Данный урок является уроком открытия нового знания. Цель урока - сформировать представление о морях, омывающих берега России, о природных ресурсах и экологическом состоянии этих морей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Моря России"»
Урок географии «Моря России», 8 класс
Автор: Скорова Татьяна Ефремовна,
учитель географии МБОУ «СОШ № 4» г. Мыски
Предмет: география
Учитель географии: Скорова Татьяна Ефремовна, «МБОУ СОШ № 4» г. Мыски
Класс: 8
Базовый учебник: География России. Природа. 8 класс. Учебник (автор И. И. Баринова).
Цель: Сформировать представление о морях, омывающих берега России, о природных ресурсах и экологическом состоянии этих морей.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о морях, относящихся к бассейнам разных океанов, объяснить особенности.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ЭФУ. Развитие памяти, логики и интеллекта, отработать навыки нахождения объектов на карте; отработать использование при ответе метод аналогий.
Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе; воспитать чувство сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: проектор, компьютер, ЭФУ, физическая карта России (один планшет на двух учеников)
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: находить на карте моря, омывающие берега России. Знать их особенности. Давать характеристику природным ресурсам морей.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, вырабатывать доброжелательное отношение к одноклассникам, оценивать свои и чужие поступки
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, устанавливать причинно-следственные связи,давать определение понятиям ,структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из ЭФУ, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Тип урока: открытия нового знания.
Использована демоверсия ЭУ по географии «География России. Природа» http://efu.drofa.ru/demo/
Этапы урока
(в соответствии со структурой учебной деятельности)
Деятельность учителя с демонстрацией приемов, указанием используемых средств
Планируемая деятельность учащихся
Оргмомент
Предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок
Приветствие учителя, готовность к уроку.
Определяют, каких знаний им не хватает (Р)
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)
Цель записывается на доске и обсуждается (Р).
Целеполагание,
мотивация
Называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя задачи урока:
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)
Выполняют логическую операцию сравнения картин (П)
Актуализация ранее изученного материала
Учитель - Вспомните из прошедших курсов географии - на какие группы делятся моря по положению относительно океана? (внутренние и окраинные). По карте определите, какие моря России относятся к окраинным, а какие - к внутренним.
Предлагает рассказать о море и назвать как можно больше эпитетов, характеризующих море.
Посмотреть иллюстрации ЭУ
На следующем этапе урока учитель знакомит с природными особенностями морей различных бассейнов.
Анализируют, аргументируют, доказывают точку зрения (П, Л)
Работают с рис. 81 с. 100 параграфа учебника
Изучение нового материала
Объяснение нового материала с помощью ЭУ
Знакомство с картой морей.
Для того чтобы сформировать умение характеризовать природные условия и ресурсы морей, учитель, пользуясь картами и планом, организует работу по характеристике одного из морей. Учащиеся в процессе совместной устной работы учатся отмечать основные природные особенности моря и объяснять его хозяйственное значение.
Просмотр видео «Ресурсы морей»
Просмотрев и проанализировав видеофильм. При этом желательно, чтобы ребята сами назвали основные виды ресурсов. При затруднении в ответе учитель может задавать наводящие вопросы, с помощью которых ребята придут к правильному ответу. Можно также задавать интересные вопросы, требующие развёрнутого ответа.
Например:
Перечислите морских обитателей, которые любят холодные, прозрачные воды с невысокими температурами. И назовите моря, где они обитают.
Перечислите морских обитателей, которые любят прозрачные теплые воды не ниже +20?. И назовите моря, где они обитают
“Почему промысловый лов ведётся не во всех морях?”
“Какие моря наиболее богаты нефтью и газом?”
“На берегах каких морей вы построили бы лечебный санаторий? Почему?”
“Как с помощью моря можно получить электроэнергию?”
“Почему все государства всегда боролись за выход к морю?” и т.д.
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод(П , Р, К), работают с текстом параграфа ЭУ
Осознание и
осмысление
Работают с учебником : находяти узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)
Далее учащимся предлагается работать в группах. Такая форма работы в группе дает хорошие результаты. В групповой работе у каждого ребенка есть возможность выразить свое мнение, выявить причинно-следственные связи. У учащихся развиваются речь и умение выразить свои мысли, формируются навыки публичных выступлений.
Предлагает выполнить интерактивное задание по ЭУ
1) Работа в парах.
Используя ЭУ, определить моря, относящиеся к разным океанам.
2) Установить по интерактивной карте промысловые рыбы разных морей
3) Работа с интерактивной контурной картой.
Расставить на карте цифры, соответствующие морям, омывающим Россию
При ответах учащихся, работающих в группах, учителю необходимо акцентировать внимание на экологическом загрязнении вод. С помощью этого задания можно будет реализовать ещё одну не только образовательную, но и воспитательную задачу, связанную с экологическим воспитанием школьников. Кроме того, ребята будут мыслить аналитически, высказывать своё мнение, что очень важно для развития речевых способностей и логического мышления.
Практикум:работа в группах –показывают на карте, записывают в тетради, делают схему и формулируют выводы. (П,Р,К.)
Обсуждают в группах и индивидуально,обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (Р,К ,П)
Организует деятельность по выявлению границ применения нового знания,
консультирует, корректирует действия, ищет способы включения в работу каждого
В конце урока следует сделать небольшое обобщение по всему материалу: ещё раз озвучить тему урока, назвать и показать моря России, отметить, что наша страна является великой морской державой мира с большим флотом.
Работают в парах, определяют границы собственного знания и незнания (Р,Л)
Самостоятельно выполняют проверку тестов по эталону, обменявшись выполненными работами (п).
Соотносят физическую карту и контурную (П,Р)
Информация о
домашнем
задании
Информирует о домашнем задании § 2,
предлагает выбрать один из вариантов:
ответить устно на вопросы учебника после параграфа
составить кроссворд о морях, омывающих берега России.
Сделать презентацию об одном из морей (по плану)
Записывают домашнее задание
Рефлексия
Подводит итог урока. Предлагает прочитать задачи урока в своей тетради и сделать вывод о выполнении их.
Записывают выводы. Определяют степень продвижения к цели (Р, Л, П),
Оценивают свои знания по пятибалльной системе. (Р, П, Л)
При составлении проекта урока использован Интернет: