kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «Река. Части реки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по географии 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Река. Части реки".»


Технологическая карта урока по теме «Река. Части реки».


УМК:

1. География. Начальный курс: методическое пособие /автор – составитель Кузнецов А.П. – М.: Дрофа, 2010.

2. Интернет – ресурсы.

3. Начальный курс физической географии 6 класс»/ Т.М. Лифанова. – М.: Просвещение, 2018.

4. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков /авторы – составители О.А.Бабекова, Л.А.Ласикова, Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.

5. Учебные атласы.

Оборудование:

  1. Традиционное: физическая карта России и мира, глобус, учебник для 6 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы.

  2. Современное: компьютер, экран, мультимедийный проектор,  ресурсы сети Интернет.

Предмет: география

Класс: 6-й

Тема урока в теме: Река. Части реки.

Базовый учебник: Т.М. Лифанова «Начальный курс физической географии 6 класс», 2018 г.

Цель: формирование целостного представления о реке, знакомство с частями реки.

Задачи:

1.Обучающие:

 - познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

- научить устанавливать причинно - следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа.

2. Развивающие:

-  развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте;

 - продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником;

3. Воспитательные: 

- воспитывать способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

- воспитывать потребности в овладении географическими и метапредметными знаниями, умениями, навыками;

- воспитывать умения управлять собой, своим поведением.

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
- Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн.
- Разбирать понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, речная система.
- Определять характер реки в зависимости от рельефа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Межпредметные связи: на данном уроке используются межпредметные связи с экологией.

Здоровье и психосберегающая среда создается на основе комфортных условий, активных  форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Образовательные результаты: знакомство с новыми терминами, с мультимедийным оборудованием, расширение кругозора.

Тип урока (по дидактической цели) – урок – усвоение новых знаний.

В основе урока – системно-деятельный подход

Ведущие понятия: река, русло, исток, устье, притоки, бассейн, горная река, равнинная река.



Предметные УД (для урока)

Метапредметные УУД (для урока)

Учащиеся должны знать:

- Понятия: «река», «русло», «исток», «устье», «речная система», «бассейн», «горная река», «равнинная река».

- Раскрыть взаимосвязь характера течения рек и рельефа.



Учащиеся должны уметь:

-Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел.
- Разобрать понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, речная система.
- Определять характер течения реки в зависимости от рельефа.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать изучаемые объекты

  • выделять существенные признаки объекта

  • сравнивать изучаемые объекты

  • находить информацию об объектах, анализировать и оценивать ее, переводить информацию из одной формы в другую

  • выполнять задания по образцу

  • отработка навыков коммуникативного общения при работе в группе и в парах

  • слушать других, владеть навыками культуры речи.






Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1)Организационный

Приветствует учеников, проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, отмечает отсутствующих.

Учащиеся приветствуют учителя

Регулятивные:

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование,

- волевая саморегуляция

2) Мотивационный этап

Показывает музыкальную презентацию «Реки» (равнинные, горные).

Вы внимательно смотрите, и записываете ассоциации по данной презентации

-внимательно смотрят;



-работают в тетрадях

- Актуализация знаний и формулировка темы урока


Создает условия для формулирования темы урока

Предлагает отгадать загадки:

  • Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.

  • Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.

  • Между гор, между дол
    Бежит белый конь.

Создаёт ситуацию рассогласования между имеющимися знаниями и результатами работы, создает условия для формулирования темы урока

Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока









Предлагают варианты ответов, опираясь на личные знания, впечатления












Делают вывод, что речь идет о реке, определяют тему урока;

«Река. Части реки» (Записывают тему урока в тетрадь)


Познавательные

- поиск информации,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство,

- выполнение задания по аналогии,

- перенос информации из одной знаковой системы или из одной формы в другую



Коммуникативные

- участие в коллективном обсуждении вопросов,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли,

- владение монологической и диалогической речью

- Целеполагание и определение путей достижения цели


Создаёт учебную ситуацию целеполагания: побуждает обучающихся формулировать цели урока, структурирует предложенные формулировки

1. Какие вопросы вам интересно было бы узнать по теме урока и почему?



2. Сформулируйте общую цель




4. Какими источниками информации можно воспользоваться на уроке?




Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения




- предлагают интересующие вопросы по изучению реки, аргументируя свой выбор




-разобрать понятие река, познакомиться с её частями, особенности рек в зависимости от рельефа



- физическая карта России

- атлас для 6 класса, текст учебника


Регулятивные:

- прогнозирование,

- контроль и оценка,

- коррекция,

- волевая саморегуляция

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

- умение смотреть, слушать, вступать в диалог

- участие в коллективном обсуждении,

- умение выражать свои мысли,

- владение диалогической речью

Познавательные

- выделение познавательной цели в ходе коллективного обсуждения,

- умение строить речевое высказывание

3) Операциональный этап

- построение «открытия» новых знаний (задача 1)

















































 



















Первичное закрепление по задаче 1





















Физкультминутка


Создаёт учебные ситуации по изучению нового материала.

Обращается к жизненному опыту учащихся.

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Смотрят мультфильм «Беги, Ручеёк!»

Задает вопросы:

-Как появился ручеёк?

-Что образуется, когда встречаются несколько ручейков?

-Что такое исток реки?

- Что называется устьем реки?

-Что такое приток реки?























Корректирует





Создаёт учебные ситуации по изучению нового материала

Как определить правый и левый берег?

Задает вопрос:

- Что такое бассейн реки?



- организует первичное закрепление

Каждому учащемуся предлагает выполнить задание;

На слайде появляются определения:

– начало реки-это…исток

(Прикрепляет на магнитную доску карточку с правильным ответом. Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова).

-углубление, где течёт река-это русло

– место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан-устье

- малая часть речной системы, которая впадает в более крупную часть реки – это приток.

Корректирует





Встанем, отдохнем:

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег

И отправимся домой.

Присаживаемся на места.

Решают учебные ситуации по изучению нового материала







Высказывают свои ассоциации, записанные в тетрадь.

Читают определение «река» в учебнике стр. 47. Запись определения в тетрадь.



Смотрят внимательно



Отвечают на вопросы учителя, опираясь на карточку

 

 



Затем по очереди (2 ученика, остальные смотрят) показывают направление реки на карте (от истока к устью).




Решают учебные ситуации по изучению нового материала

Высказывают свои мнения, рисуют на полу мелом «реку» и объясняют.


находят ответ в учебнике





Отгадав слово, поднимают карточку с новым понятием:



ИСТОК

УСТЬЕ

РУСЛО

ПРИТОКИ







1. Проверка задания и корректировка (фронтально)

2. Проводят самооценку











Выполняют задания:

-шагаем на месте

-наклоны вперёд, руки на поясе

-встряхиваем руками

-круги двумя руками вперёд

-круги руками вперед поочередно

-прыжки на месте

-шагаем на месте

-садятся, продолжают работать

Познавательные

- поиск информации,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство,

- выполнение задания по аналогии,

- перенос информации из одной знаковой системы или из одной формы в другую



Коммуникативные

- участие в коллективном обсуждении вопросов,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли,

- владение монологической и диалогической речью



Регулятивные:

- прогнозирование,

- контроль и оценка,

- коррекция,

- волевая саморегуляция







- построение «открытия» новых знаний (задача 2)



Создает проблемную ситуацию. обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения материала.

- Почему реку

называют «продуктом рельефа».

Каждому учащемуся предлагает выполнить задание;











В какой форме вам удобнее работать?








Составляют схему (вспоминают материал начала урока- презентация)

Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 47 -48,

Горные реки

Равнинные реки

текут быстро

большая скорость

долины узкие

падение большое


текут спокойно

небольшая скорость

долины широкие

падение небольшое




Работают в 2 группах:

1 гр. изучить рис. 61 на стр. 47. Объяснить, как образуются пороги.

2 гр. изучить рис. 62 на стр. 48. Объяснить, как образуются водопады.

Познавательные

- поиск информации,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство,

- выполнение задания по аналогии,

- перенос информации из одной знаковой системы или из одной формы в другую



- Первичное закрепление по задаче 2





-организует закрепление



- каждому отвечающему предлагает провести самооценку ответа



1.Рассказ по таблице в парах

- слушают, проводят взаимооценку;

2. выступление групп - слушают, проводят взаимооценку



Коммуникативные

- участие в коллективном обсуждении вопросов,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли,

- владение монологической и диалогической речью



Регулятивные:

- прогнозирование,

- контроль и оценка,

- коррекция,

- волевая саморегуляция

4) Рефлексивно - оценочный

Создаёт учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения материала

О чём мы говорили сегодня на уроке?



Я вам предлагаю составить план описания реки, опираясь на изученный материал.





Корректирует











  1. Какую цель мы ставили в начале урока?





  1. Как вы считаете, достигли мы этой цели?



1. Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

Кого на уроке вам сегодня хотелось бы поблагодарить и оценить?











-на уроке мы говорили о реке, её частях, о характере реки в зависимости от рельефа.


Составляют план:

-название реки.

-местонахождение реки

-исток

-устье

- притоки

-характер реки в зависимости от рельефа.



Проводят анализ достигнутых результатов путём сравнения с эталоном (целями урока)

- Разобрать понятия река и познакомиться с её частями (русло, исток, устье, приток), особенности рек в зависимости от рельефа, уметь показывать реки.



- да







Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют поставленную задачу






- называют наиболее отличившихся учеников









Регулятивные:

- само - и взаимооценка достижений планируемых результатов,

- коррекция результатов в соответствии с критериями оценки,

- волевая саморегуляция

Познавательные

- рефлексия способов и условий действий,

Коммуникативные

- участие в коллективном обсуждении вопросов,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли,

- владение диалогической речью

5) Домашнее задание

Какое домашнее задание мы определим?





Спасибо за урок!

- подготовить сообщение о реке Нюксенского района по плану

- знание и умение определения частей реки, правильного показа рек (от истока к устью)

-с.47-49 (записи в тетради)






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме «Река. Части реки".

Автор: Винник Елена Сергеевна

Дата: 27.03.2019

Номер свидетельства: 504850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока географии - "Реки" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "223259"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437470654"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока истории в 5 классе "Государство на берегах Нила". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-istorii-v-5-klassie-gosudarstvo-na-bierieghakh-nila"
    ["file_id"] => string(6) "244214"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445884805"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План-конспект урока географии в 6 классе по теме " Реки""
    ["seo_title"] => string(61) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-po-tiemie-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "264231"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449673094"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "«Дробь и её компоненты».Конспект  урока по математике  4 класс."
    ["seo_title"] => string(63) "drob-i-ieio-komponienty-konspiekt-uroka-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315192"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459848240"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Сложение и вычитание смешанных чисел» конспект  урока по математике 4 класс"
    ["seo_title"] => string(86) "slozhieniie-i-vychitaniie-smieshannykh-chisiel-konspiekt-uroka-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459872640"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства