kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Формирование политической карты мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе я представила конспект урока по географии 10 класса, где включены различные виды работ, как групповые так и индивидуальные. А также работа с атласом и контурной картой. Учитель задает множество наводящих вопросов с помощью которых можно дать правильный ответ.В конспекте уделяется внимание физминутке  после 20 минут занятия, а также проводится рефлексия перед окончанием урока за 5 минут.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Формирование политической карты мира" »

Конспект урока по географии 10 класс

Тема «Формирование политической карты мира»


Задачи урока:

- сформировать представление о разнообразии стран современного мира; выяснить основные критерии классификации стран мира; дать понятие «суверенное государство», «валовый внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами; выяснить значение политико-географического положения для страны

Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

Записать число и тему урока в тетради

ЗАДАНИЕ. В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.

- Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

Учащиеся: По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и  государственные границы.

- Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

Этапы

Развитие человеческого общества

I этап - древний (до 5 в.н.э)

возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет.

II этап - средневековый (5-16в.в.)

возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.

III этап - новый (16-19 в.в.)

эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире.

IV этап - новейший

формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами.

V этап - современный

появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.


Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

ВОПРОС: А какое государство называется «суверенным»?

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

- Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Смотрим по атласу)

- По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы).

- Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

ЗАДАНИЕ. Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы).

- На основе качественных показателей страны подразделяют на:

1.Экономически развитые записать

2.Развивающиеся в тетради

3.Страны с переходной экономикой

II. Физминутка


Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта(ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

ВОПРОС: Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

Учащиеся: В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если  учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает).

ВОПРОС: А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

Учащиеся: Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

- Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью  и в её составе можно выделить четыре подгруппы.

К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой. Дать учащимся раздаточный материал.


Страны с переходной экономикой: постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.

ЗАДАНИЕ (работа на контурных картах)

  Подписать  страны «большой семерки» на контурной карте

- Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

III. Рефлексия. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.

Учащиеся: Основные группы стран:

- по площади территории

- по численности населения

- по особенностям ГП

- по уровню социально-экономического развития


IV. Домашнее задание: учить п. 20 ответить на вопросы 1-4 устно






































Раздаточный материал

подгруппы  экономически развитых стран

«Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности

Менее крупные страны Западной  Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»

Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль

Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам



подгруппы развивающихся стран

Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом

Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке

Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)

Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.

Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки

Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Формирование политической карты мира"

Автор: Сугак Анна Васильевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Современная политическая карта. Понятие «страна», «государство», «колония». Этапы формирования политической карты мира."
    ["seo_title"] => string(121) "sovriemiennaia-politichieskaia-karta-poniatiie-strana-ghosudarstvo-koloniia-etapy-formirovaniia-politichieskoi-karty-mira"
    ["file_id"] => string(6) "250388"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447076536"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Политическая карта мира. 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(35) "politichieskaia-karta-mira-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417988210"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Конспект интегрированного урока по теме "Изменения политической карты в 20 веке. Многообразие стран современного мира""
    ["seo_title"] => string(133) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-tiemie-izmienieniia-politichieskoi-karty-v-20-viekie-mnoghoobraziie-stran-sovriemiennogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "252276"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447349352"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока по экономике: Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-ekonomikie-zierkalo-mira-siemieinyi-biudzhiet-v-raznykh-stranakh"
    ["file_id"] => string(6) "324645"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462562046"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Политическая карта и регионы Азии "
    ["seo_title"] => string(38) "politichieskaia-karta-i-rieghiony-azii"
    ["file_id"] => string(6) "245812"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446216805"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства