Определите температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 5 км, если у земной поверхности она равна 18 0 С.
На высоте 4 км температура воздуха - 100, тогда чему она равна у поверхности Земли?
Какова высота горы, если у ее подножья + 260, а на вершине - 100С?
В таблице даны значения температуры воздуха трех дней наблюдений. Высчитайте среднюю температуру воздуха и амплитуду каждого дня наблюдений.
Часы наблюдений
1 день
2 день
3 день
1
7
13
19
+3
+2
+10
+5
+2
+1
+4
+3
-3
-4
-1
-2
Средняя температура
Вычислите среднее суточные температуры воздуха.
Данные измерений температуры воздуха
7 ч
13 ч
19 ч
1
2
3
4
5
-11
-5
-4
+3
-8
-3
+1
+1
+4
-3
-4
-2
0
+8
+2
Вычислить среднюю годовую температуру воздуха по данным: январь -13; февраль -11; март -5; апрель +4; май +12; июнь +16; июль + 20; август +18; сентябрь + 11; октябрь +4; ноябрь -4; декабрь -10.
Третий лишний.
Тропосфера, погода, рельеф.
Жетысусский Алатау,Жайык, Муголжары.
Тениз, Алаколь,Караганды.
Ертис, Муголжары, Каратал.
Хан-Танири, Жезказган, Актобе.
3. Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение природы Казахстана.
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий и тогда наши сердца с грустью отзываются на строки Роберта Рождественского:
«Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже."
Действительно, не каждый из нас в реальной жизни может совершить путешествие, тем более столь далекие. А уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по озерам Казахстана. Это и будет тема урока .
Итак, путешествие начинается.
1 этап. Актуализация знаний о речной системе и озерах.
Цель: определить уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий.
Задача: выполнить географический диктант по теме « Речная система и озера» .
Начало реки-это
Падение реки с высокого уступа
Озеро, образовавшееся на месте древнего моря
Место впадения реки
Весенний разлив реки
Кратковременный подъем воды в реке из-за сильных дождей
Река со всеми ее притоками
Естественное углубление, по которому течет река
Озеро, образовавшееся в глубоком тектоническом разломе
Озеро, образовавшееся в кратере потухшего вулкана.
Коррекция знаний (Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение?)
Озеро- водоем, образовавшийся в природном углублении на поверхности Земли.
Виды озер.
1.Пресные, соленые. Промилле-единица измерения солености.
2.Сточные-озера, из которых вытекают реки. Бессточные- озера, из которых реки не вытекают.
2 этап. Используя атлас назвать:
Крупнейшие по площади озера на территории Казахстана.
Назвать пресные и соленые озера (соленые- Алаколь, Силетытениз, Кусмурун, Шалкай, Тениз).
Назвать сточные и бессточные озера.
Работа с учебником
Цель: сформировать знания об озерах Казахстана,их особенностях, размещении; развивать память; запоминать прочитанное.
Задача: прочитать текст учебника, закрыть его и ответить на вопросы утверждения.
-в Казахстане более 48 тысяч озер
-почти все озера бессточные, соленые
-неравномерное распределение по природным зонам Каз-на
-в северных районах преобладают пресные озера.
-озера разновозрастные, т.е. были образованы в разное время.
-озера равнинно-низкогорной части старые
-соры- самосадочные озера образованы в засушливых районах. Вода в них испаряется и на дне остается лишь соль.
-озера высокогорных районов молодые.
-уровень воды зависит от соотношения прихода и расхода воды.
Заполнение таблицы.
Виды озер по происхождению
Тип озера
Способ образования
Название озера
Тектонические
В тектонических разломах земной коры. Грабены- опущенные по разломам участки земной коры вытянуто формы
Жайсан, Маркаколь, Карасор
Реликтовые
Из остатков моря Тетис
Каспийское и Аральское моря
Ледниковые
В результате деятельности древних ледников в высокогорных областях Казахстана
А.моренно-запрудные
4 этап. Работа с контурными картами.
Цель: развитие умений работать с контурной картой.
Учащиеся наносят на контурные карты реки и озера.
Подведение итогов.
Вопросы ЕНТ!
1. Капчагайское водохранилище находится на реке: A) Сырдарья. B) Ишим. +С) Или. D) Иртыш. E) Урал
2. Автор природоописательной книги "Аральское море": A) Н.Северцов. +B) Л.Берг. C) Ш.Уалиханов. D) И.Мушкетов. E) А.Краснов.
3. Озера Казахстанского Алтая: A) Селеты, Кургальджин. B) Алаколь, Балхаш. C) Балхаш, Арал +D) Зайсан, Маркаколь. Е) Тенгиз, Маркаколь.
4. Человек использует в хозяйстве соленые озера для:
А) Добычи торфа. B) Добычи серы. +С) Добычи соли. Д) Разведения рыб. Е) Для орошения
5. Болота используются человеком для:
+А) Добычи торфа. В) Хранения пресной воды. С) Разведения рыб. Д) Орошения земель.
Е) Осушения.
6. На побережье этого озера находится впадина Карагие:
+А) Каспийское море. В) Балхаш. С) Тенгиз, Д) Аральское море. Е) Зайсан.
7. Какая часть территории Казахстана имеет много озер:
А) Центральный Казахстан. В) Прикаспийская низменность. С) Казахский мелкосопочник.
+Д) На севере страны. Е) На юго-востоке.
8. На какой реке расположена Бухтарминская ГЭС и Бухтарминское водохранилище?
+А) Иртыш. В) Или. С) Урал. Д) Сырдарья. Е) Чу.
9. В каких природных зонах Казахстана больше всего встречается озер?
+А) Лесостепной и степной. В) Степной. С) Пустынной и полупустынной. Д) Горной.
Е) Высокогорной.
10. Укажите максимальную глубину озера Балхаш.
А) 1025 м. В) 702 м. С) 68 м. +Д)26 м. Е) Около 10 м.