Конспект урока по окружающему миру
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели:
-Образовательная: сформировать у учащихся понятия о видах и формах поверхности земли.
-Деятельностная: сформировать умения показывать формы поверхности, отличать их и показывать на карте, характеризовать особенности поверхности земли.
Планируемый результат:
-у учащихся сформированы понятия о видах и формах поверхности земли.
- у учащихся сформированы умения показывать формы поверхности, отличать их и показывать на карте, характеризовать особенности поверхности земли.
Оборудование: презентация, учебник, топографическая карта, тетради, карточки с заданиями.
Ход мероприятия
Этапы, время, средства обучения
Деятельность педагога
Деятельность
Учащихся
(эталон ответа)
Методы, приёмы, технологии
Формирование УУД
Организационный
( 3 мин.)
Мотивация
Здравствуйте ребята! Поднимите все руки вверх, потянитесь, порадуйтесь солнышку, улыбнитесь друг другу. Садитесь ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страничку в книге знаний.
- Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
- Почему в целом свете нет родней страны?
Что можно рассказать по карте о поверхности нашей страны?
Кто выйдет к доске и покажет на карте границы нашей страны?
-Россия — это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.
-Россия-страна огромных равнин и величественных гор. В каждом крае земная поверхность имеет свои особенности.
Организация учащихся на слушание;
Постановка проблемных вопросов;
Использование технических средств;
Беседа;
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
- Личностные УУД:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Основной
( 20-25 мин.)
Работа над новым материалом
(Работа с учебником)
Как равнины и горы обозначаются на карте?
Какая поверхность в вашем крае-равнинная или гористая?
Запишите тему в тетради «По равнинам и горам».
Путешествие по России-захватывающее путешествие по бескрайним равнинам и величественным горам.
Что такое равнины? Кто ответит на вопрос?
Правильно!
На равнинах есть низкие места-низменности и более высокие места-возвышенности. Низменности обозначают на арте зелёным цветом, а возвышенности жёлтым. На равнинах можно встретить и отдельные возвышения-холмы, а также углубления-балки и овраги. Подробнее о них мы поговорим позже.
А что такое горы?
А какая гора самая высокая в России?
На следующий урок вам нужно подготовить небольшое сообщение о любой горе России, и кто-нибудь из вас расскажет нам про Эльбрус, а также про Кавказские горы-самые высокие горы России.
Одиночные горы встречаются редко, чаще всего горы расположены рядом –горными хребтами.
Вот мы назвали равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги, а что это все такое? Ответ вы можете посмотреть в учебнике на 54-ой странице.
Кто прочитает нам пятый абзац на 54-ой странице?
Физкультурная минутка.
Дружно все сейчас мы встали,
По горам мы зашагали.
Руки вверх. Руки вниз.
За страховочную верёвку держись.
Мы шагали, приседали,
Наконец мы на привале…
- Тихо все сели.
Итак, мы начинаем путешествие по просторам нашей страны с Восточно-Европейской равнины. Покажите Восточно-Европейскую равнину на карте.
- Как вы думаете, почему, именно, с Восточно-Европейской равнины мы начнём наше путешествие?
Восточно-Европейская равнина расположена между западными границами России и Уральскими горами. Она самая большая равнина в мире. Её площадь – более 5 000 000 квадратных километров.
- Посмотрите на карту. Какие цвета потребовались, чтобы изобразить поверхность Восточно-Европейской равнины?
- Какой вывод вы можете сделать о её поверхности?
- Правильно, такие равнины называют холмистыми.
- Двигаясь на восток, навстречу солнцу, мы окажемся на
Западно-Сибирской равнине. Давайте прочитаем об этой равнине в учебнике.
- Покажите Западно-Сибирскую равнину на карте.
- Почему эту равнину называют низменностью?
- Действительно, поверхность Западно-Сибирской равнины находится ниже уровня моря, поэтому на ней много болот. Такую равнину называют плоской.
- Следуя курсом на восток, мы попадаем на Среднесибирское плоскогорье.
- Покажите Среднесибирское плоскогорье на карте.
- Объясните смысл слова «плоскогорье». Воспользуйтесь толковым словарём Ожегова.
А сейчас сравним между собой некоторые формы земной поверхности.
Как вы думаете, холм и гора похожи?
Правильно. А так ж они имеют одинаковые части. Ребята вы знаете что это за части?
Давайте найдём ответ в учебнике, на 56-ой странице.
Теперь давайте поиграем.
Игра «Узнай меня».
- Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)
- У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.)
- Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон.)
- Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка.)
- Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)
Равнины на карте обозначают оттенками зелёного цвета. А горы коричневым цветом.
В нашем крае гористая поверхность земли.
Равнины-это ровные или почти ровные участки земной поверхности.
Горы –это неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
Эльбрус.
Все что мы назвали-это формы земной поверхности.
Показывают равнину на карте.
Здесь располагается столица нашего государства – Москва.
Зелёные, тёмно-зелёные.
Мы можем сделать вывод что такие равнины называют холмистыми.
Показывают равнину на карте.
Эту равнину называют низменностью потому что поверхность Западно-Сибирской равнины находится ниже уровня моря, поэтому на ней много болот. Такую равнину называют плоской.
Плоскогорье – это местность с волнистой поверхностью, лежащая на высоте 200 метров над уровнем моря.
Холм и гора во многом схожи, они возвышаются над окружающей местностью.
Беседа;
Использование технических средств;
Записи в тетради;
Нахождение ответов в книге;
Игровой;
Познавательные УУД:перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
- Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и с условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Личностные УУД:
У ребёнка сформирована учебная мотивация.
Коммуникативные УУД:
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; ребёнок умеет слушать и слышать
Закрепление нового материала
(7 мин.)
Какие горы есть в нашем крае?
-Найдите на карте Уральские горы
- Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту?
Уральские горы — единственная горная цепь, которая пересекает Россию с севера на юг, является границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями (макрорегионами) нашей страны — Европейской и Азиатской.
Самая высокая гора – Народная, ее высота 1895 м.)
Гора Народная (ударение на первый слог) – самая высшая точка Уральских гор. Гора высотой почти две тысячи метров над уровнем моря находится в труднодоступном районе-на Приполярном Урале.
- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.
- Что это доказывает?
- Чтобы закрепить полученные вами знания, проведем небольшую географическую игру, которая называется «Соедини». Каждый получает карточку, где нужно верно соединить географический объект с видом его рельефа.
Уральские горы
Они протянулись с севера на юг через всю территорию России.
Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная
Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы-невысокие.
Беседа;
Сравнение и выявление общих и отличительных признаков, обощение и выводы;
Заключительный
(5 мин.)
Рефлексия
Итог урока
- Был ли этот урок интересным для вас?
- Какие задания понравились больше всего?
- Какие задания вызвали трудность?
- С какими равнинами познакомились на уроке?
- Назовите самые высокие горы России; самые длинные по протяжённости.
Закончить урок я хочу стихотворением.
Есть у нас в России прекрасные равнины,
Там чистейший воздух, там цветут люпины,
Кое – где с холмами, плоские другие
На равнине также мы живем с родными.
У моей России горы величавы,
Выросли грядами, гордые, как павы.
Вот седой Урал, порос травою,
А Кавказ высокий укрылся снежной мглою.
У моей России бескрайние просторы
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, отдохни в низине, -
Все, что ты увидишь – Родина, Россия!
Любите и берегите нашу Родину!
Урок окончен.
Мы познакомились с Восточно-Европейской, Западно-Сибирской, равнинами.
Самые высокие горы России-Кавказские.
Организация учащихся на слушание;
Беседа;
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной форме;
анализировать ход и способ
действий;
- Регулятивные УУД:
У ребёнка развита рефлексия.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.