kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект, краткосрочный план и презентация 4 урока элективного курса "Медицинская география"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах.

Цель: Формирование научных представлений в различных государствах.

Задачи:      

  • Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.
  • Сформировать знания о развитии медико-географических представлений в Средние века, расширить кругозор о науке в Средние века.
  • Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок 4 КСП»

Краткосрочный план 4 урока курса «Медицинская география»

Урок 4

Тема урока

Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах

Цель

Формирование научных представлений в различных государствах

Задачи

Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.

Сформировать знания о развитии медико-географических представлений в Средние века, расширить кругозор о науке в Средние века.

Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;

Оборудование

Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры

Тип урока

Урок изучения нового материла с элементами исследования

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент. Проверка готовности уч-ся к уроку

1. Приветствие.

2. Психологический настрой. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? 

3. Учитель просит разделиться на группы. Прием «Жребий»

1. Приветствуют учителя

2. Учащиеся улыбаются друг другу, желают удачи и успехов на уроке и отвечают на вопрос каким бы они хотели видеть свой урок?


3. Учащиеся выбирают карточки листоч­ки разных геометрических фигур. Делятся на 3 группы

Этап «Изучение нового материала». Исследовательская работа в группах Слайд № 75-76

Учитель предлагает взять эпиграфом следующие слова: «Когда мы обращаемся к медицине древнего периода, то даже если она берёт своё начало от такого просветлённого источника, как Будда Медицины, наше высокомерие часто заставляет нас полагать, что всё это устарело и неприменимо в современном мире» и записать тему урока. Далее предлагает провести небольшую исследовательскую работу по вопросу развития медико-географических представлений, раздает листы с заданиями и текстами.

Учащиеся читают записывают тему урока в тетрадь. Получают тексты и задания (см. Приложение 1). Работают в группах, обсуждают, исследования заносят в постер.

Физминутка. Прием «Ленивые восьмерки»

Учитель предалагет выполнить упражнение, активизирующие структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания


Учащиеся рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Этап «Изучение нового материала». Обсуждение результатов исследовательской работы

Учитель предлагает спикерам групп познакомить с результатами исследовательских работ.

Спикеры выходят к доске, защищают постеры, остальные слушают, по необходимости дополняют или задают вопросы.

Физминутка. Прием «Раз, два»

Учитель предлагает одному из учеников провести разминку

Один из учеников проводит разминку:

Раз, два - встать пора

Раз, два - встать пора,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

Этап «Закрепление учебного материала» прием «Беседа» Слайд № 88


Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос

  1. Что вы можете сказать о способах лечения болезней в Древней Индии?

  2. Кто такие брамины? Назовите главную особеннлостбь индийских врачей?

  3. Какие медицинские процедуры широко практиковались в Древней Индии?

  4. Чему было посвящено большинство древнеиндийских медицинских трудов?

  5. Почему медицину Древнего Тибета считают уникальной?

  6. Назовите основной принцип древнетибетской медицины?

  7. Назовите крупнейшего и выдающегося врача средниких веков?

  8. Чему в медицине Ибн - Сина придавал огромное значение?

Чему посвящены строки его стихотворения: Слайд № 89

Подвижный, быстрый человек С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
Гордится стройным станом, И проживешь сто лет, а может быть, и более.
Сидящий сиднем целый век Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь,
Подвержен всем изъянам. Природою лечись — в саду и чистом поле?

Отвечают на вопросы учителя, объясняют значение стихотворения Ибн Сина

Этап «Итоговый». Взаимооценивание

Просит дать оценку деятельности каждого ученика в группе

Учащиеся выбирают одного ученика и предлагают ему провести оценивание

Этап «Рефлексия». Слайд № 90


Учитель предлагает закончить предложения, выбирая начало фразы.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 
1. Сегодня я узнал…  7. Я научился… 
2. Было интересно…  8. У меня получилось … 
3. Было трудно…  9. Я смог…
4. Я выполнял задания…  10. Я попробую… 
5. Теперь я могу…  11. Урок дал мне для жизни
6. Я приобрел… 



Приложение 1

Задание 1- ой группе:

  1. Как развивалась медицина в Древней Индии?

  2. Кто такие брамины? Что каста – ведия?

  3. Что такое шалия?

  4. Чему было посвящено большая часть медицинских трудов? Почему?

Задания 2-о группе:

  1. Что представляла собой медицина Древнего Тибета?

  2. Что является основой медицины Древнего Тибета?

  3. Назовите основные методы терапии.

  4. Назовите основной принцип терапии Древнего Тибета?

Задание 3- ой группе:

  1. Что представляла собой медицина в Средние века в арабских странах?

  2. Какое развитие получила медицина в Халифате?

  3. Какой вклад внес Ибн Сина в развитие медицины?

  4. Какую информацию содержал труд Ибн Сина «Канон»?

Просмотр содержимого документа
«урок 4 конспект»


Урок 4 Слайд № 1

Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах.

Цель: Формирование научных представлений в различных государствах.

Задачи:

  • Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.

  • Сформировать знания о развитии медико-географических представлений в Средние века, расширить кругозор о науке в Средние века.

  • Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Ход урока:

I. Этап «Орг. момент».

Проверка готовности уч-ся к уроку.

II. Этап «Изучение нового материала». Прием «Лекция». Слайд № 2

Эпиграф «Когда мы обращаемся к медицине древнего периода, то даже если она берёт своё начало от такого просветлённого источника, как Будда Медицины, наше высокомерие часто заставляет нас полагать, что всё это устарело и неприменимо в современном мире».

План лекции: Слайд № 3

  1. Развитие медико – географических представлений в Древней Индии. Слайды № 4-7

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы – Ведах – содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.

Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. «А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача».

Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие – каста ведия, занимающееся исключительно медициной. Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за

своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.

Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был

помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи – знахари.

Широко практиковались в Древней Индии хирургические вмешательства, а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела).

Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.

  1. Развитие медико – географических представлений в Древнем Тибете, уникальность тибетской медицины. Слайды № 8-10

Медицина древнего Тибета – уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. По нынешний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения.

Основой медицины древнего Тибета является сочинение «Четыре тантры» Трактат представляет собой собрание практических и теоретических знаний, рассказывает о лекарственных веществах и философии восточной медицины Тибета.

Основным источником медицинского знания в древнем Тибете считается трактат, созданный ученым-лекарем Вагбхатой-младшим на рубеже II-III веков. На тибетский язык он был переведен в VII веке по указу царя Трисонг Децены,

Основа медицины Древнего Тибета – учение о трех сущностях – ньепа, к которым относятся слизь, ветер и желчь. Человек существует путем их взаимодействия друг с другом, а при нарушении этих взаимоотношений возникают яды – тупость, гнев и привязанность. Таким образом, все заболевания организма связывались с разумом. Для того чтобы вылечить болезнь, нужно принимать во внимание состояние других органов, которые ослаблены и могут препятствовать излечению. Основными принципами терапии являлись: «лечить больного, а не болезнь», «лечить там, откуда боль приходит, а не там, где болит», «организм нужно лечить как единое целое».

К основным методам терапии, практиковавшимся в древнем Тибете, относились диета, правильный образ жизни, лекарственные препараты и различные процедуры. Они использовались как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тяжести состояния больного и других факторов.

Согласно трактату «Чжуд-ши», нет таких растений, которые не могли бы использоваться в качестве лекарств. Для их изготовления использовались любые средства, а рецепты медикаментозных препаратов иногда насчитывали несколько десятков ингредиентов, смешанных в определенных соотношениях. Если отсутствовал хотя бы один компонент – лекарство считалось бесполезным.

Физминутка. Прием «Ленивые восьмерки»

Учитель предлагает выполнить упражнение, активизирующие структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Слайд № 11

  1. Развитие медицинских знаний в Средние века и в арабских странах. Слайды № 12-14

Понятие «средневековье» укрепилось за периодом, ог­раниченным временем между античностью и Возрождени­ем. «Промежуточные века» — так еще называют этот ис­торический период. Одной из его особенностей является огромная продолжительность во времени — около тысячелетия.
Характерным для средневековья является рост городов, в которых отмечались высокая плотность на­селения, антисанитарные условия, низкий уровень медицинской помо­щи больным. Все это способствова­ло массовому распространению эпи­демий. Судя по описаниям, это были чума, тиф, дизентерия, оспа.
Рассмотреть развитие медико-ге­ографических представлений в этот исторический период во многих странах нет возможности. Остановимся, хотя и очень кратко, лишь на арабских стра­нах, объединенных в единое мусульманское государство — Халифат, где медицина получила значительное развитие. Этому способствовали успехи в области химии и ботани­ки, что продвинуло развитие лекарствоведения, способ­ствовало созданию ранее неизвестных лекарственных пре­паратов. Наряду с химией и ботаникой значительное раз­витие получили математика, астрономия, география. Относительно меньшие успехи были достигнуты учеными Халифата в области анатомии, хирургии, акушерства в связи с религиозными запретами ислама.
Крупнейшим ученым и выдающимся врачом средневе­ковья был Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (980—1037 гг.). Им со­ставлены труды по медицине, геологии, астрономии, химии, истории геологии

Однако наиболее огромен вклад Ибн Сины в медицину. В этой области им написано бо­лее 20 работ. Самое главное его медицинское сочинение «Канон врачебной науки». «Канон» состоит из пяти книг. Первая из них содержит общие вопросы медицины, сведения по анатомии, общие понятия о болезнях, их причинах, проявлениях, сохранении здоровья и способах их лечения. Во второй книге излагаются данные о лекарствах и механизмах их действия. В третьей дается описание отдельных заболеваний и способов их лечения. Четвертая книга посвящена хирургие, в пятой дано описание сложных лекарственных веществ, ядов и противоядий.

Большое место в «Каноне» отводится вопросам гигие­ны. Правила охраны здоровья, диететика ученого яви­лись основой для множества работ на эти темы исследо­вателей в последующих поколениях.
Много внимания уделял Ибн Сина взаимодействию сре­ды и человека, роли окружающей среды в возникновении заболеваний, отмечая зависимость здоровья от географи­ческих условий местности, в которой проживает человек. Ибн Сине принадлежат следующие поэтические строки:
Подвижный, быстрый человек С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
Гордится стройным станом, И проживешь сто лет, а может быть, и более.
Сидящий сиднем целый век Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь,
Подвержен всем изъянам. Природою лечись — в саду и чистом поле.
III. Этап «Закрепление учебного материала» Слайд № 16

Вопросы для беседы:

  1. Что вы можете сказать о способах лечения болезней в Древней Индии?

  2. Кто такие брамины? Назовите главную особеннлостбь индийских врачей?

  3. Какие медицинские процедуры широко практиковались в Древней Индии?

  4. Чему было посвящено большинство древнеиндийских медицинских трудов?

  5. Почему медицину Древнего Тибета считают уникальной?

  6. Назовите основной принцип древнетибетской медицины?

  7. Назовите крупнейшего и выдающегося врача средниких веков?

  8. Чему в медицине Ибн - Сина придавал огромное значение?

  9. Чему посвящены строки его стихотворения: Слайд № 17

Подвижный, быстрый человек С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
Гордится стройным станом, И проживешь сто лет, а может быть, и более.
Сидящий сиднем целый век Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь,
Подвержен всем изъянам. Природою лечись — в саду и чистом поле?
IV. Этап «Итоговый». Выставление оценок.

V. Этап «Рефлексия». Слайд № 18

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 
1. Сегодня я узнал…  7. Я научился… 
2. Было интересно…  8. У меня получилось … 
3. Было трудно…  9. Я смог…
4. Я выполнял задания…  10. Я попробую… 
5. Теперь я могу…  11. Урок дал мне для жизни
6. Я приобрел… 

Просмотр содержимого презентации
«презентация 4 урока»

Урок № 4 Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах. Цель : Формирование научных представлений в различных государствах. Задачи:  Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины. Сформировать знания о развитии медико-географических представлений в Средние века, расширить кругозор о науке в Средние века. Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся; Тип урока: урок-лекция с элементами беседы . Ход урока: Этап «Орг. момент » Этап «Изучение нового материала» Прием «Лекция» III. Этап «Закрепление учебного материала» V. Этап «Итоговый». Выставление оценок. VI. Этап «Рефлексия»

Урок № 4

Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах.

Цель : Формирование научных представлений в различных государствах.

Задачи:

  • Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.
  • Сформировать знания о развитии медико-географических представлений в Средние века, расширить кругозор о науке в Средние века.
  • Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы .

Ход урока:

  • Этап «Орг. момент »
  • Этап «Изучение нового материала» Прием «Лекция»

III. Этап «Закрепление учебного материала»

V. Этап «Итоговый». Выставление оценок.

VI. Этап «Рефлексия»

II. Этап «Изучение нового материала» Прием «Лекция»  Эпиграф « Когда мы обращаемся к медицине древнего периода, то даже если она берёт своё начало от такого просветлённого источника, как Будда Медицины, наше высокомерие часто заставляет нас полагать, что всё это устарело и неприменимо в современном мире ».

II. Этап «Изучение нового материала» Прием «Лекция»

Эпиграф « Когда мы обращаемся к медицине древнего периода, то даже если она берёт своё начало от такого просветлённого источника, как Будда Медицины, наше высокомерие часто заставляет нас полагать, что всё это устарело и неприменимо в современном мире ».

План лекции : 1. Развитие медико – географических представлений в Древней Ин дии. 2. Развитие медико – географических представлений в Древнем Тибете,  уникальность тибетской медицины. 3 . Развитие медицинских знаний в Средние века и в арабских странах .

План лекции :

1. Развитие медико – географических представлений в Древней Ин дии.

2. Развитие медико – географических представлений в Древнем Тибете,

уникальность тибетской медицины.

3 . Развитие медицинских знаний в Средние века и в арабских странах .

1. Развитие медико – географических представлений в Древней Индии.  Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы – Ведах – содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.  Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. « А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача» .

1. Развитие медико – географических представлений в Древней Индии.

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы – Ведах – содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.

Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. « А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача» .

Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие – каста ведия, занимающееся исключительно медициной.  Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.

Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие – каста ведия, занимающееся исключительно медициной.

Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.

Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи – знахари.

Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи – знахари.

Широко практиковались в Древней Индии хирургические вмешательства, а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела).  Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.

Широко практиковались в Древней Индии хирургические вмешательства, а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела).

Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.

2. Развитие медико – географических представлений в Древнем Тибете,  уникальность тибетской медицины.  Медицина древнего Тибета – уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. По нынешний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения. Основой медицины древнего Тибета является сочинение «Четыре тантры» Трактат представляет собой собрание практических и теоретических знаний, рассказывает о лекарственных веществах и философии восточной медицины Тибета.  Основным источником медицинского знания в древнем Тибете считается трактат, созданный ученым-лекарем Вагбхатой-младшим на рубеже II-III веков. На тибетский язык он был переведен в VII веке по указу царя Трисонг Децены.

2. Развитие медико – географических представлений в Древнем Тибете,

уникальность тибетской медицины.

Медицина древнего Тибета – уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. По нынешний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения.

Основой медицины древнего Тибета является сочинение «Четыре тантры» Трактат представляет собой собрание практических и теоретических знаний, рассказывает о лекарственных веществах и философии восточной медицины Тибета.

Основным источником медицинского знания в древнем Тибете считается трактат, созданный ученым-лекарем Вагбхатой-младшим на рубеже II-III веков. На тибетский язык он был переведен в VII веке по указу царя Трисонг Децены.

Основа медицины Древнего Тибета – учение о трех сущностях – ньепа, к которым относятся слизь, ветер и желчь. Человек существует путем их взаимодействия друг с другом, а при нарушении этих взаимоотношений возникают яды – тупость, гнев и привязанность. Таким образом, все заболевания организма связывались с разумом. Для того чтобы вылечить болезнь, нужно принимать во внимание состояние других органов, которые ослаблены и могут препятствовать излечению. Основными принципами терапии являлись: «лечить больного, а не болезнь», «лечить там, откуда боль приходит, а не там, где болит», «организм нужно лечить как единое целое».

Основа медицины Древнего Тибета – учение о трех сущностях – ньепа, к которым относятся слизь, ветер и желчь. Человек существует путем их взаимодействия друг с другом, а при нарушении этих взаимоотношений возникают яды – тупость, гнев и привязанность. Таким образом, все заболевания организма связывались с разумом. Для того чтобы вылечить болезнь, нужно принимать во внимание состояние других органов, которые ослаблены и могут препятствовать излечению. Основными принципами терапии являлись: «лечить больного, а не болезнь», «лечить там, откуда боль приходит, а не там, где болит», «организм нужно лечить как единое целое».

К основным методам терапии, практиковавшимся в древнем Тибете, относились диета, правильный образ жизни, лекарственные препараты и различные процедуры. Они использовались как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тяжести состояния больного и других факторов.  Согласно трактату «Чжуд-ши», нет таких растений, которые не могли бы использоваться в качестве лекарств. Для их изготовления использовались любые средства, а рецепты медикаментозных препаратов иногда насчитывали несколько десятков ингредиентов, смешанных в определенных соотношениях. Если отсутствовал хотя бы один компонент – лекарство считалось бесполезным.

К основным методам терапии, практиковавшимся в древнем Тибете, относились диета, правильный образ жизни, лекарственные препараты и различные процедуры. Они использовались как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тяжести состояния больного и других факторов.

Согласно трактату «Чжуд-ши», нет таких растений, которые не могли бы использоваться в качестве лекарств. Для их изготовления использовались любые средства, а рецепты медикаментозных препаратов иногда насчитывали несколько десятков ингредиентов, смешанных в определенных соотношениях. Если отсутствовал хотя бы один компонент – лекарство считалось бесполезным.

Физминутка. Прием «Ленивые восьмерки» Учитель предлагает выполнить упражнение, активизирующие структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания

Физминутка. Прием «Ленивые восьмерки»

Учитель предлагает выполнить упражнение, активизирующие структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания

3 . Развитие медицинских знаний в Средние века и в арабских странах .  Характерным для средневековья является рост городов, в которых отмечались высокая плотность на­селения, антисанитарные условия, низкий уровень медицинской помо­щи больным. Все это способствова­ло массовому распространению эпи­демий. Судя по описаниям, это были чума, тиф, дизентерия, оспа.

3 . Развитие медицинских знаний в Средние века и в арабских странах .

Характерным для средневековья является рост городов, в которых отмечались высокая плотность на­селения, антисанитарные условия, низкий уровень медицинской помо­щи больным. Все это способствова­ло массовому распространению эпи­демий. Судя по описаниям, это были чума, тиф, дизентерия, оспа.

Халифат - мусульманское государство — медицина в нем получила значительное развитие. Этому способствовали успехи в области химии и ботани­ки, что продвинуло развитие лекарствоведения, способ­ствовало созданию ранее неизвестных лекарственных пре­паратов. Наряду с химией и ботаникой значительное раз­витие получили математика, астрономия, география. Относительно меньшие успехи были достигнуты учеными Халифата в области анатомии, хирургии, акушерства в связи с религиозными запретами ислама.

Халифат - мусульманское государство — медицина в нем получила значительное развитие. Этому способствовали успехи в области химии и ботани­ки, что продвинуло развитие лекарствоведения, способ­ствовало созданию ранее неизвестных лекарственных пре­паратов. Наряду с химией и ботаникой значительное раз­витие получили математика, астрономия, география. Относительно меньшие успехи были достигнуты учеными Халифата в области анатомии, хирургии, акушерства в связи с религиозными запретами ислама.

Крупнейшим ученым и выдающимся врачом средневе­ковья был Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (980—1037 гг.) Им со­ставлены труды по медицине, геологии, астрономии, химии, истории геологии

Однако наиболее огромен вклад Ибн Сины в медицину. В этой области им написано бо­лее 20 работ. Самое главное его медицинское сочинение «Канон врачебной науки». «Канон» состоит из пяти книг. Первая из них содержит общие вопросы медицины, сведения по анатомии, общие понятия о болезнях, их причинах, проявлениях, сохранении здоровья и способах их лечения. Во второй книге излагаются данные о лекарствах и механизмах их действия. В третьей дается описание отдельных заболеваний и способов их лечения. Четвертая книга посвящена хирургие, в пятой дано описание сложных лекарственных веществ, ядов и противоядий. Большое место в «Каноне» отводится вопросам гигие­ны. Правила охраны здоровья, диететика ученого яви­лись основой для множества работ на эти темы исследо­вателей в последующих поколениях. Много внимания уделял Ибн Сина взаимодействию сре­ды и человека, роли окружающей среды в возникновении заболеваний, отмечая зависимость здоровья от географи­ческих условий местности, в которой проживает человек.

Подвижный, быстрый человек,  Гордится стройным станом, Сидящий сиднем целый век .  Природою лечись — в саду и чистом поле.  С гимнастикой дружи, всегда веселым будь И проживешь сто лет, а может быть, и более.  Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь,  Подвержен всем изъянам Ибн - Сина

Подвижный, быстрый человек, Гордится стройным станом,

Сидящий сиднем целый век .

Природою лечись — в саду и чистом поле.

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь

И проживешь сто лет, а может быть, и более. Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь, Подвержен всем изъянам

Ибн - Сина

III. Закрепление учебного материала: Вопросы для беседы:

III. Закрепление учебного материала:

Вопросы для беседы:

  • Что вы можете сказать о способах лечения болезней в Древней Индии?
  • Кто такие брамины? Назовите главную особеннлостбь индийских врачей?
  • Какие медицинские процедуры широко практиковались в Лревней Индии?
  • Чему было посвящено большинство древнеиндийских медицинских трудов?
  • Почему медицину Древнего Тибета считают уникальной?
  • Назовите основной принцип древнетибетской медицины?
  • Назовите крупнейшего и выдающегося врача средниких веков?
  • Чему в медицине Авиценна придавал огромное значение?
Чему посвящены строки Ибн – Сина?
  • Чему посвящены строки Ибн – Сина?

Подвижный, быстрый человек, Гордится стройным станом,

Сидящий сиднем целый век .

Природою лечись — в саду и чистом поле.

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь

И проживешь сто лет, а может быть, и более. Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь, Подвержен всем изъянам

V. Этап «Рефлексия»  Закончите предложения:   1. Сегодня я узнал…   2. Было интересно…   3. Было трудно…   4. Я выполнял задания…   5. Теперь я могу…   6. Я приобрел…   7. Я научился…   8. У меня получилось …   9. Я смог…   10. Я попробую…   11. Урок дал мне для жизни   Спасибо за урок!

V. Этап «Рефлексия»

Закончите предложения:  1. Сегодня я узнал…  2. Было интересно…  3. Было трудно…  4. Я выполнял задания…  5. Теперь я могу…  6. Я приобрел…  7. Я научился…  8. У меня получилось …  9. Я смог…  10. Я попробую…  11. Урок дал мне для жизни

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Карюгина Марина Леонидовна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 206002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 28 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-28-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211747"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431679694"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект, краткосрочный план и презентация 5 урока элективного курса "Медицинская география" . "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-5-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "211550"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431629526"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 12 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-12-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211581"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431633356"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект, краткосрочный план и презентация 8 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-8-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211568"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431631442"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 33 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-33-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211759"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431680580"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства