- воспитывать принятие реальных процессов действительности (вращение планеты вокруг своей оси).
Оборудование: учебник географии 6 класса, глобус.
Ход занятия.
Организационный момент.
Сообщение темы занятия.
- Сейчас урок географии.
- На уроке мы познакомимся с моделью, называемой глобусом.
Подготовка к восприятию нового материала.
1. вступительная беседа.
- Давай вспомним материал предыдущих занятий.
- Мы говорили, что некоторый участок земли, местность можно изобразить на листе бумаги. Как это будет называться?
- план местности.
- А если на бумаге надо изобразить большую территорию земли, например страну или материк. Как это будет называться?
- карта географическая.
- Чем отличается план местности от карты географической?
- по охвату территории…
- на плане местности изображают меньше территории, чем на карте,
- по масштабу, т.е. во сколько раз уменьшено изображение на бумаге от реальных размеров…
- на плане местности масштаб крупный, т.е. уменьшение небольшое, а на карте масштаб мелкий, т.е. уменьшение очень сильное,
- по обозначению на бумаге…
- на плане местности изображают объекты условными знаками, похожие на настоящие: дома, деревья, кусты, дорога, тропинка, речка, мост, а на карте изображают:
цветом – на физической карте формы поверхности земли –
зелёным – низменности, равнины,
жёлтым – возвышенности, плоскогорья,
коричневым – горы,
синим цветом – водоёмы: моря, реки, океаны,
и условными знаками крупные объекты: города – маленький кружочек,
границы государства – линии,
крупные реки и озёра – голубыми линиями и кружочками.
- А если нам надо изобразить поверхность всей Земли с морями и материками? Как это будет называться?
- карта географическая.
2. проверка домашнего задания.
- Да, изображение поверхности Земли на бумаге – это карта, но она плоская. А наша Земля – планета. Какую форму она имеет?
- планета Земля имеет форму шара.
- Расскажи из материала домашнего задания и докажи, что планета Земля шарообразная?
- мореплаватели видели вдалеке сначала мачты кораблей, а потом корпусы кораблей,
Мореплаватели видели изгиб линии горизонта,
Кругосветные плавания, путешествия. Португальский
мореплаватель Фернан Магеллан с экспедицией в 1519-1521 гг.- начало 16 века первым обогнул землю и совершил кругосветное путешествие.
Полёты в космос, 20 век, первый космонавт Ю.А.Гагарин. Снимки из космоса.
- Вывод?
- Наша планета Земля – круглая, имеет форму шара.
Объяснение нового материала.
1.рассказ учителя с демонстрацией модели планеты Земля – глобуса.
- Чтобы лучше представить и увидеть, как выглядит наша планета Земля, мы изображение поверхности всей Земли поместим на объёмную геометрическую форму – шар, например, воздушный шарик или мяч. И мы получим модель земного шара уменьшенную во много-много раз. Эта модель называется глобус, которая по форме и изображению на ней похожа на нашу планету. Глобус – это модель земного шара.
(учитель показывает глобус)
2. анализ модели глобуса.
- Давай рассмотрим глобус.
- шар с изображением, как на географической карте, на чёрной подставке, и вращается вокруг центральной оси.
- Как работать с глобусом.
(показ на модели с пояснением)
- Земля вращается вокруг своей оси, (тогда происходит смена дня и ночи),
Это на глобусе можно увидеть – вращение вокруг центральной оси – эта ось называется земная ось.
- место «выхода» земной оси на поверхность называют полюсом – их 2:
на севере – северный полюс, самая северная точка Земли,
на юге – южный полюс, самая южная точка Земли.
- от полюсов на равном расстоянии можно провести условную линию – называется – экватор, которая делит земной шар на два полушария: северное полушарие и южное полушарие.
- Что изображено на глобусе?
- разными цветами моря и океаны, материки и острова.
- А ещё 2 полюса, экватор, параллели и меридианы – это условные линии, которых на планете Земля нет, но они изображены на модели для того, чтобы определять ориентиры местонахождения – для работы геологов, путешественников.
- Поворачивая глобус вокруг оси, мы можем увидеть сразу весь земной шар.
Физ.пауза.
Закрепление нового материала.
- Как называется модель земного шара?
- глобус
- Расскажи и покажи на глобусе, что запомнил.
(ребёнок рассказывает и показывает:
форма шара, земная ось, 2 полюса Северный и Южный, экватор, два полушария северное и южное).
Итог занятия.
- Что такое глобус?
- Домашнее задание. Параграф на странице 100, отвечать на вопросы.