kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по теме "Озера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии по теме"Озера" полностью соответствует ФГОС. Тип урока комбинированный, методы:частично-поисковый, проблемный. Используется технология  коммуникативно-диалоговой деятельности. В начале урока используется рефлексия в форме просмотра видеоролика про Ладожское озеро, на фоне ролика стихи А.Блока про озера. Затем учитель спрашивает какие чувства вызывает у детей вода? Далее мы проверяем знания, полученные на предыдущих уроках и подводим к новой теме.По ходу урока дети формируют понятие "Озеро", работают с текстом учебника и заполняют таблицу "Происхождение озерных котловин".Далее дети ищут ответ какие озера сточные, какие бессточные. Приводят примеры соленых и пресных озер, анализируя карты.В конце урока ребята показываю исследовательскую работу, рассказывают сообщения и  выполняют практическую работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Озера"»

12


Губина Е.О. МОУ «СОШ №36»


Пояснительная записка

  • Класс: 6

  • Название курса: Начальный курс географии.

  • Название раздела/темы: Земные оболочки. Гидросфера. Воды суши.

  • Название темы урока: Озера.

  • Автор: Комиссарова Марина Сергеевна


Роль и место данной темы в курсе.

По государственной программе «География: начальный курс» 6 класс для общеобразовательных учреждений на изучение темы «Озера» отводится 1 учебный час. Тема «Озера» изучается в разделе «Оболочки Земли», «Гидросфера», «Воды суши».

Цели и задачи включения компьютерного сопровождения в содержание урока: «Озера».

1) Повышение мотивации обучения и как следствие активизация познавательной деятельности.

2) Развитие наглядно - образного мышления, представлений, восприятия, зрительной памяти.

3) Открытие для обучающихся возможности лучше осознать характер изучаемого объекта, активно включаясь в процесс его познания.

4) Применение компьютерного изображения в сочетании с рассказом учителя позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей.

5) Развитие коммуникативных компетенций, как средство повышения эффективности и результативности учебного процесса, за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.

6) Организация индивидуальной практической работы обучающихся, развитие их познавательной самостоятельности и творчества.

Отбор содержание и логика структуры урока.

Структура урока

1. Актуализация субъективного опыта учащихся - опорных знаний об озерах. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация. Постановка целей и задач.
2. Получение новых знаний.

3. Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера - уникумы.

4. Первичное закрепление новых знаний (по каждому пункту плана урока).

5. Закрепление и применение новых знаний: практическая работа «Описание озера». Работа в рабочих тетрадях.

6. Оценки. Домашнее задание.
7. Подведение итогов. Обобщение. Рефлексия.
Презентация отражает основные этапы урока.

Содержательной основой выделения этапов урока является логика процесса усвоения знаний: 1) восприятие; 2) осмысление; 3) запоминание; 4) применение; 5) обобщение; 6) рефлексия.

На этапе целеполагания и мотивации визуальные медиасредства организуют внимание учащихся и, как основное условие - возбуждают интерес, любопытство. С этим тесно связано то, что медиасредства содействуют интенсификации восприятия через образное представление.

На этапе изучения нового материала, предъявления новой информации, обучающиеся знакомятся с основными объектами и явлениями, учитель фронтально объясняет тему с использованием презентации.

Иллюстративный ряд представлен фотографиями, схемами, которые взаимосвязаны друг с другом, что помогает развитию целостного восприятия. Отдельные слайды презентации представлены в виде рисунков, к ним даются различные задания. Иллюстрации служат информированию, представлению и передаче образов объектов.

Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Каждый учебный эпизод складывается в логически выстроенную цельную канву урока.

На этапе закрепления и подведения итогов урока приобретаются следующие умения и навыки:

  • Четкое структурирование информации.

  • Интеграция информации из разных отраслей знания (курс природоведения 5 класс, биология).

  • Умение исследовать имеющуюся информацию и творчески ее применить.

  • Умение самостоятельно работать и организовывать себя.

  • Приобретается чувство художественного вкуса, знание места и роли человека в окружающем мире.

Закрепление изученного материала идет вместе с повторением, что дает возможность связать новые знания с ранее полученными. Повторение осуществляется во второй половине урока, когда дети работают самостоятельно в индивидуальном темпе.

Считаю, что на данном уроке наиболее эффективными методами являются проблемный и частично поисковый, способствующие развитию личности ученика, что проявляется в познавательной активности, развитии умения структурировать и систематизировать новую информацию. Данные методы создают возможности активного умственного роста каждого ученика, глубокому и осмысленному усвоению знаний.

Учебное взаимодействие строится на основе диалога, который стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, дает прочные знания и в итоге воспитывает активную личность.

Гигиенические нормы достигаются благодаря чередованию разных методов и форм работы.

Цель урока: Формирование представлений об озерах.

Задачи:

- Изучить классификацию озер по происхождению озерных котловин.

- Познакомить учащихся с понятиями сточные и бессточные озера.

- Формировать умение составлять описание озера.

- Закрепить умения и навыки работы с картами атласа, контурными картами.

- Показать значение озер для жизни и хозяйственной деятельности человека.

- Воспитывать у обучающихся эстетическое и ценностно-нравственное отношения к воде, как жизненно важному ресурсу (личная значимость изучаемого материала).

Технологии, используемые на уроке:

- Технология коммуникативно - диалоговой   деятельности     (беседа, диалог, рассказ).

- Информационно-коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

Знания:

Термины и понятия - озеро, озерная котловина, озера: тектонические, ледниковые, карстовые, остаточные, запрудные, вулканические, озера-старицы, сточное и бессточное озеро, значение озер в жизни человека.

Факты:

- Самое большое озеро – Каспийское, площадь 376 тыс.км2

- Самое глубокое – озеро Байкал, глубина составляет 1620 м.

- Самое соленое – Мертвое море, соленость достигает 260-270‰

Умения:

- Обозначать озера на контурной карте.

- Описывать озеро по типовому плану.

Вид учебного занятия:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Характер и формы организации УПД учащихся:

- Проблемный, частично-поисковый.

- Фронтальная, индивидуальная, диалог.

- Беседа, работа с настенной картой, атласами, учебниками.

Контроль:

1. Фронтальный устный опрос.

2. Проверка выполнения практических заданий по описанию озера, оформление контурных карт.

Учебно-наглядный комплекс:

- Физические карты мира и России.

- Мультимедийный проектор, компьютер, презентация: «Озера»

- Атласы и контурные карты.

- Учебник.

- Сообщения обучающихся.

Домашнее задание:

- § 24, пересказ; выучить определение понятий.

- Обозначить озера на контурной карте полушарий.

Ход урока

Здравствуйте поприветствуем наших гостей, проверяем готовность к уроку. Введение в урок , включить видеоролик про озеро, настроить на работу . слайд1. Учащиеся смотрят видеоролик и картины с озерами, я читаю слова А.Блока «Как женщина усталая оно, раскинулось внизу и смотрит в небо, туманится и даль поит туман, и отняло неба весь закат.»

1. Актуализация знаний об озерах. Постановка целей и темы урока.

Сегодня мы начинаем урок с повторения основных типов поверхностных вод. Какие воды называют поверхностными?

- К основным типам поверхностных вод относятся: реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота.

Назовите какие типы поверхностных вод мы можем увидеть в нашем поселке?

Мы с вами познакомились с реками. А с чем мы познакомимся сегодня? Как вы думаете? Озера. Почему?

Ребята , что бы вы хотели узнать об озерах? Слайд2

Задачи :

1) Что такое озеро?

2) Как образовались озера?

3) Как появилась вода в озере? Сточные и бессточные озера.

4) Значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека. Слайд3

2. Изучение нового материала с использованием слайдов.

Фронтальная работа с классом.

1)Понятие «озеро». Ребята мы с вами живем на берегу озера. Как оно называется? А теперь первый ряд ответит мне, чем озеро отличается от моря, а второй от реки.

Исходя из описания, попытайтесь дать определения понятия «озеро».

- Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Запись в тетрадь слайд4 углубления, в которых находятся озера, называют озерными котловинами.

2) Озерные котловины. Классификация озер по происхождению озерных котловин.

Если озеро – это природное углубление, то каким может быть его происхождение? Какие природные процессы и явления могут привести к образованию природных котловин?

Почему озерные котловины разнообразны по происхождению? Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы обратимся к тексту учебника н стр.95.


Классификация озер по происхождению озерных котловин

Происхождение котловин

Условия образования

Примеры

Тектонические

Образуются путем заполнения трещин в земной коре.


Каспийское, Байкал, Ньяса, Танганьика

Слайд5

Ледниковые

Являются результатом деятельности материковых и горных ледников.

Ладожское, Онежское, озера Вологодской области

Слайд6

Карстовые

Подземные воды, растворяя горные породы, образуют под землей различные полости, что ведет к провалам. На месте провалов возникают озера.

Встречаются в понижениях на холмистых равнинах.

Озеро Эрцо в Южной Осетии

Слайд7

Вулканические

Образуется при наполнении водой вулканического кратера.

Много на Камчатке (например, Кроноцкое, Курильское, в кратере вулкана Горелый) слайд8

Запрудные

Образуются в долинах горных рек, если русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Озеро Рица в Абхазии слайд9


Озера-старицы

Участок бывшего русла реки, отчленившийся от основного русла.

Мелкие озера, расположенные в поймах рек слайд10


- Вывод: озера образуются под действием внутренних и внешних процессов литосферы, а также под влиянием хозяйственной деятельности человека .запись

3) Вода в озере. Источники питания озер. Сточные и бессточные озера.

Если озеро – это природная котловина, заполненная водой, то откуда берется вода? При каких условиях в озере сохраняется постоянный уровень воды?

Давайте вспомним, какие источники питания имеют реки, есть ли сходства питания рек с питанием озер?

- Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, грунтовых вод, т.е. озера питаются дождевой, талой, подземной водой (ожидаемый ответ). Слайд 11

Запасы воды в озерах пополняются также за счет вод рек и ручьев, впадающих в озеро.

Из многих озер вытекают реки, т.е. происходит сток озерных вод. Озера, из которых вытекают реки - сточные.

Сточные озера – пресные. Например, озеро Байкал пресное, воды в нем небогаты растворенными солями, в 1литре воды всего 100 мл. солей. В него впадает более 500 рек и ручьев и вытекает одна река - Ангара.

Озера, из которых не вытекают реки - бессточные. Большинство озер относится к бессточным. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой и горькой. В таких озерах соль выпадает на дно в осадок. В них добывают поваренную соль.

Самое соленое - озеро-море - Мертвое, соленость в нем 270 промилле. Почему в этом озере нельзя утонуть?

Все озера по солености можно разделить на 3 группы.

Пресные – до 1 промилле, солоноватые от 1 до35 промилле, соленые – более 35 промилле.Пользуясь картами атласа приведите примеры сточных и бессточных озер на карте полушарий и карте России.

В чем различия изображения соленых и пресных озер на карте?

Слайд 12

Почему на карте озеро Балхаш изображено двумя цветами?

- На карте пресные озера изображаются голубым цветом, соленые – светло-фиолетовым. Значит, озеро Балхаш имеет и пресную и соленую воду. На карте видно, что в одну половину озера река втекает, в другую нет, а нам известно, что реки опресняют водоемы, в которые они впадают (ожидаемый ответ).

3. Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера - уникумы. Слайд13

4) Удивительные озера. Озера – уникумы. Сообщения обучающихся.

На земном шаре встречается огромное количество уникальных, не похожих друг на друга озер, и сейчас о некоторых из них нам расскажут ребята. 1. Озеро Балхаш.

Почему на карте озеро Балхаш изображено двумя цветами?

- На карте пресные озера изображаются голубым цветом, соленые – светло-фиолетовым. Значит, озеро Балхаш имеет и пресную и соленую воду. На карте видно, что в одну половину озера река втекает, в другую нет, а нам известно, что реки опресняют водоемы, в которые они впадают (ожидаемый .

Много удивительных вещей происходит с озерами, одним из таких явлений засоление озер. Ребята заинтересовались этой темой и решили сами вырастить кристалл. Исследовательская работа «Выращивание кристалла». Много на планете озер –уникумов. Об этом нам расскажут ребята.

Озеро Байкал.

Озеро Могильное на острове Кильдин в Баренцевом море - настоящее чудо природы.

5) Значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Озёра играют важную роль в окружающей среде и жизни населения. Не случайно в музыке, живописи, поэзии, фольклоре, озера занимают значительное место, им посвящены прекрасные произведения.

Приведите примеры.

- В музыке - песни: «Славное море - священный Байкал», «Колдовское озеро»…

- В живописи – картины: «Озеро» (Левитан), «Озеро» (Васнецов)…

- В поэзии – стихи: «Тихо в озере струится» (Тютчев), М.Кузьмин «Осенние озера»…

- В фольклоре: мифы и легенды о Байкале, пословицы и поговорки об озерах…(ожидаемые ответы).

В настоящее время вода озер используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности.

Приведите примеры использования озер человеком.

- Они содержат значительные природные ресурсы и используются для водоснабжения, рыбной ловли, орошения, добывания различных минеральных веществ и рекреации (как места оздоровления и отдыха).

Слайд 14

5. Закрепление: практическая работа «Описание озера». Работа в рабочих тетрадях (на работу отводится 5-7 минут).

6) Практическая работа. Описание озера.

Опишите озеро по плану. I В. – Каспийское II В. – Байкал слайд15

  1. На каком материке, и в какой его части находится озеро.

  2. Между какими меридианами и параллелями расположено.

  3. Происхождение котловины.

  4. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

  5. Соленое или пресное

  6. 7) Домашнее задание:

  • § 24, прочитать в.5 письменно

  • подписать названия озер на контурной карте полушарий


6.Обобщение. Итоги урока. Рефлексия.

Пришло время подвести итоги нашего небольшого путешествия по «миру озер». Что нового для себя Вы узнали на уроке? Давайте с вами составим небольшое описание с использование материала изученного на уроке


Какими бывают озера по происхождению? Какого происхождения котловины большинства озёр Вологодской области?

Откуда берется вода? Какие условия нужны, чтобы природная котловина заполнилась водой, и в ней образовалось озеро?

Какая разница между сточными и бессточными озерами?

Где чаще можно встретить соленые озёра? Как реки влияют на соленость озер?

Почему разные народы, проживающие на берегах озер, относятся к ним как к священным объектам? Страдают ли озёра от деятельности человека?

Те знания и умения, которые, мы получили сегодня на уроке, в дальнейшем нам пригодятся в курсе изучения природы своей страны. Слайд16


Список литературы:

  1. Герасимова Т.П, Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. 6 класс. М.: Просвещение, 1991 – с.130-131.

  2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2008 –с.95-98.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по теме "Озера"

Автор: Комиссарова Марина Сергеевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока на тему "Озера" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oziera-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106489"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403022462"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "разработка урока географии по теме "Озера""
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-oziera"
    ["file_id"] => string(6) "247624"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446592026"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Классный час по теме "Озеро Байкал" "
    ["seo_title"] => string(37) "klassnyi-chas-po-tiemie-oziero-baikal"
    ["file_id"] => string(6) "136469"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417108497"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "План конспекта открытого урока по географии на тему: Озера Казахстана"
    ["seo_title"] => string(76) "plan_konspiekta_otkrytogho_uroka_po_ghieoghrafii_na_tiemu_oziera_kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "421038"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496918178"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока "Озера, пруды, болота. Их разнообразие.""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_oziera_prudy_bolota_ikh_raznoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "419625"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496166944"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства