- Актуализация знаний и формулировка темы урока | Создает условия для формулирования темы урока Предлагает отгадать загадки:
Течет, течет – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит. Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. Между гор, между дол Бежит белый конь. Создаёт ситуацию рассогласования между имеющимися знаниями и результатами работы, создает условия для формулирования темы урока Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока |
Предлагают варианты ответов, опираясь на личные знания, впечатления
Делают вывод, что речь идет о реке, определяют тему урока; «Река. Части реки» (Записывают тему урока в тетрадь) | Познавательные - поиск информации, - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - установление причинно-следственных связей, - доказательство, - выполнение задания по аналогии, - перенос информации из одной знаковой системы или из одной формы в другую
Коммуникативные - участие в коллективном обсуждении вопросов, - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли, - владение монологической и диалогической речью |
- Целеполагание и определение путей достижения цели | Создаёт учебную ситуацию целеполагания: побуждает обучающихся формулировать цели урока, структурирует предложенные формулировки 1. Какие вопросы вам интересно было бы узнать по теме урока и почему? 2. Сформулируйте общую цель 4. Какими источниками информации можно воспользоваться на уроке? | Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения - предлагают интересующие вопросы по изучению реки, аргументируя свой выбор -разобрать понятие река, познакомиться с её частями, особенности рек в зависимости от рельефа - физическая карта России - атлас для 6 класса, текст учебника | Регулятивные: - прогнозирование, - контроль и оценка, - коррекция, - волевая саморегуляция Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, - умение смотреть, слушать, вступать в диалог - участие в коллективном обсуждении, - умение выражать свои мысли, - владение диалогической речью Познавательные - выделение познавательной цели в ходе коллективного обсуждения, - умение строить речевое высказывание |
3) Операциональный этап - построение «открытия» новых знаний (задача 1)
Первичное закрепление по задаче 1
Физкультминутка | Создаёт учебные ситуации по изучению нового материала. Обращается к жизненному опыту учащихся. В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике. Смотрят мультфильм «Беги, Ручеёк!» Задает вопросы: -Как появился ручеёк? -Что образуется, когда встречаются несколько ручейков? -Что такое исток реки? - Что называется устьем реки? -Что такое приток реки?
Корректирует
Создаёт учебные ситуации по изучению нового материала Как определить правый и левый берег? Задает вопрос: - Что такое бассейн реки?
- организует первичное закрепление Каждому учащемуся предлагает выполнить задание; На слайде появляются определения: – начало реки-это…исток (Прикрепляет на магнитную доску карточку с правильным ответом. Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова). -углубление, где течёт река-это русло – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан-устье - малая часть речной системы, которая впадает в более крупную часть реки – это приток. Корректирует
Встанем, отдохнем: К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. Делать так руками нужно: Вместе - раз, это брасс. Одной, другой - это кроль. Все, как один, плывем как дельфин. Вышли на берег И отправимся домой. Присаживаемся на места. | Решают учебные ситуации по изучению нового материала
Высказывают свои ассоциации, записанные в тетрадь. Читают определение «река» в учебнике стр. 47. Запись определения в тетрадь.
Смотрят внимательно
Отвечают на вопросы учителя, опираясь на карточку
Затем по очереди (2 ученика, остальные смотрят) показывают направление реки на карте (от истока к устью).
Решают учебные ситуации по изучению нового материала Высказывают свои мнения, рисуют на полу мелом «реку» и объясняют. находят ответ в учебнике
Отгадав слово, поднимают карточку с новым понятием:
ИСТОК | УСТЬЕ | РУСЛО | ПРИТОКИ |
1. Проверка задания и корректировка (фронтально) 2. Проводят самооценку
Выполняют задания: -шагаем на месте -наклоны вперёд, руки на поясе -встряхиваем руками -круги двумя руками вперёд -круги руками вперед поочередно -прыжки на месте -шагаем на месте -садятся, продолжают работать | Познавательные - поиск информации, - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - установление причинно-следственных связей, - доказательство, - выполнение задания по аналогии, - перенос информации из одной знаковой системы или из одной формы в другую
Коммуникативные - участие в коллективном обсуждении вопросов, - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли, - владение монологической и диалогической речью
Регулятивные: - прогнозирование, - контроль и оценка, - коррекция, - волевая саморегуляция
|
- построение «открытия» новых знаний (задача 2)
| Создает проблемную ситуацию. обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения материала. - Почему реку называют «продуктом рельефа». Каждому учащемуся предлагает выполнить задание; В какой форме вам удобнее работать? | Составляют схему (вспоминают материал начала урока- презентация) Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 47 -48, Горные реки | Равнинные реки | текут быстро большая скорость долины узкие падение большое | текут спокойно небольшая скорость долины широкие падение небольшое | Работают в 2 группах: 1 гр. изучить рис. 61 на стр. 47. Объяснить, как образуются пороги. 2 гр. изучить рис. 62 на стр. 48. Объяснить, как образуются водопады. | Познавательные - поиск информации, - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - установление причинно-следственных связей, - доказательство, - выполнение задания по аналогии, - перенос информации из одной знаковой системы или из одной формы в другую
|
- Первичное закрепление по задаче 2
| -организует закрепление - каждому отвечающему предлагает провести самооценку ответа | 1.Рассказ по таблице в парах - слушают, проводят взаимооценку; 2. выступление групп - слушают, проводят взаимооценку | Коммуникативные - участие в коллективном обсуждении вопросов, - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли, - владение монологической и диалогической речью
Регулятивные: - прогнозирование, - контроль и оценка, - коррекция, - волевая саморегуляция |
4) Рефлексивно - оценочный | Создаёт учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения материала О чём мы говорили сегодня на уроке?
Я вам предлагаю составить план описания реки, опираясь на изученный материал.
Корректирует
Какую цель мы ставили в начале урока?
Как вы считаете, достигли мы этой цели?
1. Продолжите эти предложения: 1.Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Было нелегко……… 4. Я понял, что……….. 5.Мне понравились задания………………. Кого на уроке вам сегодня хотелось бы поблагодарить и оценить?
|
-на уроке мы говорили о реке, её частях, о характере реки в зависимости от рельефа.
Составляют план: -название реки. -местонахождение реки -исток -устье - притоки -характер реки в зависимости от рельефа.
Проводят анализ достигнутых результатов путём сравнения с эталоном (целями урока) - Разобрать понятия река и познакомиться с её частями (русло, исток, устье, приток), особенности рек в зависимости от рельефа, уметь показывать реки.
- да
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют поставленную задачу
- называют наиболее отличившихся учеников
| Регулятивные: - само - и взаимооценка достижений планируемых результатов, - коррекция результатов в соответствии с критериями оценки, - волевая саморегуляция Познавательные - рефлексия способов и условий действий, Коммуникативные - участие в коллективном обсуждении вопросов, - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли, - владение диалогической речью |