Этапы урока | Слайд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент. 30 сек | Слайд 1 | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания. «Желаю всем умения самостоятельно мыслить!» | Проверяют наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью. | Личностные Оценивают свои возможности для учебной деятельности |
2.Актуализация знаний. Определение темы урока. 2 минуты | Слайд 2 3 | Прочитайте стихотворение. Где-то бушуют ветры, Где-то метет метель, Где-то полгода длится Долгий полярный день. Где-то жара и пекло- Солнца лучи горячи, Так нагревают землю, Будто в жаркой печи. Где-то реки, озера, Где-то край топких болот, Где-то с ясного неба И капля дождя не идет. Где-то лианы и пальмы, Густой и тенистый лес, Где-то мхи и лишайник- Край пустоты окрест … Подумайте: «О чем это стихотворение?» (о природных зонах). Мы изучаем материк Южная Америка. Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради тему урока «Природные зоны Южной Америки». | Учащиеся фронтально отвечают на вопросы. | Личностные Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, привлечь внимание детей наглядностью |
3. Осмысление учебных задач. Целеполагание. 4 минуты | Слайд 4 5 6 | Вспомним понятие «природная зона». Для этого заполним карту согласий. ----Участник №1, возьмите лист А4, подготовьте «карту» согласия. -Подумайте, что такое природная зона? (10сек). -Запишите каждый в своём квадрате слова-ассоциации, которые относятся к понятию природная зона (30 сек). -Озвучьте ваш ответ в команде по кругу, называя по одной идее, все голосуют, если эта идея совпадает, то ее записывает в центральный квадрат участник №2. (1 мин) -Составьте одно общее определение понятия «природная зона». (30 сек) -Участник №…. команда №… дайте ваш ответ. Определите цель урока. ( изучить природные зоны Южной Америки, выявить взаимосвязи компонентов природных зон). | Обучающиеся работают индивидуально. Взаимодействуют в команде. Дают ответы. Составляют определение понятия. Называют цель урока. | Коммуникативные Умение участвовать в коллективном обсуждении, строить сотрудничество. Познавательные Анализ, синтез объектов, Постановка, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные Планирование собственной деятельности. |
4. Поиск, открытие нового знания 3 минуты | Слайд 7 | Начинаем исследование по карте «Природные зоны Южной Америки». Какие природные зоны есть на материке? –Подумайте (10 сек) -Обсудите ваш ответ с партнером по плечу (20 сек). -Отвечает участник №... команда №…. 2. Какие из них занимают большую площадь? –Подумайте (10 сек) -Обсудите ваш ответ с партнером по плечу (20 сек). -Отвечает участник №.. команда №…. 3. Как в Южной Америке проявляется широтная зональность и высотная поясность? –Подумайте (10 сек) -Обсудите ваш ответ с партнером по плечу (20 сек). -Отвечает участник №.. команда №…. | Находят ответы на вопросы, работая в парах. Презентуют свои ответы. | Личностные адекватное реагирование на трудности. Познавательные работа с географической картой. Коммуникативные Работа в парах |
5. Практическая деятельность детей (работа в команде) 5 минут 5 минут | Слайд 8 9 | Переходим к практической части, которая состоит из двух этапов: 1 этап. Устно составьте описание природной зоны по плану: (см. стр. 312 в учебнике). Для этого самостоятельно распределите между собой вопросы (№ 4,5 объедините в один). Получилось 4 вопроса для 4 участников.
1,2 команда – влажные экваториальные леса (сельва) 3,4 команда – саванны 5,6 команда – степи (пампа) 7 команда - полупустыни. 2 этап. Составьте логический опорный конспект, характеризующий природнуюзону Южной Америки, используя знаки, символы, рисунки, названия. Т.е. вы получите теоретическую информацию о к-л природной зоне – выделите элементы, установите взаимосвязи, затем данную информацию преобразуете в знаково-символическую с помощью опорного конспекта. Таким образом, мы сможем структурировать информацию о природных зонах материка. | Знакомятся с планом описания в приложении в учебнике. Самостоятельно распределяют задания в команде. Работают с информацией по учебнику, географическими картами. Выделяют главное, анализируют собранную информацию, устанавливают логические связи, оформляют результаты работы на листе А4. | Коммуникативные участвовать в работе команды, распределять роли, договариваться друг с другом, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении вопросов. Познавательные Смысловое чтение текста, работа с географической картой, самостоятельное усвоение новых знаний и умений. Графическое отображение основного учебного материала |
6. Результаты самостоятельной работы команды. 5 минут | Слайд №№ 10- 23 | Начинаем защиту ваших работ. -Команда №1 -Команда №3 -Команда №5 -Команда №7. Слушает ответы учащихся, задает вопросы: - Какие действия вы выполнили? – Какие результаты вы получили? Сопровождает ответы обучающихся м/м презентацией. -
-
| Выступают с отчётом о проделанной работе. Помещают свои работы на выставку. | Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация своих действий в информационной среде, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий. Практическое освоение умений, сотрудничество с учащимися. |
7.Поиск, открытие нового знания. 3 минуты+ 4 минуты+ 5 минут | Сайд 24 25 26 27 28 | - В Южной Америке находится самая протяженная горная система мира – Анды. В горах тоже есть природные зоны. - Познакомьтесь с особенностями высотной зональности в Андах по тексту в учебнике на странице…….. (4 минуты). -Встаньте, смешайтесь, найдите ближайшую пару, «дайте пять». -Ответьте на вопрос: От чего зависит количество высотных поясов в горах? - Подумайте (10 сек) -Запишите свой ответ (20 сек) -Обменяйтесь ответами в паре, начинает говорить тот, у кого первая буква имени ближе к началу алфавита (20 сек.+20сек) -Найдите новую пару, «дайте пять». -Ответьте на вопрос: Назовите природную зону у подножия горы в районе экватора. - Подумайте (10 сек) -Запишите свой ответ (10 сек) -Обменяйтесь ответами в паре, начинает говорить тот, у кого день рождения ближе к 1 апреля (10 сек.+10сек). Итог: В горах с высотой изменяются температура, давление. Чем выше горы и чем ближе они расположены к экватору, тем больше климатических поясов. (см.рисунок в учебнике). Выполняем задание. -Из предложенных слов составьте по 3 предложения по правилу «крестики-нолики». (3 минуты). -Озвучьте ваши предложения, начиная с участника №1 по кругу по часовой стрелке. Зачитываем по одному предложению (10 сек). -Зачитает свои предложения участник№….. команда№…. -К какому понятию относятся все ваши предложения? (высотная зональность). -Подумайте (10 сек) -Обсудите с партнером по плечу (10 сек) -Отвечает участник №…….команда №…. | Работают с учебником. Взаимодействуют в парах, отвечая на вопросы. Составляют предложения. Взаимодействуют в парах, отвечая на вопросы. | |
8. Рефлексия 1 минута | Слайд 29 | Лестница успеха | Строят высказывания: -я знаю - я понимаю -я умею | Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
9. Домашнее задание Подведение итогов, выставление оценок 1 минута | Слайд 30 | 1.Изучите параграф 36 (44). 2.Выполните проект: Роль – коренные жители Южной Америки Аудитория – для туристов из Европы Форма – рекламный ролик или рекламный буклет Тема (на выбор): «Посетите сельву!» «Удивительная саванна!» «Мир Патагонии.» «Пампа – вас ждёт!» | Записывают домашнее задание | |
10. Подведение итогов урока | Слайд 31 | Оценивает работу обучающихся. | | |
Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения. На уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, эти результаты можно обеспечить через формирование УУД, что является одной из самых важных задач современной географии. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные). Но работа со специальными предметными (географическими) умениями, предполагает овладение учащимися и общеучебными (универсальными) умениями. В совокупности они формируют у учеников умение учиться.
Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа по формированию того или иного УУД в процессе изучения новой темы.
Данный урок предусматривает использование активно-деятельностного способа приобретения знаний учащимися. Учащийся выступает в ходе учебного процесса в роли субъекта. Он должен решать вопросы, находить информацию, презентовать свою работу, взаимодействовать в команде, сотрудничать с учителем, делать посильные выводы на основе имеющихся знаний и ранее приобретенных навыков. Роль учителя в данном виде деятельности заключается в помощи ребенку добыть знания.
На уроке использованы технология критического мышления, ЛОО, технология опорных конспектов, технология сотрудничества, технология продуктивного чтения.
На мой взгляд, поставленные задачи урока удалось решить на оптимальном уровне и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления, сохранить и развить продуктивную мотивацию учебного процесса.