Урок построен в форме изучения нового материала и решения проблемных вопросов, поставленных перед учащимися.
Особенностью данного урока является сочетание на уроке современных педагогических технологий на примере ИКТ с использованием компьютерной презентации (выполненной в программе PowerPoint), так и традиционных методов ведения урока: отработка практических умений и навыков работы с картами атласа, текстом учебника и нанесение на контурную карту климатических поясов Южной Америки. Дифференцированный подход к учащимся планируется заранее.
Обратная связь на уроке может быть выражена активной работой учащихся, выполнением действий, способствующих развитию памяти, мышления, сенсорных сфер в области глазомерного ориентирования.
Большое внимание на уроке уделяется развитию функций мышления, памяти, внимания, а также отработке географических умений и навыков работы с картами атласа, контурными картами, справочными материалами. Можно использовальзовать сочетание наглядных, словесных и практических методов работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Климат Южной Америки »
Тема урока «Климат Южной Америки»
Цель: изучить климат Южной Америки и факторы его формирования
Задачи:
Образовательные:
1. При помощи современной информационных технологий сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки через систему географических задач.
2. Рассмотреть причины, определяющие особенности климата.
3. Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата.
5. Расширить и углубить знания учащихся о климате Земли.
Развивающие:
1. Продолжить работу по развитию познавательного интереса школьников к предмету
2. Продолжить работу по развитию картографических навыков через работу с комплектом карт атласа, а также с климатическими диаграммами.
3. Развивать логическое мышление.
4. Участием в подготовке нестандартного урока дать возможность каждому обучающемуся проявить в полной мере свои индивидуально-психологические особенности.
Воспитательные:
1. Продолжить работу по формированию воспитания познавательной активности, географической культуры учащихся, через восприятие и усвоение новых понятий.
2. Формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.
Технологии, методы и способы, используемые на уроке: информационная, игровая, коллективный способ обучения, интерактивный, проектный, интегрированный методы,
Компетентности, вырабатываемые на данном уроке:
- информационная;
- коммуникативная;
- учебно – познавательная;
- личностного самосовершенствования.
Оборудование:
1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”; компьютер, проектор, экран, презентация «Климат Южной Америки», электронное приложение.
2. Карты географического атласа (7 класс):
- Климатические пояса и области мира
- Южная Америка. Физическая карта.
- Южная Америка. Климатическая карта.
- Контурная карта. Южная Америка. Климатические пояса и области.
Учитель: Дорогие друзья! Наше путешествие по Южной Америке продолжается!
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Прежде, чем перейти к теме урока «Климат Южной Америки», сначала вспомним основные положения о климате известные вам. На какие группы делят климатические пояса?
Учащиеся: Основные и переходные.
Учитель: Назовите основные и переходные климатические пояса?
Учитель: Что мы называем воздушной массой?
Учащиеся: Воздушные массы – это большой объем воздуха, формирующийся над определенной территорией и обладающий общими свойствами: температурой, влажностью, прозрачностью и т.д.
Учитель: Какие типы воздушных масс вы знаете, и какими свойствами они обладают?
Учащиеся: Экваториальные – влажные и жаркие; тропические – жаркие и сухие; умеренные – прохладные и влажные; арктические и антарктические – холодные и сухие
Учитель: Вспомните основные факторы, от которых зависит климат.
Учащиеся: Географическое положение, подстилающая поверхность, течения, высота над уровнем моря, распределение суши и моря и т.д.
Слайды презентации. Учитель: Приближался дождливый сезон. С севера ползли по небу тяжелые мрачные тучи. Свинцовые, грозные, они словно готовились штурмовать темно-зеленую горную крепость.
Жарко, душно. Первые молнии пронизывают сумрак огненными стрелами. Внизу воздух недвижим, ветер стих совершенно, ни один лист не колышется. Птицы примолкли, даже сверчков не слышно.
И тут в горах рождается глухое рычание. Оно как бы разрастается вширь и могучей волной катит вперед – все громче, все ближе, все басовитее, на миг почти затихает, затем снова раздражается оглушительным ревом.
Сколько это может длиться? Никто не знает. Земля и небо стерты завесой чудовищного ливня. Дождь летит почти параллельно земле, хлещет ее словно плеткой.
Всю ночь свирепствует буря. Молнии полыхают так часто, что нельзя сосчитать. И снова ливень. Наконец наступает утро. Ветер почти стих, дождь прекратился. Сыро, влажно, пахнет гнилью и мхом.
Ливни здесь не похожи на дожди других уголков Земли. Иногда из-за туч выглядывает солнце. Тогда сразу становится очень жарко и так светло, что глазам больно. Душно так, что трудно дышать.
Основополагающие вопросы: Слайды презентации.
Учитель: Вам интересно узнать, в чем причина таких сильных дождей?
Учитель: Почему Южную Америку называют самым «мокрым» материком?
Учитель: Южная Америка удивляет своим климатом – юг холоднее севера, а на побережье океана пустыни – интересно ведь узнать почему?
3. Сообщение новой темы.
Сегодня мы наш урок посвятим изучению «Климата Южной Америки».
4. Изучение нового материала
Слайды презентации. Учитель: Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка?
Слайды презентации. Учитель: С каким материком по набору климатических поясов сходна Южная Америка?
Учащиеся: С Африкой.
Учитель: Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, материк имеет более широкий набор климатических поясов?
Учащиеся: Африку почти посередине пересекает экватор, поэтому климатические пояса северного и южного полушария дублируют друг друга, а Южная Америка большей своей частью находится в южном полушарии, так как экватор пересекает ее в северной части.
Слайды презентации. Учитель: Какое влияние оказывает географическое положение на климат Южной Америки?
- Почему северная часть материка жарче, чем южная?
- Похож ли климат Южной Америки на климат уже изученных вам материков?
Учащиеся: Климаты Южной Америки более разнообразны, чем в Африке и Австралии. В Южной Америке не так жарко, здесь нет таких обширных сухих территорий, как в Африке и Австралии.
Северная часть материка расположена в жарком тепловом поясе, а южная в холодном. Средняя месячная температура, на большей части материка составляет от +20о до +28о. Однако иногда с юга вторгаются холодные воздушные массы.
Учитель: Какие? Откуда они движутся? Какой материк самый холодный на Земле?
Слайды презентации. Климатообразующие факторы, оказывающие влияние на климат Южной Америки.
Учитель: Откроем климатическую карту Южной Америки стр. 30-31. Обратим внимание на условные обозначения: среднегодовое количество осадков и преобладающие направление ветра.
- Равномерно ли распределены осадки на территории Южной Америки?
- В какой части материка выпадает наибольшее количество осадков? С чем это связано? Что влияет на распределение осадков?
В ходе объяснения ученики выполняют задание в опорных листах (на соответствие).
1.На распределение осадков влияет рельеф. Материк открыт влиянию Атлантического океана и изолирован от влияния Тихого океана.
Воздушные потоки, идущие со стороны Атлантического океана, свободно проникают на запад вплоть до подножия Анд. На западе и отчасти на севере барьер Анд оказывает влияние на воздушные течения, идущие с Тихого океана и Карибского моря.
2. На распределение осадков влияют воздушные массы. Важнейший тип циркуляции атмосферы для большей части Южной Америки — пассатная циркуляция обоих полушарий. В северном полушарии на материк оказывает влияние Северо-восточный пассат, принося теплые воздушные массы, а в южном Юго-восточный. Большое влияние оказывает Западные ветры умеренных широт.
Над всей северной частью выпадает до 3000 мм осадков в год.
Западные ветры умеренных широт приносят с океана много влаги на Тихоокеанское побережье материка. Но на пути стоят Анды, и все осадки остаются на наветренных западных склонах.
3. На распределение осадков влияют течения. Велико значение течений Атлантического и Тихого океанов у берегов материка. Гвианская и Бразильская ветви Южного Пассатного течения в Атлантическом океане создают у берегов Южной Америки зимнюю положительную аномалию порядка 3 °С. Перуанское же холодное течение в Тихом океане, проникающее почти до самого экватора, выносит на север массы холодных вод из Антарктики и снижает температуру в экваториальной зоне на 4 °С по сравнению со средней величиной для этих широт.
Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь?
Учащиеся: проходит холодное течение.
Учитель: в конце 1924 – начале 1925 года в этот пустынный район с океана начали дуть теплые и влажные ветры. Небо затянуло тучами, и полились настоящие тропические дожди. Многие дороги и железнодорожные пути были размыты, мосты снесены. Уровень воды в некоторых реках только за одну ночь поднялся почти на 6 метров. Чахлая пустынная растительность стала вытесняться тропической. В стране появились комары и москиты, прилетели тропические птицы. Пустыня стала неузнаваемой.
Как впоследствии выяснилось, произошло все это потому, что в декабре 1924 года сюда проникло от экватора теплое течение Дель - Ниньо. Оно оттеснило холодное Перуанское течение вглубь Тихого океана и принесло массу теплой воды. В пустыне выпали обильные, невиданные в этих местах осадки.
Около полугода Дель-Ниньо омывало западное побережье Южной Америки, но более мощное холодное Перуанское течение все-таки оттеснило его к северу. Растительность увяла, реки пересохли, и пустыня приобрела прежний вид.
Учитель: Как изменился бы климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?
Учащиеся: Климат был бы гораздо суше.
4. На этом континенте особенно хорошо выраженная высотная поясность в горах. С высотой температура снижается и меняется режим осадков. Наиболее суровы высокогорья Анд. Климат меняется в горах очень быстро и резко. Характерными чертами горного климата являются: разряженный сухой воздух; большие колебания температур не только по сезонам года, но и в течение суток; сильные ветры, поднимающие пыль и песок; обилие ультрафиолетовых лучей.
Физкультминутка:
Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре-
Вот мы к берегу подплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять-
Вправо, вправо, влево, влево.
Не забудем и присесть-
Раз, два (присели), три, четыре (встали)
На счет пять – за парты сесть.
Слайды презентации. Климатические пояса Южной Америки.
Учитель: В каких климатических поясах расположена Южная Америка?
Учащиеся: 1. Экваториальный
2. Субэкваториальный
3. Тропический
4. Субтропический
5. Умеренный.
Учитель: Разберем поподробнее особенности каждого пояса.
Задание: Отметить климатические пояса на контурной карте Южной Америки.
Задание: Представьте себе, что работаете в туристической фирме. И вам необходимо посоветовать клиентам, в какое время года лучше всего ехать в Бразилию, либо в Боливию, либо в Аргентину. И для этого нам помогут климатограммы.
Слайды презентации. Работа с климатограммами.
Климатограмма г. Манаус экваториального пояса разбирается совместно с классом (для примера).
План анализа климатограммы:
1. Внимательно рассмотрите все обозначения на климатограмме.
2. Чему равны средние температуры июля и января
3. Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?
4. Сделайте вывод о типе климата.
Новости НТВ от 5.02 2008 года «Наводнение в Перу». Сильное наводнение на севере Перу. Более полутора тысяч семей лишились крыши над головой, покидают опасные районы. Из-за проливных дождей реки вышли из берегов и затопили улицы. Местные жители передвигаются по колено в воде, автомобили они заменили на лодки. Размыты федеральные магистрали, в некоторых местах дорожное полотно полностью разрушено.
Задание по группам: Проанализируйте климатограммы по плану.
1 группа. Субэкваториальный климатический пояс.
Дополнение: Из новостей 2008 года, которые происходят в мире, скажу вам, что тоже с 5 февраля, после сильного наводнения в Перу, такой же силы было наводнение в Боливии.
Наводнения в Боливии, вызванные непрекращающимися проливными дождями, унесли жизни 48 человек. Число пострадавших достигло 33 тысяч семей. Об этом сообщило в понедельник министерство обороны южноамериканской республики.
2 группа. Климат тропического пояса. Область пустынного климата.
Дополнение: Слайды презентации.
3 группа. Климат умеренного пояса. Область умеренно-континентального климата.
После всех выступлений учащиеся делают вывод, в какое время года лучше всего ехать в Бразилию, либо в Боливию, либо в Аргентину.
5. Закрепление.
Учитель: Итак, проанализируем в целом климатическую карту материка:
почему Южную Америку называют самым влажным материком?
Учащиеся: на материке выпадет большое количество осадков, чем па других материках.
Учитель: Почему северная часть материка жарче, чем южная?
Учащиеся: Так как северная часть - в экваториальном поясе, а южная - в умеренном.
Учитель: Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь?
Учащиеся: Так как проходит холодное течение.
Учитель: Благоприятен ли климат для хозяйственной деятельности жителей материка?
Учащиеся: На материке можно возделывать все тропические культуры, собирать несколько урожаев в год, но случаются стихийные бедствия: заморозки, когда с юга вторгаются холодные воздушные массы, и на равнинах Патагонии морозы достигают -35°С; реки выходят из берегов, затопляя поля.
Учитель: Было комфортно вам на уроке? Что бы вы изменили, добавили с учетом 45 минутного урока? Был ли понятен урок? Если «да», то выберите красный бумажный квадратик. Если в целом понравился урок, но что-то бы вы изменили - синий квадратик. Если урок не сообщил вам ничего нового – желтый квадратик. Буду, рада, если с обратной стороны бумажного квадратика напишите свой отзыв об уроке.