Тема: "Агропромышленный комплекс". Тип урока: комбинированный, урок изучения новых знаний. Разработка включает: проверка домашнего задания "Химико-лесной комплекс" в виде тестирования на два варианта (10 минут) (тест с ответами включен в конспект). Изучение новаго материала " Агропромышленный комплекс". Ход урока с вопросами и предположительными отвечами учащихся. Домашнее задание: п. 28 и два сообщения: Сахарная свекла и лен-долгунец
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Агропромышленный комплекс" »
Тема урока: Агропромышленный комплекс (АПК)
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства. Научить анализировать статистические данные, карту «Сельское хозяйство», чертить схемы «Состав АПК», «Отрасли сельского хозяйства».
Задачи: 1. образовательная: продолжить формирование у школьников представлений и знаний об агропромышленном комплексе России. Расширить и углубить знания о сельском хозяйстве. Проанализировать отраслевой состав сельского хозяйства, основных отраслей растениеводства. 2. воспитательная: привитие чувства ответственности, прививать любовь к малой Родине средствами изучаемого материала;
3. развивающая: развивать умение анализировать, выявлять причинно - следственные связи, посредством выполнения творческих заданий. Развивать общеучебные и специальные практические навыки.
Тип урока: комбинированный, урок изучения новых знаний, Метод проведения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, индивидуальный, диалоговый, ненасильственного обучения.
Технологии: информационно-коммуникативные технологии, технические средства обучения, работа с учебниками, диалогового, ненасильственного обучения.
Оборудование: учебник (Дронов В.П.. География России. Население и хозяйство. 9 кл.), Атлас (География 9 класс), компьютер и проектор.
Ход урока
№
Смысловой блок
Дея-ть учителя
Дея-ть учащегося
1.
Организационный момент
Приветствие учителя
Приветствие. Садятся. Достают принадлежности. Называют отсутствующих.
2.
Проверка знаний учащихся
Проверка знаний учащихся по теме «Химико-лесной комплекс». Учащимся дается два варианта (задания А). Тестирование – 10 минут.
Учащиеся выполняют данные варианты, сдают выполненные работы по истечению времени.
3.
Изложение нового материала
Дайте определение АПК?
Стр.117 учебника
Как вы думаете, что является главной задачей АПК?
Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей в одиночку. Поскольку с/х необходима техника, удобрения, ядохимикаты, новые селекционные сорта растений и породы скота. Именно поэтому в АПК выделяется три звена.
Основу АПК составляет сельское хозяйство, которое состоит из животноводства и растениеводства.
Второе звено. От других отраслей хозяйства его отличают:
Сильная зависимость от природных условий;
Сезонность производства большей части с/х продукции вследствие природных особенностей России
Использование живых организмов, которые растут и развиваются по определенным биологическим законам
Использование земли в качестве незаменимого средства труда и одновременно предмета труда.
Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются с/х угодьями. В России 13% земель составляют с/х угодья, а пашня только 7%. 60% сельхозугодий составляет пашня.
Зарисуем схему.
Учитель зарисовывает схему на доске «Схема Сельхозугодий»
Земельные ресурсы ограничены, сельскохозяйственные угодья имеют еще меньшую площадь , и качество их ухудшается с годами, а так же заболачивается – 20% сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии 23%.
Задание. Стр. 119, табл.28
Сравните показатели развития АПК России и развитых стран. Сделайте выводы о зависимости развития сельскохозяйственного производства от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения.
Рассмотрим карту на стр. 120, рис 54. «Основные направления использования земельных ресурсов».
Россия имеет большую площадь пашни на душу населения, но меньшую урожайность зерновых, сахарной свеклы, чем в развитых странах. Больше всего в расчете на душу населения в России выращивается картофеля – в 3 раза больше, чем в США. Мяса на душу в России приходится меньше, чем в США в 3 раза. Почвы (пашня) используется менее эффективно, чем в развитых странах.
Центральные районы России, Северный Кавказ, юг Урала.
4.
Закрепление
1.Назовите звенья АПК и их отраслевой состав.
2.Объясните роль каждого звена и отрасли, взаимосвязи с другими подразделениями комплекса.
3. Главной задачей АПК является?
4. Перечислите центры с/х машиностроения.
5.Чем различаются сельскохозяйственное и промышленное производства?
5. Различия объясняются тем, что: 1) при продвижении на юг условия для развития сельского хозяйства становятся более благоприятные, а значит, и больше удельный вес сельского населения; 2) Европейский Север был одним из плацдармов индустриализации. Объясняется это социально-экономическими причинами: обеспеченность рабочими местами, развитая инфраструктура, более комфортные условия жизни.
5.
Вывод
1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей 2. Оценить работу учеников во время занятий
6.
Домашнее задание
§ 28. Вопросы. Прочтите в конце параграфа «Внимание. Проблема», подготовить два сообщения: Сахарная свекла и лен-долгунец
Тестирование по теме: «Химико-лесной комплекс и машиностроение»
Вариант №1.
1.Основными формами организации производства в машиностроении являются:
А) Концентрация и специализация
Б) специализация и кооперирование
В) кооперирование и комбинирование.
2. Наиболее крупные автомобильные заводы России находятся: А) в Центральной России и Поволжье
Б) в Поволжье и на Урале
В) в Западной Сибири и Центральной России.
3. Наиболее важным фактором размещения машиностроительных предприятий являются: А) трудовые ресурсы
Б) потребители
В) металлургические базы.
4. Главными районами производства полимерных материалов в России являются: А) Европейский Север и Центральная Россия
Б) Поволжье и Центральная Россия
В) Поволжье и Европейский Север.
5. В состав химической промышленности входит производство: А) бумаги и кислот
Б) минеральных удобрений и кислот
В) минеральных удобрений и целлюлозы.
6. Конверсия военно-промышленного комплекса – это: А) перевод военного производства на выпуск гражданской продукции, Б) перевод военного судостроения на гражданское судостроение, В) испытание продукции военного производства.
7. Что такое химизация?
А) повышение образовательного уровня населения в области химии, Б) широкое применение химических технологий и материалов во всех хозяйственных отраслях и в быту
В) увеличение количества работников, занятых в химической промышленности, Г) создание дополнительных подразделений по химической защите в Вооружённых силах РФ.
8. К каким районам тяготеет производство мебели? А) к районам лесозаготовки
Б) к районам потребления продукции
В) к железным дорогам
Г) к районам, обеспеченным дешёвой электроэнергией
9. Целлюлозно-бумажные комбинаты отсутствуют:
А) в Карелии
Б) в Черноземье
В) В Сибири
Г) на Урале.
10. Центры лесохимии отсутствуют:
А) Омск
Б) Оренбург
В) Правдинск
Г) Светогорск
Д) Аша
.
11. Крупные лесопромышленные комплексы расположены в городах:
А) Кисловодск
Б) Усть-Илимск
В) Смоленск
Г) Амурск
Д) Тюмень.
12. Переработка полимерных материалов находится в городах:
А) Омск
Б) Кемерово
В) Туапсе
Г) Киров
Д) Хабаровск
.
13. Крупнейшими центрами производства химии органического синтеза является: