Урок географии по теме"Озера" полностью соответствует ФГОС. Тип урока комбинированный, методы:частично-поисковый, проблемный. Используется технология коммуникативно-диалоговой деятельности. В начале урока используется рефлексия в форме просмотра видеоролика про Ладожское озеро, на фоне ролика стихи А.Блока про озера. Затем учитель спрашивает какие чувства вызывает у детей вода? Далее мы проверяем знания, полученные на предыдущих уроках и подводим к новой теме.По ходу урока дети формируют понятие "Озеро", работают с текстом учебника и заполняют таблицу "Происхождение озерных котловин".Далее дети ищут ответ какие озера сточные, какие бессточные. Приводят примеры соленых и пресных озер, анализируя карты.В конце урока ребята показываю исследовательскую работу, рассказывают сообщения и выполняют практическую работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Озера"»
12
Губина Е.О. МОУ «СОШ №36»
Пояснительная записка
Класс: 6
Название курса: Начальный курс географии.
Название раздела/темы: Земные оболочки. Гидросфера. Воды суши.
Название темы урока: Озера.
Автор: Комиссарова Марина Сергеевна
Роль и место данной темы в курсе.
По государственной программе «География: начальный курс» 6 класс для общеобразовательных учреждений на изучение темы «Озера» отводится 1 учебный час. Тема «Озера» изучается в разделе «Оболочки Земли», «Гидросфера», «Воды суши».
Цели и задачи включения компьютерного сопровождения в содержание урока: «Озера».
1) Повышение мотивации обучения и как следствие активизация познавательной деятельности.
2) Развитие наглядно - образного мышления, представлений, восприятия, зрительной памяти.
3) Открытие для обучающихся возможности лучше осознать характер изучаемого объекта, активно включаясь в процесс его познания.
4) Применение компьютерного изображения в сочетании с рассказом учителя позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей.
5) Развитие коммуникативных компетенций, как средство повышения эффективности и результативности учебного процесса, за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.
6) Организация индивидуальной практической работы обучающихся, развитие их познавательной самостоятельности и творчества.
Отбор содержание и логика структуры урока.
Структура урока
1. Актуализация субъективного опыта учащихся - опорных знаний об озерах. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация. Постановка целей и задач. 2. Получение новых знаний.
3. Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера - уникумы.
4. Первичное закрепление новых знаний (по каждому пункту плана урока).
5. Закрепление и применение новых знаний: практическая работа «Описание озера». Работа в рабочих тетрадях.
6. Оценки. Домашнее задание. 7. Подведение итогов. Обобщение. Рефлексия. Презентация отражает основные этапы урока.
Содержательной основой выделения этапов урока является логика процесса усвоения знаний: 1) восприятие; 2) осмысление; 3) запоминание; 4) применение; 5) обобщение; 6) рефлексия.
На этапе целеполагания и мотивации визуальные медиасредства организуют внимание учащихся и, как основное условие - возбуждают интерес, любопытство. С этим тесно связано то, что медиасредства содействуют интенсификации восприятия через образное представление.
На этапе изучения нового материала, предъявления новой информации, обучающиеся знакомятся с основными объектами и явлениями, учитель фронтально объясняет тему с использованием презентации.
Иллюстративный ряд представлен фотографиями, схемами, которые взаимосвязаны друг с другом, что помогает развитию целостного восприятия. Отдельные слайды презентации представлены в виде рисунков, к ним даются различные задания. Иллюстрации служат информированию, представлению и передаче образов объектов.
Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Каждый учебный эпизод складывается в логически выстроенную цельную канву урока.
На этапе закрепления и подведения итогов урока приобретаются следующие умения и навыки:
Четкое структурирование информации.
Интеграция информации из разных отраслей знания (курс природоведения 5 класс, биология).
Умение исследовать имеющуюся информацию и творчески ее применить.
Умение самостоятельно работать и организовывать себя.
Приобретается чувство художественного вкуса, знание места и роли человека в окружающем мире.
Закрепление изученного материала идет вместе с повторением, что дает возможность связать новые знания с ранее полученными. Повторение осуществляется во второй половине урока, когда дети работают самостоятельно в индивидуальном темпе.
Считаю, что на данном уроке наиболее эффективными методами являются проблемный и частично поисковый, способствующие развитию личности ученика, что проявляется в познавательной активности, развитии умения структурировать и систематизировать новую информацию. Данные методы создают возможности активного умственного роста каждого ученика, глубокому и осмысленному усвоению знаний.
Учебное взаимодействие строится на основе диалога, который стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, дает прочные знания и в итоге воспитывает активную личность.
Гигиенические нормы достигаются благодаря чередованию разных методов и форм работы.
Цель урока: Формирование представлений об озерах.
Задачи:
- Изучить классификацию озер по происхождению озерных котловин.
- Познакомить учащихся с понятиями сточные и бессточные озера.
- Формировать умение составлять описание озера.
- Закрепить умения и навыки работы с картами атласа, контурными картами.
- Показать значение озер для жизни и хозяйственной деятельности человека.
- Воспитывать у обучающихся эстетическое и ценностно-нравственное отношения к воде, как жизненно важному ресурсу (личная значимость изучаемого материала).
Технологии, используемые на уроке:
- Технология коммуникативно - диалоговой деятельности (беседа, диалог, рассказ).
- Информационно-коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
Знания:
Термины и понятия - озеро, озерная котловина, озера: тектонические, ледниковые, карстовые, остаточные, запрудные, вулканические, озера-старицы, сточное и бессточное озеро, значение озер в жизни человека.
Факты:
- Самое большое озеро – Каспийское, площадь 376 тыс.км2
- Самое глубокое – озеро Байкал, глубина составляет 1620 м.
- Самое соленое – Мертвое море, соленость достигает 260-270‰
Умения:
- Обозначать озера на контурной карте.
- Описывать озеро по типовому плану.
Вид учебного занятия:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Характер и формы организации УПД учащихся:
- Проблемный, частично-поисковый.
- Фронтальная, индивидуальная, диалог.
- Беседа, работа с настенной картой, атласами, учебниками.
Контроль:
1. Фронтальный устный опрос.
2. Проверка выполнения практических заданий по описанию озера, оформление контурных карт.
Здравствуйте поприветствуем наших гостей, проверяем готовность к уроку. Введение в урок , включить видеоролик про озеро, настроить на работу . слайд1. Учащиеся смотрят видеоролик и картины с озерами, я читаю слова А.Блока «Как женщина усталая оно, раскинулось внизу и смотрит в небо, туманится и даль поит туман, и отняло неба весь закат.»
1. Актуализация знаний об озерах. Постановка целей и темы урока.
Сегодня мы начинаем урок с повторения основных типов поверхностных вод. Какие воды называют поверхностными?
- К основным типам поверхностных вод относятся: реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота.
Назовите какие типы поверхностных вод мы можем увидеть в нашем поселке?
Мы с вами познакомились с реками. А с чем мы познакомимся сегодня? Как вы думаете? Озера. Почему?
Ребята , что бы вы хотели узнать об озерах? Слайд2
Задачи :
1) Что такое озеро?
2) Как образовались озера?
3) Как появилась вода в озере? Сточные и бессточные озера.
4) Значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека. Слайд3
2. Изучение нового материала с использованием слайдов.
Фронтальная работа с классом.
1)Понятие «озеро». Ребята мы с вами живем на берегу озера. Как оно называется? А теперь первый ряд ответит мне, чем озеро отличается от моря, а второй от реки.
Исходя из описания, попытайтесь дать определения понятия «озеро».
- Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Запись в тетрадь слайд4 углубления, в которых находятся озера, называют озерными котловинами.
2) Озерные котловины. Классификация озер по происхождению озерных котловин.
Если озеро – это природное углубление, то каким может быть его происхождение? Какие природные процессы и явления могут привести к образованию природных котловин?
Почему озерные котловины разнообразны по происхождению? Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы обратимся к тексту учебника н стр.95.
Классификация озер по происхождению озерных котловин
Происхождение котловин
Условия образования
Примеры
Тектонические
Образуются путем заполнения трещин в земной коре.
Каспийское, Байкал, Ньяса, Танганьика
Слайд5
Ледниковые
Являются результатом деятельности материковых и горных ледников.
Ладожское, Онежское, озера Вологодской области
Слайд6
Карстовые
Подземные воды, растворяя горные породы, образуют под землей различные полости, что ведет к провалам. На месте провалов возникают озера.
Встречаются в понижениях на холмистых равнинах.
Озеро Эрцо в Южной Осетии
Слайд7
Вулканические
Образуется при наполнении водой вулканического кратера.
Много на Камчатке (например, Кроноцкое, Курильское, в кратере вулкана Горелый) слайд8
Запрудные
Образуются в долинах горных рек, если русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.
Озеро Рица в Абхазии слайд9
Озера-старицы
Участок бывшего русла реки, отчленившийся от основного русла.
Мелкие озера, расположенные в поймах рек слайд10
- Вывод: озера образуются под действием внутренних и внешних процессов литосферы, а также под влиянием хозяйственной деятельности человека .запись
3) Вода в озере. Источники питания озер. Сточные и бессточные озера.
Если озеро – это природная котловина, заполненная водой, то откуда берется вода? При каких условиях в озере сохраняется постоянный уровень воды?
Давайте вспомним, какие источники питания имеют реки, есть ли сходства питания рек с питанием озер?
- Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, грунтовых вод, т.е. озера питаются дождевой, талой, подземной водой (ожидаемый ответ). Слайд 11
Запасы воды в озерах пополняются также за счет вод рек и ручьев, впадающих в озеро.
Из многих озер вытекают реки, т.е. происходит сток озерных вод. Озера, из которых вытекают реки - сточные.
Сточные озера – пресные. Например, озеро Байкал пресное, воды в нем небогаты растворенными солями, в 1литре воды всего 100 мл. солей. В него впадает более 500 рек и ручьев и вытекает одна река - Ангара.
Озера, из которых не вытекают реки - бессточные. Большинство озер относится к бессточным. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой и горькой. В таких озерах соль выпадает на дно в осадок. В них добывают поваренную соль.
Самое соленое - озеро-море - Мертвое, соленость в нем 270 промилле. Почему в этом озере нельзя утонуть?
Все озера по солености можно разделить на 3 группы.
Пресные – до 1 промилле, солоноватые от 1 до35 промилле, соленые – более 35 промилле.Пользуясь картами атласа приведите примеры сточных и бессточных озер на карте полушарий и карте России.
В чем различия изображения соленых и пресных озер на карте?
Слайд 12
Почему на карте озеро Балхаш изображено двумя цветами?
- На карте пресные озера изображаются голубым цветом, соленые – светло-фиолетовым. Значит, озеро Балхаш имеет и пресную и соленую воду. На карте видно, что в одну половину озера река втекает, в другую нет, а нам известно, что реки опресняют водоемы, в которые они впадают (ожидаемый ответ).
3. Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера - уникумы. Слайд13
4) Удивительные озера. Озера – уникумы. Сообщения обучающихся.
На земном шаре встречается огромное количество уникальных, не похожих друг на друга озер, и сейчас о некоторых из них нам расскажут ребята. 1. Озеро Балхаш.
Почему на карте озеро Балхаш изображено двумя цветами?
- На карте пресные озера изображаются голубым цветом, соленые – светло-фиолетовым. Значит, озеро Балхаш имеет и пресную и соленую воду. На карте видно, что в одну половину озера река втекает, в другую нет, а нам известно, что реки опресняют водоемы, в которые они впадают (ожидаемый .
Много удивительных вещей происходит с озерами, одним из таких явлений засоление озер. Ребята заинтересовались этой темой и решили сами вырастить кристалл. Исследовательская работа «Выращивание кристалла». Много на планете озер –уникумов. Об этом нам расскажут ребята.
Озеро Байкал.
Озеро Могильное на острове Кильдин в Баренцевом море - настоящее чудо природы.
5) Значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Озёра играют важную роль в окружающей среде и жизни населения. Не случайно в музыке, живописи, поэзии, фольклоре, озера занимают значительное место, им посвящены прекрасные произведения.
Приведите примеры.
- В музыке - песни: «Славное море - священный Байкал», «Колдовское озеро»…
- В живописи – картины: «Озеро» (Левитан), «Озеро» (Васнецов)…
- В поэзии – стихи: «Тихо в озере струится» (Тютчев), М.Кузьмин «Осенние озера»…
- В фольклоре: мифы и легенды о Байкале, пословицы и поговорки об озерах…(ожидаемые ответы).
В настоящее время вода озер используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности.
Приведите примеры использования озер человеком.
- Они содержат значительные природные ресурсы и используются для водоснабжения, рыбной ловли, орошения, добывания различных минеральных веществ и рекреации (как места оздоровления и отдыха).
Слайд 14
5. Закрепление: практическая работа «Описание озера». Работа в рабочих тетрадях (на работу отводится 5-7 минут).
6) Практическая работа. Описание озера.
Опишите озеро по плану. I В. – Каспийское II В. – Байкал слайд15
На каком материке, и в какой его части находится озеро.
Между какими меридианами и параллелями расположено.
Происхождение котловины.
Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.
Соленое или пресное
7) Домашнее задание:
§ 24, прочитать в.5 письменно
подписать названия озер на контурной карте полушарий
6.Обобщение. Итоги урока. Рефлексия.
Пришло время подвести итоги нашего небольшого путешествия по «миру озер». Что нового для себя Вы узнали на уроке? Давайте с вами составим небольшое описание с использование материала изученного на уроке
Какими бывают озера по происхождению? Какого происхождения котловины большинства озёр Вологодской области?
Откуда берется вода? Какие условия нужны, чтобы природная котловина заполнилась водой, и в ней образовалось озеро?
Какая разница между сточными и бессточными озерами?
Где чаще можно встретить соленые озёра? Как реки влияют на соленость озер?
Почему разные народы, проживающие на берегах озер, относятся к ним как к священным объектам? Страдают ли озёра от деятельности человека?
Те знания и умения, которые, мы получили сегодня на уроке, в дальнейшем нам пригодятся в курсе изучения природы своей страны. Слайд16
Список литературы:
Герасимова Т.П, Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. 6 класс. М.: Просвещение, 1991 – с.130-131.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2008 –с.95-98.