kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока географии 10 кл. Миграция населения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии 10 кл. Миграция населения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии 10 кл. Миграция населения»

ООО «Инфоурок»








План-конспект урока

по географии

в 10 классе в Государственном общеобразовательном казённом учреждении Амурской области "Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания"

на тему «Миграция населения»










Разработал: Синер Надежда Вячаславовна

ФИО

слушатель курсов профессиональной переподготовки «География: теория и методика преподавания в образовательной организации» (300 часов)

Проверил: В. В. Анискин

ФИО руководителя практики















с. Возжаевка 2018г.

Тема урока: Миграция населения

Дата проведения: 20.12.2018г

Тип урока: открытие нового знания

Технология урока: учебное исследование.

Цель урока: Сформировать знания о миграции населения рассмотрев её типы и виды.

Задачи:

  1. Обучающая: создать условия для формирования у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности; выявлять причинно-следственные связи;

  2. Развивающая: способствовать развитию познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о миграции населения, умение работать в группе, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

  3. Воспитательная: формировать у учащихся интерес к географии, желание расширить собственный опыт самостоятельной практической деятельностью.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: формирование знаний о миграционных потоках; знать особенности миграция рассмотрев все её виды;

  2. Метапредметные:

    1. регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи;

    2. познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать факты и понятия;

    3. коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию;

  3. Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к географии, как науке.

Основные термины, понятия: миграция, внешняя миграция, внутренняя миграция, сезонная и маятниковая, безвозвратная и возвратная, добровольная и вынужденная, самостоятельная и вынужденная, легальная и нелегальная, трудовая миграции, иммиграция, эмиграция, реэмиграция.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, контурные карты – индивидуальные карточки с заданиями на урок; презентация «Миграция населения»; Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ), учебник по географии - В.П. Максаковский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности миграции в России, уметь выявлять причины миграции, усвоить новые географические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой (коммуникативные навыки).

План урока:

  1. Организационный;(2 мин)

  2. Целеполагание; (3 мин)

  3. Изучение нового материала (открытие нового знания); (15 мин)

  4. Первоначальное осмысление и закрепление; (10 мин)

  5. Подведение итогов; (5 мин)

  6. Рефлексия; (3 мин)

  7. Домашнее задание, выставление отметок. (2 мин)

Ход урока:

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

(2 мин)

Учитель: Психологический настрой на урок.

-Здравствуйте. Пожелаем хорошего настроения друг другу.

Учитель: Вижу, что вы готовы к работе. Мы отправляемся с вами в очередное исследование по Стране География. Удачи вам и новых открытий!

Учащиеся: приветствуют учителя, желают хорошего настроения друг другу, располагаются за рабочими местами.

  1. Целеполагание

(3 мин)


Учитель: ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

« Люди, не перелетные птицы, и их перемещение объясняется не биологическими, а общественными причинами»

Н.Н. Баранский

Учитель: Как Вы понимаете эти слова?







Учитель. – Чтобы узнать, как называются такие перемещения людей необходимо разгадать ребус. Внимание на экран.

Учитель. - О чём мы сегодня узнаем на уроке? Сформулируйте тему урока?


Учитель. –сформулируйте главный вопрос урока на который нам предстоит ответить изучая тему «Миграция населения»

(обозначение проблемы)

Обучающиеся читают эпиграф.








Делают свои предположения о чём идёт речь в данном высказывание.

(Люди переезжают из одних мест в другие не по причине смены времени года, а по общественным или социальным причинам).

Ребята отгадывают слово на слайде.

(Миграция)


Обучающиеся называют тему урока «Миграция населения»


Обучающиеся высказывают свои предположения.

(Что заставляет людей переезжать с места на место, как и почему происходят эти переселения)

  1. Изучение нового материала (открытие нового знания) (15 мин)


Учитель. – Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо сформулировать цель и задачи урока. Кто подумал и может сформулировать их?












Учитель. - Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из демографических процессов – миграцией, видами, причинами, последствиями. Ребята, записываем число, тему.

Учитель. – Дайте определение, что такое миграция? Какие типы миграции существуют, можете узнать на стр. 65 учебника.





Учитель.Внешние миграции связанны с переселением из одной страны в другую.

Внутренние миграции происходят в пределах одной страны.

Учитель. – Скажите какой из этих типов миграции влияют на численность населения страны?


Учитель: - Внешняя миграция по направлению движения людей подразделяется на эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция – выезд людей из своей страны.

Иммиграция – въезд населения в страну.

Какова география потока иммигрантов и эмигрантов

Внешняя миграция первая крупная миграционная волна возникла после отмены крепостного права. Освобожденные крестьяне мигрировали на УРАЛ, в южные районы СИБИРИ для освоения новых земель. Но многие отправились и в Америку Канаду, США, Аргентину.

Учитель: Ребята вспомните два крупных периода усиления внешней миграции.









Учитель. – Ребята приведите примеры, когда люди меняют место жительство в стране. С чем это связано?


Учитель. – для рассмотрения видов внутренней миграции у вас на партах расположен дополнительный материал (текст). Вам необходимо, работая в парах, прочитать текст и заполнить таблицу в тетради по образцу.






























Учитель. – проверьте правильность заполнения таблицы по эталону. Оцените свою работу и передайте на первую парту.


Учитель. – В зависимости от мотивов перемещения можно выделить так же добровольную и вынужденную миграцию.

Добровольная миграция — это перемещение людей в пространстве по собственной воле.

При вынужденной миграции перемещение осуществляется в силу чрезвычайных обстоятельств, угрожающих жизни или здоровью человека. Непосредственными причинами вынужденной миграции являются индивидуальное преследование, войны, всеобщее насилие, серьезные нарушения прав человека.

Обучающиеся формулируют цель: изучить понятие «Миграция населения» рассмотреть типы и виды миграции.

Задачи:

  1. Определить значение понятия миграция;

  2. Рассмотреть типы миграции и её виды;

  3. Изучить причины миграции населения;

  4. Уметь применить на практике полученные знания.







Миграция населения – это перемещение людей связанные с постоянной или временной переменой места жительства.

Типы миграции: внешняя миграция и внутренняя.






Ответ обучающиеся – внешняя.







Сообщение эмиграция XIXв из Ирландии.














В период революции 1917г ода и гражданской войны интеллигенция, дворяне, духовенство мигрировали в Западную Европу во Францию)

Вторая волна конец 80-х. страну покидали евреи, немцы, греки. Сообщение «Утечка умов».


Ответ учеников (сезонные рабочие из других районов, едут отдыхать на море.)


Обучающиеся заполняют колонки в таблице (вид, продолжительность, причины)

(ответ: Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства

Миграция село – город, происходящая в развивающихся странах в процессе индустриализации, а также из городов в сельскую местность, более распространённую в развитых странах.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населённых пунктах, и их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде.

Депортация – изгнание или высылка целых народов

Причины:

  1. Стремление найти лучшие условия для жизни.

  2. Крупные природные катострофы;

  3. Политическая ситуация в стране (в том числе войны, революции))

  1. Первоначальное осмысление и закрепление (8 мин)


Фронтальная беседа с классом:

  1. Что, по-вашему, может считаться экономической причиной миграций? Приведите примеры таких миграций из жизни.

  2. Какие причины мы можем считать политическими? Есть в нашей стране миграции по политическим причинам?

  3. По религиозным причинам?

Ответы обучающихся

  1. Рефлексия (7 мин)

Учитель. – Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно. Ответ запишите в тетради.

Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы. Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию. “Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.

Учитель: обменяйтесь тетрадями и проверти по эталону карандашом оцените ответ.

Учитель: мне бы хотелось, чтоб каждый из вас оценил свою работу на уроке. Поставьте себе отметку за урок в тетради. И передайте тетради на первую парту.

Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая временная миграция. Тетка Иванова – внешняя, вынужденная, имигрантка.













Обучающиеся проверяют и оценивают работу соседа по парте.

  1. Подведение итогов (3 мин)

Учитель: Наш урок подошел к концу, мне хотелось бы узнать, что вам на уроке понравилось или не понравилось.

Учитель: Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке. - Какую учебную задачу мы решали?

  1.  Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  2. Что вас удивило?

  3. Что было для вас более интересным?


Ответы обучающихся

  1. Домашнее задание (2 мин)

Учитель: Запишите домашнее задание стр. 78 учебника, задание №10, дополнительно по желанию составить кроссворд по теме урока.

Спасибо всем за помощь и участие.

Обучающиеся записывают в дневники


Список использованной литературы:

  1. Борисов В.А. Миграция населения. Причины и последствия М., 2014.

  2. Боярский А.Я., Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 2016.

  3. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразов. Учреждений – М.: Просвещение 2014. – 350с.

  4. Современная демография. Под ред. Кваша А.Я. и Ионцевой В.А. М.: Издательство Московского Университета, 2015 – 270 с.

Самоанализ урока


Примерная схема самоанализа урока


1. Внешние связи урока.

Место и роль урока и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи с предыдущими уроками, последующими уроками, межпредметные связи.


2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.


3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.

2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

3. Соблюдение охранительного режима.

4. Подведение итога урока.

II. Содержание урока

1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.

2. Правильность подбора учебного материала на уроке.

3. Связь теории с практикой.

4. Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.

5. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

  1. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.

  2. Чередование методов обучения.

  3. Оборудование урока и его использование.

  4. Методы опроса. Правильность ответа учащихся.


4. Функциональный анализ урока.

Насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся. Соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию результата урока.


5. Оценка конечного результата урока.

Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися. Определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом. Причины этого разрыва. Оценка достижений воспитательных и развивающих задач урока. Выводы и самооценка урока.





Самоанализ урока: шаблон и клише

Фразы, которые можно использовать при самоанализе урока географии:

  • Этот урок проходил в … классе, в котором учится … детей.

  • Ребята имеют неплохую подготовку: на занятии активны, оперируют терминами.

  • Если говорить о месте урока в теме, то это…

  • В рамках этого занятия надо было…

  • Выбранный тип урока — …

  • Образовательная задача урока — обобщить и систематизировать знания школьников о…

  • Научить основным подходам к…

  • Развивающая цель занятия — вырабатывать умение задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, работать в паре (группе).

  • Воспитательная задача урока — продолжать формировать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность при общении.

  • В структуре урока можно выделить такие этапы…

  • На занятии применялись следующие обучающие методы…

  • Были использованы такие приемы

  • Активность занятия была на удовлетворительном уровне. Она была обусловлена соответствием структуры урока, его содержания и методики обучения выбранному типу урока и возрастным особенностям детей.

  • Все, что планировалось, школьники усвоили.

  • Урок достиг поставленной цели.

  • Результат — оптимальный.

  • Работоспособность учеников обеспечивалась за счет…

  • На занятии особо хорошо были воплощены…

  • Не получилось (не совсем получилось)… Это произошло, потому что…








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока географии 10 кл. Миграция населения

Автор: Синер Надежда Вячеславовна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по географии: "Миграция населения. Городское и сельское поселение. "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-mighratsiia-nasielieniia-gorodskoie-i-siel-skoie-posielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "119506"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413449935"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по географии.  Тема урока: Население станицы Бессергеневской Ростовской области. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-uroka-nasielieniie-stanitsy-biessierghienievskoi-rostovskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "196122"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427998420"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по географии в 9 классе "Миграция населения" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-v-9-klassie-mighratsiia-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "193641"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427657885"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока по теме "Дальний Восток: освоение территории и население" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dal-nii-vostok-osvoieniie-tierritorii-i-nasielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "176418"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424419642"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспекты уроков по теме: "Европа. Общий обзор." "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekty-urokov-po-tiemie-ievropa-obshchii-obzor"
    ["file_id"] => string(6) "103773"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402632122"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства