Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это …(степь)
С какой природной зоны мы познакомились на прошлом уроке?
-зона степей
А что такое степь?
3) каким цветом степь обозначена на карте?
-желтым (коричневым)
Показать на карте природную зону.
Для повторения материала выполним задание «внимание!»
-поставить да или нет
1. степь-это безлесные, равнинные пространства с травянистой растительностью?
2. на территории степей умеренный и континентальный климат?
3. по территории степей протекает река Енисей?
4. Зона степей богата полезными ископаемыми?
2. Мотивация и целеполагание. Вступительное слово учителя.
Слайд с изображением различных природных сообществ.
Что же мы ещё должны с вами знать про зону степей?
-растительный и животный мир.
Тема «растительный и животный мир зоны степей»
Растительность – один из важнейших компонентов природы. Какова её роль? (возможные ответы: корм для животных, пища для человека, защита почв от эрозии, выделение в атмосферу кислорода…)
Животные – часть природного сообщества. Как они связаны с растениями? (отв.: пищевыми цепями).
Что мы можем узнать на сегодняшнем уроке о растениях и животных? (Совместно с учителем формулируют тему и цели урока).
Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами будем а учёными.
Какие ученые изучают растения?
Ботаники.,
Проходим в лабораторию, у вас имеются отчётные листы, которые вы должны заполнить.
Работа с учебником. Ребятам предлагается прочитать СТР.116-117,
Меняется ли растительность степей, в зависимости от времени года? (ДА\НЕТ)
Время года
Растения
Весна
Начало лета
Середина лета
Проверяем!
Ботаники, ответьте на вопрос:
Степь – это царство трав. Потому что почва в зоне степей очень плодородная.. Очень красива степь от цветущих растений. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны – это ветер колышет ковыль. Растения степей имеют свою особенность. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду в глубоких слоях почвы; а узкие листья, помогают экономичнее расходовать её. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати-поле. Осенью его стебель ломается у основания и ветер гонит эти прозрачные шары по ровному пространству степей. Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зацветает множество трав.
Учитель:
И действительно, посмотрите на слайд; как она красива в разнотравном ярком наряде.
-как растения приспособились к особенностям климата? Благодаря…
-длинные ветвистые корни
-узкие листья
Физминутка
кто изучает виды, особенности животного мира?
-зоологи
Прошу занять места в лаборатории зоологов.
Вам потребуется заполнить отчётные листы:
Птицы
Насекомые
Грызуны
Хищные животные
1 из зоологов расскажет подробнее о животном мире степей:
Животным степей приходится жить в условиях открытой местности и травянистого покрова, поэтому среди них много хороших бегунов. Быстрый бег им помогает спасаться от врагов. Самые распространённые животные степи – грызуны: суслики, сурки, хомяки, полевые мыши. В степи обилие насекомых: сверчки и кузнечики наполняют степь своим стрекотанием. Так же и много птиц: розовый скворец, степной жаворонок, дрофа. Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривают добычу. Вдали от посёлков обитают волки, лисицы и зайцы. Животные хорошо приспособились к жизни в степях. Оперение птиц и мех зверей окрашены под цвет почвы и травы, что делает их незаметными. Многие животные ведут ночной образ жизни.
-ответьте на вопрос: как животные приспособились к жизни в степях?
-быстрый бег
-Оперение птиц и мех зверей окрашены под цвет почвы и травы
ночной образ жизни.
4)Закрепление материала
Следующая лаборатория-экспертов.
Вам необходимо, выполнив след.задания, для проверки усвоенных знаний
Тест.
1.Растения степи: (2 ответа)
а)берёза б)полярная ива
в)ковыль г)типчак д)лишайник
2.Птицы степи: (1 ответ)
а)степной жаворонок
б)дятел
в)белая чайка
3.Животные степи (3 ответа)
а)хомяк б)тюлень
в)суслик г)волк
д)медведь ж)бобр
4.В степи (1 ответ)
а)много деревьев, летом часто идут дожди.
б)природная зона расположена южнее зоны лесов.
в) в этой зоне наблюдаются полярные ночи.
5 . В степи: (1 ответ)
А)В это зоне часто бывают ветры-суховеи.
Б)Наблюдаются полярные сияния.
В)Зима очень долгая и суровая.
6.Растения степи: (2 ответа)
а)ковыль б)тюльпан
в)мхи
5.Итог урока.
Вот мы и закончили свою работу в лабораториях
Мне очень хочется отметить группу учёных, подготовивших нам интересные сообщения.
Самопроверка. Ученики сравнивают свои ответы с верными, показанными на слайде.
Слайд с мини-тестом, с подчёркнутыми правильными ответами.
Рефлексия. Удалось ли достичь поставленных целей? Что на ваш взгляд получилось хорошо? Что можно было бы добавить (изменить)? Подведение итогов.
Домашнее задание.стр.116-119. Составить кроссворд по теме «животный и растительный мир»