Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Природные зоны Южной Америки"»
Технологическая карта урока географии
Учитель:Храмова Ольга Юрьевна, учитель географии МАОУ лицея №81 города Тюмени
УМК:учебник 7 кл, В.А.Коринская, И. В. Душина, В.А.Щенев «География материков и океанов», изд. ООО «Дрофа», 2014; атласы для 7-ого класса, изд. ООО «Дрофа».
Тема урока: «Природные зоны Южной Америки».
Класс: 7
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: способствовать формированию представлений о природных зонах Южной Америки, выявить взаимосвязи компонентов природных зон, закрепить знания о широтной зональности и высотной поясности.
Формы организации работы: работа в команде, парах, фронтальная,индивидуальная.
Технологии, методы, приемы: технология критического мышления, ЛОО, технология опорных конспектов, технология сотрудничества, технология продуктивного чтения.
Планируемы результаты:
предметные: сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире природных зон Южной Америки; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы в каждой природной зоне; овладение навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
метапредметные: развивать навыки коллективной работы, умение работать с географической картой, текстом;
личностные: формировать культуру общения и сотрудничества,чувство ответственности за успехи команды; содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Этапы урока
Слайд
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент.
30 сек
Слайд
1
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания.
«Желаю всем умения самостоятельно мыслить!»
Проверяют наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью.
Личностные
Оценивают свои возможности для учебной деятельности
2.Актуализация знаний.
Определение темы урока.
2 минуты
Слайд
2
3
Прочитайте стихотворение.
Где-то бушуют ветры,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то лианы и пальмы,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-
Край пустоты окрест …
Подумайте: «О чем это стихотворение?»
(о природных зонах).
Мы изучаем материк Южная Америка.
Сформулируйте тему урока.
Запишите в тетради тему урока «Природные зоны Южной Америки».
Учащиеся фронтально отвечают на вопросы.
Личностные
Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, привлечь внимание детей наглядностью
3.
Осмысление учебных задач.
Целеполагание.
4 минуты
Слайд
4
5
6
Вспомним понятие «природная зона».
Для этого заполним карту согласий. ----Участник №1, возьмите лист А4, подготовьте «карту» согласия.
-Подумайте, что такое природная зона? (10сек).
-Запишите каждый в своём квадрате слова-ассоциации, которые относятся к понятию природная зона (30 сек).
-Озвучьте ваш ответ в команде по кругу, называя по одной идее, все голосуют, если эта идея совпадает, то ее записывает в центральный квадрат участник №2. (1 мин)
-Составьте одно общее определение понятия «природная зона». (30 сек)
-Участник №…. команда №… дайте ваш ответ.
Определите цель урока.
( изучить природные зоны Южной Америки, выявить взаимосвязи компонентов природных зон).
Обучающиеся работают индивидуально.
Взаимодействуют в команде.
Дают ответы.
Составляют определение понятия.
Называют цель урока.
Коммуникативные
Умение участвовать в коллективном обсуждении, строить сотрудничество.
Познавательные
Анализ, синтез объектов,
Постановка, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные
Планирование собственной деятельности.
4. Поиск, открытие нового знания
3 минуты
Слайд
7
Начинаем исследование по карте «Природные зоны Южной Америки».
Какие природные зоны есть на материке?
–Подумайте (10 сек)
-Обсудите ваш ответ с партнером по плечу (20 сек).
-Отвечает участник №... команда №…. 2. Какие из них занимают большую площадь?
–Подумайте (10 сек)
-Обсудите ваш ответ с партнером по плечу (20 сек).
-Отвечает участник №.. команда №…. 3. Как в Южной Америке проявляется широтная зональность и высотная поясность?
–Подумайте (10 сек)
-Обсудите ваш ответ с партнером по плечу (20 сек).
-Отвечает участник №.. команда №….
Находят ответы на вопросы, работая в парах.
Презентуют свои ответы.
Личностные
адекватное реагирование на трудности.
Познавательные
работа с географической картой.
Коммуникативные
Работа в парах
5. Практическая деятельность детей
(работа в команде)
5 минут
5 минут
Слайд
8
9
Переходим к практической части, которая состоит из двух этапов:
1 этап.
Устно составьте описание природной зоны по плану: (см. стр. 312 в учебнике). Для этого самостоятельно распределите между собой вопросы (№ 4,5 объедините в один). Получилось 4 вопроса для 4 участников.
1,2 команда – влажные экваториальные леса (сельва) 3,4 команда – саванны 5,6 команда – степи (пампа) 7 команда - полупустыни.
2 этап.
Составьте логический опорный конспект, характеризующий природнуюзону Южной Америки, используя знаки, символы, рисунки, названия.
Т.е. вы получите теоретическую информацию о к-л природной зоне – выделите элементы, установите взаимосвязи, затем данную информацию преобразуете в знаково-символическую с помощью опорного конспекта.
Таким образом, мы сможем структурировать информацию о природных зонах материка.
Знакомятся с планом описания в приложении в учебнике.
Самостоятельно распределяют задания в команде.
Работают с информацией по учебнику, географическими картами.
Выделяют главное, анализируют собранную информацию, устанавливают логические связи,
оформляют результаты работы на листе А4.
Коммуникативные
участвовать в работе команды, распределять роли, договариваться друг с другом, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении вопросов.
Познавательные
Смысловое чтение текста, работа с географической картой, самостоятельное усвоение новых знаний и умений.
Графическое отображение основного учебного материала
6. Результаты самостоятельной работы команды.
5 минут
Слайд №№
10-
23
Начинаем защиту ваших работ.
-Команда №1
-Команда №3
-Команда №5
-Команда №7.
Слушает ответы учащихся, задает вопросы:
- Какие действия вы выполнили?
– Какие результаты вы получили?
Сопровождает ответы обучающихся м/м презентацией.
Выступают с отчётом о проделанной работе.
Помещают свои работы на выставку.
Познавательные
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация своих действий в информационной среде, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Практическое освоение умений, сотрудничество с учащимися.
7.Поиск, открытие нового знания.
3 минуты+
4 минуты+
5 минут
Сайд
24
25
26
27
28
- В Южной Америке находится самая протяженная горная система мира – Анды.
В горах тоже есть природные зоны.
- Познакомьтесь с особенностями высотной зональности в Андах по тексту в учебнике на странице…….. (4 минуты).
От чего зависит количество высотных поясов в горах?
- Подумайте (10 сек)
-Запишите свой ответ (20 сек)
-Обменяйтесь ответами в паре, начинает говорить тот, у кого первая буква имени ближе к началу алфавита (20 сек.+20сек)
-Найдите новую пару, «дайте пять».
-Ответьте на вопрос:
Назовите природную зону у подножия горы в районе экватора.
- Подумайте (10 сек)
-Запишите свой ответ (10 сек)
-Обменяйтесь ответами в паре, начинает говорить тот, у кого день рождения ближе к 1 апреля (10 сек.+10сек).
Итог: В горах с высотой изменяются температура, давление. Чем выше горы и чем ближе они расположены к экватору, тем больше климатических поясов. (см.рисунок в учебнике).
Выполняем задание.
-Из предложенных слов составьте по 3 предложения по правилу «крестики-нолики». (3 минуты).
-Озвучьте ваши предложения, начиная с участника №1 по кругу по часовой стрелке. Зачитываем по одному предложению (10 сек).
-Зачитает свои предложения участник№….. команда№….
-К какому понятию относятся все ваши предложения? (высотная зональность).
-Подумайте (10 сек)
-Обсудите с партнером по плечу (10 сек)
-Отвечает участник №…….команда №….
Работают с учебником.
Взаимодействуют в парах, отвечая на вопросы.
Составляют предложения.
Взаимодействуют в парах, отвечая на вопросы.
8. Рефлексия
1 минута
Слайд
29
Лестница успеха
Строят высказывания:
-я знаю
- я понимаю
-я умею
Личностные
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
9. Домашнее задание
Подведение итогов, выставление оценок
1 минута
Слайд 30
1.Изучите параграф 36 (44).
2.Выполните проект:
Роль – коренные жители Южной Америки
Аудитория – для туристов из Европы
Форма – рекламный ролик или рекламный буклет
Тема (на выбор):
«Посетите сельву!»
«Удивительная саванна!»
«Мир Патагонии.»
«Пампа – вас ждёт!»
Записывают домашнее задание
10. Подведение итогов урока
Слайд 31
Оценивает работу обучающихся.
АНАЛИЗ УРОКА
Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения. На уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, эти результаты можно обеспечить через формирование УУД, что является одной из самых важных задач современной географии. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные). Но работа со специальными предметными (географическими) умениями, предполагает овладение учащимися и общеучебными (универсальными) умениями. В совокупности они формируют у учеников умение учиться.
Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа по формированию того или иного УУД в процессе изучения новой темы.
Данный урок предусматривает использование активно-деятельностного способа приобретения знаний учащимися. Учащийся выступает в ходе учебного процесса в роли субъекта. Он должен решать вопросы, находить информацию, презентовать свою работу, взаимодействовать в команде, сотрудничать с учителем, делать посильные выводы на основе имеющихся знаний и ранее приобретенных навыков. Роль учителя в данном виде деятельности заключается в помощи ребенку добыть знания.
На уроке использованы технология критического мышления, ЛОО, технология опорных конспектов, технология сотрудничества, технология продуктивного чтения.
На мой взгляд, поставленные задачи урока удалось решить на оптимальном уровне и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления, сохранить и развить продуктивную мотивацию учебного процесса.
Алгоритм деятельности учителя при формировании умения
Сообщает деятельностную цель.
Сообщает структуру умения.
Дает задание: определить соответствие системы заданий и последовательности действий, которые необходимо выполнить.
Дает задание: совместите знаниевую и деятельностную цели и сформулируйте единую цель.
Дает задание к выполнению работы.
Ставит вопросы, способствующие формулированию вывода: Какие действия вы выполнили? Какие результаты вы получили?
Структура умений (состав действий)
Умение
Структура умения
Познавательные умения
Структурирование информации.
выделить части (элементы)учебного материала;
определить главные и второстепенные элементы;
установить связи между ними;
представить информацию в форме логического опорного конспекта.