны трассе, которая называется «Северный морской путь». Первыми его прошли наши моряки и ученые на ледоколе «Сибиряк» в 1932 г. под командованием капитана Владимира Воронина.

По Северному морскому пути мы двинулись дальше на восток вдоль северного побережья Евразии, которая является самым большим …(материком). Доплыв до крайней его точки…(мыс Дежнева), мы решили повернуть на юг. Но как это сделать. Ведь два огромных материка находятся совсем рядом. На помощь пришла карта, где мы и нашли сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей. Это оказался…(Берингов пролив), через который мы легко проникли в океан…(Тихий), где нас и ожидали разные приключения.

Однажды рано утром я проснулся и увидел, что небо заволокло тучами – надвигался шторм. А в этом океане, хоть он и называется Тихим, возникают самые высокие волны – цунами. Я решил, что для начала нужно определить наши координаты, чтобы не заблудиться. Мы находились на 28ос.ш. и 165оз.д. И тут началось… Корабль вертелся, качался, его швыряло как щепку. Небо стало черным. Иногда волны вздымались и обрушивались на палубу с сокрушающей силой. В носу корабля появилась пробоина, и вода стала постепенно заливать дно. Мы совершенно обессилели в борьбе со стихией, и нам уже стало казаться, что мы теряем не только наш корабль, но и жизнь.

Когда я очнулся, то увидел, что лежу в хижине, сделанной из пальмовых листьев, а за «стенами» услышал голоса моих друзей. Оказалось, что нас спасли люди с острова. Они рассказали нам, что здесь расположен не один, а несколько островов, расположенных близко друг к другу. И я никак не мог вспомнить, как же называется такая группа островов. Может вы знаете? (архипелаг). Мы попали на архипелаг, который называется Гавайские острова. Отремонтировав наш корабль и снабдив нас продовольствием, гавайцы пожелали нам доброго пути. Далее мы поплыли на восток вдоль Северного тропика. Эта часть путешествия была относительно спокойной. По пути нам всё чаще стали попадаться корабли под американским флагом, так как мы приближались к США, которые находятся на материке…(Северная Америка). Вскоре мы увидели землю и подплыли к берегу. Поплыв на северо-запад и обогнув этот участок суши, убедились, что это часть материка далеко выдаётся в океан. Посоветовавшись, мы определили, что это…(полуостров Калифорнийский). Американцы уговорили нас пройти эту часть сухопутным путем, чтобы поближе познакомиться с их страной, и с ещё одной частью океана, которая являлась целью нашего путешествия. Мы двинулись на восток.

Через несколько дней перед нами предстал океан, но нам объяснили, что это лишь его часть, далеко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном. Мы сразу же определили, что это…(залив), а по карте нашли его название (Мексиканский). Дальнейшее наше путешествие было не таким интересным, так как мы пересекли Атлантический океан по давно проложенной трассе и добрались до Европы, где нас ждал самолёт с надписью «Аэрофлот. Россия». Впереди – дом!

Дополнительные задания.

1. Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211 м, другого в 245,5 раз меньше. Второе является самым маленьким из российских морей, площадь его в 11 раз меньше первого. У первого моря на глубинах свыше 200 м отсутствует жизнь, у второго даже на дне обитают живые организмы. Какие это моря? Каким образом можно попасть из одного моря в другое?

2. Пролив соединяет эти моря. Одно из них окраинное, а второе — внутреннее. Средняя глубина первого в 2-З раза больше, а площадь в 15,5 раз больше. Первое севернее, но юго-западные берега не замерзают, а второе южнее, но большую часть года (7 месяцев) покрыто льдами. Назовите эти моря.

3. В морях какого океана, омывающего берега России находится большее количество островов? Какой из наших островов самый северный, самый восточный и самый большой?





4. Этот остров сначала теоретически доказан, а затем открыт. Кто его открыл? Как он называется?

5. В какие ворота не забить гол?

6. Какие шары не имеют шарообразной формы?




7. Этот пролив раньше называли «Геркулесы столбы». Каково его современное название?

8. Какой полуостров говорит о своем малом размере?

9. Назовите самый большой полуостров.

10. Какой остров говорит о своей принадлежности к одежде?

11. Какое море отмывает три части света?

Отвечают на вопросы, анализируют текст, находят в нем ошибки














































































(Черное и Азовское, че-рез Керченский пролив.)






(Баренцево и Белое.)





(В морях Северного Ледовитого океана. Самый большой — Сахалин; самый северный — Рудольфа

(арх. Франца-Иосифа); самый восточный — о. Ратманова.)

(Остров Визе. В. Ю. Визе.)

(Карские ворота.)

(Маточкин Шар и Югорский шар - проливы в Карском море.)

(Гибралтарский пролив.)

(Ямал.)

(Аравийский.)

(Ямайка)

(Средиземное.)

9. Домашнее задание.

&20, вопросы и задания, задание на контурных картах: подписать моря, заливы, проливы, встречающиеся в тексте параграфа.

Записывают домашнее задание в дневник.

10. Рефлексия.

Продолжите фразу:

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- я понял, что…

- теперь я могу…

- я научился…

- я попробую…

- мне захотелось…

По желанию продолжают фразу учителя

11. Окончание урока.

Подведение итогов урока.

Я знала, все у нас получится,

Всем ученикам 6 класса

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключении хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока географии «Части Мирового океана. Свойства океанических вод.»

Автор: Гермони Юлия Вадимовна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126134

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока географии   Класс   6   Тема урока:   Части Мирового океана. Свойства вод океана."
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-klass-6-tiema-uroka-chasti-mirovogho-okieana-svoistva-vod-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "266890"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450267441"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока географии в 7 классе на тему "Мировой океан" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-na-tiemu-mirovoi-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "170365"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423552210"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Календарно-тематическое планирование по географии.   Учебник «География материков и океанов»  В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. "
    ["seo_title"] => string(145) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-ghieoghrafii-uchiebnik-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-v-a-korinskaia-i-v-dushina-v-a-shchieniev"
    ["file_id"] => string(6) "214637"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432387799"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему: Воды Мирового океана "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vody-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "121314"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413918035"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства