kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Байкал - жемчужина Сибири"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель конспекта урока - Сформировать знания учащихся об истории, особенностях природы и значении озера Байкал. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Байкал - жемчужина Сибири"»

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический

университет имени И. Н. Ульянова»

Естественно-географический факультет

Кафедра географии и экологии

Направление подготовки: педагогическое образование

Профиль: География. Экология







План-конспект урока

По курсу «География России: Природа. 8 класс»

Тема урока:

«Байкал - жемчужина Сибири»





Выполнила: студентка 4 курса

естественно-географического факультета

группы ГЭ-16

Лемдянова Ю.С.













Ульяновск 2020

Тема

Байкал - жемчужина Сибири

Тип

Комбинированный

Цель

Сформировать знания учащихся об истории, особенностях природы и значении озера Байкал.

Задачи

Образовательные:

Определить особенности географического положения, климата, вод, животного мира озера Байкал.

Познакомить с историей открытия и изучения озера.

Развивающие:

Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, атласом, схемами, рисунками в учебнике, делать обобщения и выводы.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде.

Способствовать воспитанию интереса к предмету, самостоятельности, коллективизма, умения работать в команде.

Планируемые результаты




Личностные

Метапредметные

Предметные

Учащийся должен обладать:

эмоционально-ценностным отношением к окружающей среде;

уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях.

Учащийся должен уметь:

определять понятия;

анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

излагать свое мнение, аргументируя его;

участвовать в совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Учащийся должен усвоить основные понятия урока.

Знать:

Историю, климат, особенности природы озера Байкал.

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Формы работы

История, литература

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения: учебник Баринова И.И. «География России: Природа. 8 класс», авторская презентация, атлас 8 класс, раздаточный материал, физическая карта России, физическая карта Восточной Сибири, ноутбук, проектор, указка.



Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на столах. Староста назови, пожалуйста, кто сегодня отсутствует и по каким причинам? Спасибо.


2. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке? (Природные районы Восточной Сибири). Верно, молодцы. Давайте проверим ваши знания с помощью небольшого задания. Сейчас я вам раздам листы с заданием. Вы видите тест, вам необходимо выбрать один правильный ответ.

Ребята, приступайте к работе.


1. Как образуется температурная инверсия:

1) переохлажденный воздух застаивается в глубоких долинах и

  котловинах;

2) повышенное атмосферное давление препятствует циркуляции воздуха;

3) при прохождении арктических ветров

4) при прохождении Тихоокеанских циклонов?

2. На п-ове Таймыр находится (-ятся)

1) Анабарское плато

2) Алданское нагорье

3) хребет Черского

4) горы Бырранга

3. Большинство озер Якутии по происхождению являются

1) тектоническими

2) термокарстовыми

3) вулканическими

4) ледниковыми

4. Высочайшие горы всей Сибири – это

1) Белуха

2) Мунку-Сардык

3) Алтай

4) Победа

5. Выходы изверженных пород на поверхность

1) траппы

2) отуряхи

3) булгунняхи

6. Полуостров Таймыр с востока омывается

1) Охотским морем

2) Карским морем

3 ) морем Лаптевых


Ребята, теперь поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, чтобы выполнить проверку. На слайде отобразятся верные ответы. Вы ставите за верный ответ – 1 балл. Суммируете количество баллов и пишите внизу итоговый балл. Максимум у нас за это задание 6 баллов.


Отлично, мы повторили пройденный материал и освежили наши знания.


3.Этап изучения новых знаний и способов действий.

Ребята, сейчас я вам зачитаю стихотворение. Внимательно его послушайте и закончите последнюю фразу.


Когда-то древнею порой

Язычный бог Бурхан,

Пожертвовав земной корой,

Решил создать вулкан.

Но, выпив воду здешних недр

Наполненный бокал,

Спокоен стал, душою щедр,

И произнёс: («Байкал!»)


Верно, ребята. Это стихотворение про уникальное озеро Байкал.


И так, ребята, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Озеро Байкал). Правильно. А тема урока будет звучать так: «Байкал-жемчужина Сибири».

К акую цель мы с вами поставим перед собой? (Изучить историю, особенности природы и значение озера Байкал). Молодцы, ребята.


Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и тему урока «Байкал-жемчужина Сибири».

Открываем параграф 47 на странице 234.

Р ебята, где находится озеро Байкал? (в центре Азии, в России, в восточной части Сибири, на границе Иркутской области и Республики Бурятия). Верно. Покажите его на карте у доски. Молодец, присаживайся.


Байкал — это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км. Площадь водной поверхности составляет 31 722 км² (без учёта островов). Максимальная глубина озера достигает 1642 м, а средняя — 744 м. Дно Байкала на 1167 м ниже уровня Мирового океана, а зеркало его вод — на 456 м выше. Озеро находится в своеобразной котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками. При этом западное побережье — скалистое и обрывистое, рельеф восточного побережья — более пологий.

Ребята, вы разделились на 5 групп. Делаем в тетради таблицу, состоящую из 5 колонок.


О на изображена на слайде. Вам нужно будет, пользуясь текстом учебника и картами атласа составить характеристику озера Байкал и отобразить ее в таблице. У каждой группы будет своя колонка. Затем, как вы справитесь с заданием, представитель от каждой группы представит нам свой вопрос, а вы должны будете по ходу его ответа заполнять таблицу. Приступайте к работе.


ГП и история

Климат

Воды

Природа и животный мир

Значение озера

Байкал находится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км. Длина береговой линии — 2 100 км. Русские землепроходцы вышли к Байкалу в XVII в. Первые русские сообщения об озере появляются в 1640 г. Любопытные данные о нём содержатся в «Житии протопопа Аввакума», сосланного в Забайкалье и побывавшего на озере в 1656 г. Изучением Байкала занимались многие крупные учёные (И. Д. Черский), академики Российской академии (И. Г. Гмёлин, П. С. Паллйс, В. А. Обручев, JI. С. Берг). Но до сих пор нет единой точки зрения на происхождение впадины Байкала. Одни утверждают, что она возникла в результате глубоких разломов и последующего опускания земной коры. Другие считают, что впадина Байкала — следствие медленного прогибания земной коры.

Водная масса Байкала оказывает влияние на климат прибрежной территории. Зима здесь бывает мягче, а лето — прохладнее. Наступление весны на Байкале задерживается на 10−15 дней по сравнению с прилегающими районами, а осень часто бывает довольно продолжительная.

Район Байкала отличается большой суммарной продолжительностью солнечного сияния. Например, в посёлке Большое Голоустное она доходит до 2 524 часов и является рекордным для России. Дней без солнца в году в этом же населённом пункте бывает только 37, а на острове Ольхон — 48.Особые черты климата обусловлены байкальскими ветрами, которые имеют собственные названия — баргузин, сарма, верховик, култук.

Запасы воды в Байкале гигантские — 23615,390 км³ (около 19 % мировых запасов пресной воды — во всех пресных озёрах мира содержится 123 тыс. км³ воды).

В Байкал впадает 336 рек и ручьёв, однако это число учитывает лишь постоянные притоки. Самые крупные из них — Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Из озера вытекает одна река — Ангара.

Основные свойства байкальской воды можно коротко охарактеризовать так: в ней очень мало растворённых и взвешенных минеральных веществ, ничтожно мало органических примесей, много кислорода.

Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м.

Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей (100 мг/л), что может использоваться вместо дистиллированной.

Озеро и окружающие его горы находятся в сейсмоактивной зоне. Наиболее сильное землетрясение произошло на Байкале в конце 1861 г., когда образовался залив Провал. Из 27 островов Байкала самый большой — Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину). Горная тайга, окружающая Байкал, издавна известна ценными породами деревьев, богатством пушных зверей. Байкальский соболь даёт самый ценный мех в Сибири. По данным Лимнологического института Сибирского отделения РАН, в Байкале обитает 2 630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме. Рачок эпишура — эндемик Байкала — составляет до 80 % биомассы зоопланктона озера и является важнейшим звеном в пищевой цепи водоёма. Он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30 % жира. Единственное млекопитающее озера Байка́льская не́рпа — один из трех пресноводных видов тюленя в мире, эндемик озера Байкал, реликт третичной фауны.

Целебный воздух, многочисленные термальные и минеральныеисточники могут служить хорошей базой для создания курортов и зон отдыха.

Отдельные заповедники созданы на берегах и островах Байкала, старейшим из них является Баргузйнский заповедник (основан в 1916 г.).

не только уникальное природное явление мирового масштаба,

но и мощный хозяйственный комплекс. Сооружение Иркутской

ГЭС, Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, различных

промышленных предприятий в Улан-Удэ и Иркутске крайне отрицательно влияет на природу Байкала.

К сожалению, и в середине XX в., и даже сейчас далеко не все

понимают необходимость бережного отношения к природе, необходимость сохранения как отдельных компонентов природы, так и

всего природного территориального комплекса. Только разумное,основанное на современных технологиях освоение природных ресурсов Байкала поможет и получить экономические выгоды, и сохранить эту природную святыню для наших потомков.


Заканчиваем, ребята, и приступаем к заслушиванию.

Итак, давайте послушаем про географическое положение и историю Байкала.

Пока первая группа отчитывается по своему вопросу, другие – записывают в тетрадь. Молодцы, спасибо. (Ответы ребят представлены в таблице выше).


Давайте посмотрим небольшой видеоролик про историю Байкала.

(ссылка на этот ролик: https://www.youtube.com/watch?v=QzGKLlDEMAo).

До сих пор нет единой точки зрения на происхождение впадины Байкала. В настоящее время исследования Байкала продолжаются.


Вторая группа, слушаем вас. Все остальные записывают. Молодцы, присаживайтесь.


Давайте сейчас встанем со своих мест и немного разомнемся.


Физкультминутка.

Учитель включает видео с упражнениями на экран, и все дети повторяют движения. (https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E).


Продолжаем заслушивать выступления. Третья группа, отвечайте.

Спасибо, присаживайтесь.


Четвертая группа расскажет нам про природу и животный мир Байкала. Молодцы, ребята.


И завершает пятая группа с рассказом о значении озера Байкал.

Отлично, ребята, вы все справились с заданием.


Вот мы изучили с вами географическое положение, историю, воды, климат, природу и значение озера Байкал. И теперь с уверенностью можем сказать, что Байкал – это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты.

4.Закрепление нового материала

Р ебята, давайте выполним небольшое задание и тем самым закрепим знания и подведем итог сегодняшнего занятия. Решите кроссворд.






Давайте выполним проверку. На слайде отобразятся верные ответы. За каждый свой верный ответ вы ставите 1 балл. Максимально – 10 баллов.


5.Этап рефлексии

Итак, наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся в печатлениями по изученному материалу.

Каждый по цепочке будет заканчивать одно из следующих предложений:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Мне было трудно…

  3. Мне было непонятно…

  4. Теперь я знаю, что…

  5. Меня удивило…

  6. Я бы хотел узнать, почему…

7. Я понял, что…


6.Домашнее задание


Записываем в дневник домашнее задание.

Прочитать целиком параграф 47. Выучить таблицу. Выполнить задание 3 после параграфа, устно.


7.Выставление оценок

Ребята, как вы считаете, вы сегодня хорошо поработали? (Да). Я тоже считаю, что вы поработали отлично. Ребятам, которые выступали с сообщениями, я ставлю оценку 5. Ребятам, которые отвечали с места, участвовали в совместном обсуждении вопросов, я поставлю оценку 4. Ребята, которые остались без оценки – вам нужно больше включаться в процесс обучения, быть поактивнее и у вас все получится!

Всем спасибо за урок, с вами было приятно работать!

1 мин

Дети приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку


4 мин

Индивидуальная работа на актуализацию знаний. Решение теста

































1 мин

Учащиеся выполняют взаимопроверку



















3 мин

Определение темы, цели урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь














































3 мин

Рассказ учителя





















7 мин

Групповая работа с таблицей.

Частично-поисковый метод


























































































































4 мин

Заслушивание выступлений по группам.

Ребята заполняют таблицу


3 мин

Просмотр видео про историю Байкала







1 мин



4 мин

Заслушивание выступлений по группам.

Ребята заполняют таблицу








5 мин

Учащиеся самостоятельно решают задание для закрепления пройденного материала.

Репродуктивный метод























1 мин

Учащиеся выполняют самопроверку










1 мин

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке














1 мин

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник








1 мин

Оценка работы учащихся



Литература:

  1. География. География России: Природа. 8 кл. : учебник / И. И. Баринова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2019. — 333, [3] с. : ил., карт. — (Российский учебник)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Байкал - жемчужина Сибири"

Автор: Лемдянова Юлия Сергеевна

Дата: 31.01.2021

Номер свидетельства: 571909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока  на тему "Озеро Байкал - жемчужина Сибири""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oziero-baikal-zhiemchuzhina-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "270532"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451151008"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "конспект урока байкал-жемчужина сибири"
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokabaikalzhiemchuzhinasibiri"
    ["file_id"] => string(6) "317361"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460351329"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока "Байкал жемчужина Сибири""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-baikal-zhiemchuzhina-sibiri-1"
    ["file_id"] => string(6) "316747"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460171091"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока "Байкал - жемчужина Сибири""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-baikal-zhiemchuzhina-sibiri-2"
    ["file_id"] => string(6) "316746"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460171084"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Озеро Байкал- Жемчужина Сибири"
    ["seo_title"] => string(32) "ozero_baikal_zhemchuzhina_sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "566995"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607960406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства