№ | Этапы | Время | Содержание этапа | Основная форма работы | УУД |
деятельность учителя | деятельность учащихся |
1. | Организационный этап | 3 мин | Приветствует учеников, настраивает на успешное сотрудничество, начинает урок с решения заданий. Слайд 1. Где логика? (история формирования материков) Слайд 2. Какого материка не хватает? (по конфигурации определяют недостающий континент) | Настраиваются на предстоящую работу, решают поставленные задачи | фронтальная | личностные |
2. | Постановка цели и задач урока | 4 мин | Мотивирует учащихся на понимание важности изучения предмета Как вы думаете, зачем нужно изучать географию? Нам важно знать природу материков Земли? - По окончанию урока мы вернёмся к обсуждению поставленных вопросов. | Отвечая на вопросы учителя, выражают своё отношение к предмету | фронтальная | личностные регулятивные коммуникативные |
3. | Актуализация знаний | 3 мин | Актуализирует знания уч-ся в форме «блиц-опрос». Вопросы: Горы восточной Австралии (Большой Водораздельный хребет) Полоса коралловых рифов (Большой Барьерный риф) Залив на юге Австралии (Большой Австралийский залив) Залив на севере Австралии (Карпентария) Остров на юге Австралии (о. Тасмания) Пустыня расположена южнее тропика (Большая пустыня Виктория) Пролив между Австралией и о. Тасмания (Басов пролив) Пролив между Новой Гвинеей и Австралией (Торресов пр-в) Море, имеющее название небольших морских животных (Коралловое море) Большой остров на севере Австралии (о. Новая Гвинея) Перечислите климатообразующие факторы ( г/п; океан; течения;. в/м; ветры; рельеф); В чем разница между понятиями: «Воды суши» и «воды Мирового океана»? | Отвечают на вопросы «блиц-опроса» при необходимости использую физическую карту Австралии(Атлас, стр.28). | фронтальная | регулятивные коммуникативные познавательные Логические Структурирование знаний |
4. | Первичное усвоение новых знаний Физкульт-разминка | 10-15 мин 1 мин | Слайд 3. Читает стихотворение «Австралия – страна наоборот» Г. Усовой. Организует и координирует деятельность групп и участников микрогрупп; при необходимости оказывает помощь; Слайд 4. Задания для групп: Африка является самым жарким материком, Южная Америка – самым влажным…. «Климатологи» - подбирают эпитет (прилагательное) для Австралии, характеризующий данный материк. «Гидрологи» - объект исследования являются 6-7 строки стихотворения Г. Усовой «Австралия» | Осмысливание текста стихотворения. Совместно с учителем составляют план исследовательской деятельности; Заполняют бланки раздаточного материала, сопоставляют и анализируют карты атласа и информацию на бумажных носителях, составляют схемы (таблицы), наносят объекты на контурную карту, составляют обобщенную характеристику по заданной тематике. Выполняют предлагаемые упражнения | Фронтальная групповая Фронтальная | регулятивные планирование работы контроль коммуникативные умение устанавливать рабочие отношения эффективное сотрудничество, обеспечение бесконфликтной совместной работы |
5. | Первичная проверка понимания и первичное закрепление | 20 мин | Демонстрирует информационные слайды. Слайд 5. «Австралийская шутка». Просит учащихся определить тему урока. Слайд 6. «Тема урока». Координирует выступления групп, при необходимости задает вопрос, предлагает учащимся воспользоваться информацией на Слайдах 7-8. - Как изменился бы климат внутренних районов Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет находился на западе этого материка? (область засушливого климата уменьшилась бы) -Есть ли связь между климатом и водными ресурсами на материке?-- Слайд 9-10. (карта+р.Муррей) Слайд 11. (Артезианские воды) Слайд 12. Обсуждение проблемы: В Австралии существуют ограничения на расход воды… (Нам важно знать природу материков Земли?) Слайд 13 Формулирует проблемный вопрос: При каких условиях в странах мира возможно возникновение проблемы с нехваткой питьевой воды? Слайд 14. Агитационный слайд | Формулируют тему рока. Выступление групп учащихся. Дают развёрнутые, аргументированные ответы по теме, оформив его в виде схемы или таблицы. Объекты исследования нанесены на контурную карту. Используют карты слайда для своего ответа. Отвечают на вопросы учителя. Осознают важность экологического благополучия (охраны лесов и водоёмов ) для сохранения жизни в России и на всей планете Земля. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | регулятивные контроль, коррекция, оценка коммуникативные познавательные |
6. | Рефлексия (подведение итогов занятия) | 4 мин | Предлагает, каждому учащемуся, индивидуально оценить уровень освоения темы урока и собственной активности на уроке, при выполнении заданий, по 5-ти бальной системе, сумму балов делят на 2. | Самоанализ работы в группе и уровня усвоения учебного материала- оценивают по 5-ти балльной системе, полученную сумму балов делят на 2 – это и есть оценка за работу на уроке. | Фронтальная индивидуальная | познавательные личностные смыслообразование самооценка |
7. | Информация о д/з | 2 мин | Задает вопрос о д/з: Изучить параграф 29, заполнить технологическую карту учащегося. | Записывают домашнее задание | индивидуальная | личностные познавательные коммуникативные |
Большая часть Австралии лежит в тропическом поясе, поэтому там преобладает сухой тропический климат. Поэтому Австралия – очень жаркий и засушливый материк.
Только восточные склоны Большого водораздельного хребта и прибрежные равнины находятся под влиянием пассатов с Тихого океана и теплого океанического течения, отличаются большим количеством осадков.
В субэкваториальной Австралии дождливое лето и сухая зима.
Преобладание засушливого климата определяет бедность поверхностных вод. Все внутренние районы материка пустынны, так как большую часть года они безводны.
Для этих районов характерна сеть временных пересекающих рек – криков. Крупнейший из них – Купер, или Куперс-Крик.
Самая большая речная система Австралии – Муррей с крупным притоком Дарлинг. Эти реки берут начало на Большом Водораздельном хребте.
Во время дождей река сильно разливается на плоской равнине. Дарлинг в нижнем течении во время засухи пересыхает и распадается на отдельные водоемы. Муррей не пересыхает, но уровень ее резко понижается. Из-за резкого колебания уровня воды на Муррее и Дарлинге судоходство по ним затруднено.
Несмотря на свое романтическое название — «Зеленый континент» — Австралия остается самой засушливой страной в мире. Годовых осадков в Австралии выпадает меньше, чем в Африке. В жаркое время года реки и озера пересыхают, и на континенте наблюдается дефицит воды. В качестве источников водоснабжения австралийцы используют некоторые крупные реки и озера, непересыхающие летом, и скважины. Подземные воды имеют большое экономическое значение для сельского хозяйства страны.
Туристам, отправляющимся в путешествие по Австралии, настоятельно рекомендуют запастись водой. В отдаленных районах и засушливых областях найти источник с питьевой водой практически невозможно. Да и в городах власти ввели ограничения на расход воды. За полив сада и мойку автомобиля могут оштрафовать.
Инженеры ищут технические решения, которые помогут сэкономить водные ресурсы. Они технологию повторного использования воды. Она позволит сократить расход воды на 60-70%.
Горы восточной Австралии (Большой Водораздельный хребет)
Полоса коралловых рифов (Большой Барьерный риф)
Залив на юге Австралии (Большой Австралийский залив)
Залив на севере Австралии (Карпентария)
Остров на юге Австралии (о. Тасмания)
Пустыня расположена южнее тропика (Большая пустыня Виктория)
Пролив между Австралией и о. Тасмания (Басов пролив)
Пролив между Новой Гвинеей и Австралией (Торресов пр-в)
Море, имеющее название небольших морских животных (Коралловое море)
Большой остров на севере Австралии (о. Новая Гвинея)
Перечислите климатообразующие факторы ( г/п; океан; течения;. в/м; ветры; рельеф)
В чем разница между понятиями: «Воды суши» и «воды Мирового океана»?