kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Химическая промышленность РК" (9 класс) открытый урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть особенности размещения химической промышленности; ознакомить учащихся с контактным способом получения серной кислоты и раскрыть ее значение в народном хозяйстве.

Развивающие: продолжить формирование умений составлять схемы межотраслевых связей; совершенствовать умение анализировать тематические карты, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, положительного отношения к предмету, экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Химическая промышленность РК" (9 класс) открытый урок»

Фурмановская общеобразовательная средняя школа















(открытый урок)







Учитель: Будай А.В.





















2016 – 2017 учебный год

Дата: 08.12.16г.

Класс: 9 «Б»

Тема: Химическая промышленность РК.

Цель урока. Сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о ее значении в народном хозяйстве.

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть особенности размещения химической промышленности; ознакомить учащихся с контактным способом получения серной кислоты и раскрыть ее значение в народном хозяйстве.

Развивающие: продолжить формирование умений составлять схемы межотраслевых связей; совершенствовать умение анализировать тематические карты, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, положительного отношения к предмету, экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и формы учебной деятельности: сочетание фронтальной (групповой) и индивидуальной работы.

Методы по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные и практические; по степени мышления: продуктивный и репродуктивный; по характеру управления учебной работой: совместная с учителем и самостоятельная.

Оборудование: учебники, атласы, физическая карта РК, раздаточный материал (карточки, схемы), презентация, интерактивная доска.


Эпиграф урока:

Широко простирает химия руки свои в дела человеческие”-

И. В. Ломоносов


Ход урока:

1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

2.Вводно-мотивационный этап.

3.Проверка домашнего задания.

1. «Я тебе, ты мне!»

(учащиеся задают вопросы друг другу по часовой стрелке, по прошлой теме. Начинает учитель первый вопрос и далее по кругу среди учеников).

2. Составление постера, работа в группе.

- заполните схему (слайд)

- укажите группы цветных металлов (слайд)

- укажите сплавы меди (слайд)

(после выполнения заданий, защита).

4. Определение темы и целей урока.

(На слайде изображение различных химических веществ и предметов (лекарства, парфюмерия, резина, пластмассы и пр.), задача учащихся назвать эти объекты одним словом, и сформулировать тему урока).

- Скажите, какая отрасль промышленности занимается изготовлением этих предметов и веществ?

Ключевое слово: ХИМИЯ; тема урока: ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Цель урока:

  • Определить значение и роль химической промышленности Казахстана

  • Познакомиться с отраслевым составом химической промышленности Казахстана.

  • Познакомиться с факторами размещения химических заводов.

  • Выявить влияние отрасли на экологическую обстановку в стране.

5. Изучение нового материала.

Химическая промышленность одна из ведущих отраслей тяжелой промышленности, развитие которой укрепляет экономическую и оборонную мощь страны, удовлетворяет потребности населения во многих изделиях, применяемых в быту.

От развития химии во многом зависит развитие всех отраслей экономики, химия обеспечивает промышленность и строительство новыми эффективными материалами, снабжает сельское хозяйство минеральными удобрениями и средствами защиты растений, способствует его интенсификации.

- Какова же ее роль и жизни человека?

(примеры учащихся, ответы на вопрос)

Она огромна.

Уже с самого утра, проснувшись вы непрерывно сталкиваетесь с химией. Отправляетесь в ванную комнату и здесь вас ждет настоящая выставка достижений химии: напольная и настенная керамическая плитка; пластмассовые трубы сантехники, чугунная ванна с эмалью, стиральный порошок, мыло, зубная паста, шампунь и др. предметы.

Химия имеет отношение ко всему: к пище, лекарствам, удобрениям, фотоматериалам, жизненным процессам организма

Химическая промышленность является одной из центральных отраслей современной мировой экономики. Основная задача химической промышленности – переработка и превращение различных видов сырья, таких, как нефть, природный газ, уголь, руда, минералы, и другие полезные ископаемые, а также воды, воздуха в разнообразные продукты.

Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно-технический прогресс.

Особенности химической промышленности:

  • возможность создавать новые материалы не существующие в природе с определенными свойствами, что востребовано в космической технике и строительстве, фармацевтической, пищевой и легкой промышленности;

  • имеет обширную сырьевую базу (один продукт можно получить из разных видов сырья);

  • дает возможность комплексной переработки сырья и получения разнообразной продукции (из одного вида сырья можно получить разные продукты).

  • имеет обширные возможности комбинирования. Комбинируется с угольной промышленностью (углехимия), с металлургической (коксохимия), нефтеперерабатывающей (нефтехимия).

- Что служит сырьём для химической промышленности?

Сырьевой базой для отраслей химической промышленности служат:

- все виды горючих полезных ископаемых (нефть, уголь, газ, сланцы);

- минеральное сырьё (соли, фосфаты, апатиты, сера);

- многие виды отходов производства чёрных и цветных металлов и самой химической промышленности.

Для развития химической промышленности в республике имеется богатая сырьевая база:

- фосфориты;

- серный колчедан;

- барит, бром;

- поваренная и калийные соли;

- сульфат натрия;

- отходы от нефтепереработки и коксохимии;

- сернистые газы предприятий цветной металлургии.

Немалую ценность для химии представляют и некоторые дикорастущие растения:

- цитварная полынь, растущая на западных склонах гор Каратау;

- эфедра и солодка - на западе Казахстана

4. Главные факторы размещения

Факторы размещения:

  • сырьевой (на 1 тонну капролактама требуется 8 тонн сырья)

  • топливно-энергетический (1 тонна синтетического каучука – 15-18 тыс кВт/ч)

  • потребительский (его влияние распространяется на основную химию и на производство шин)

  • водный (вода используется как сырье и вспомогательные материалы). Крупный комбинат химической промышленности, выпускающий водоемкую продукцию, ежегодно потребляет столько же воды, сколько город с населением 400000 человек

  • трудовые ресурсы. Отрасли химической промышленности отличаются автоматизацией производственных процессов и могут размещаться в малонаселенных районах; это целесообразно с точки зрения защиты окружающей среды, т.к. отходы пока не удается эффективно очищать. Вместе с тем, такие отрасли, как производство пластмасс, имеют постадийное производство, в котором последняя стадия ориентируется на трудовые ресурсы.

  • Экологический.



Отрасли химической промышленности

- горно-химическая(добыча минерального сырья- фосфоритов, поваренной соли, гипса, известняка);

- основная химия (получение кислот, соединений, фосфора, минеральных удобрений);

- химия полимеров (производство пластмасс, химических волокон, каучука);

- переработка полимеров (выпуск шин, пластмассовых изделий);

- химикофармацевтическая (изготовление лекарств)


Основная химия держится на «четырёх китах» - производстве кислот, химических соединений, фосфора и минеральных удобрений.

А) Серную кислоту- называют «кислотой всех кислот».

Это очень активное, опасное, малотранспортабельное вещество.

«Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота»,- писал Д.И.Менделеев

Серную кислоту называют «хлебом» химической промышленности.

Вопрос. Как вы думаете почему?

По разнообразию применения серная кислота занимает первое место среди кислот. Большее ее количество расходуется для получения фосфорных и азотных удобрений.

-Много её идет для очистки нефтепродуктов от вредных примесей.

-В машиностроении серной кислотой очищают поверхности металлов от оксидов перед хромированием, никелированием.

-Она применяется в производстве взрывчатых веществ, искусственных волокон, красителей, пластмасс.

-Её используют для заливки аккумуляторов, для производства других кислот и т.д.

Поэтому серную кислоту называют «хлебом» химической промышленности.

Производство серной кислоты развито практически во всех экономических районах, что связано с широким применением во всех отраслях хозяйства.

Какой фактор размещения будет определяющим?

Сернокислотные заводы размещаются в районах потребления, так как она малотранспортабельная. Важны сырьевой и экологический фактор.

Для получения кислоты нужна сера и вода

Серу содержат гипс, сернистый газ, огарки руд цветных металлов.

Выпускают серную кислоту:

  1. В центрах металлургии тяжёлых металлов (Жезказган, Балхаш, Усть-Каменогорск, Риддер) - сырьевой и экологический факторы.

  2. В центрах извлечения урана (Степногорск, Актау) - потребительский

  3. В центрах производства фосфатных удобрений (Тараз) – потребительский

Широко применяются химические соединения металлов.

1.Соединения хрома - это реагенты для флотации, они нужны для дубления или выделки кож, изготовления фотоматериалов и краски Основное сырьё – хромовая руда. Завод хромовых соединений в Актобе - единственный в Казахстане. Главные потребители его продукции -цветная металлургия, кожевенная и лакокрасочная промышленность

2.Фосфор нужен для изготовления удобрений, спичек, кормовых добавок, лекарств. Его извлекают из фосфоритов, затрачивая много электроэнергии. По запасам фосфоритов в нашей стране выделяются Актюбинский и Каратауский бассейн, но здесь бедны энергоресурсы, поэтому заводы расположены на юге: в Шымкенте и Таразе, где для этого построили Жамбылскую ГРЭС.

3.Добыча соли в Павлодарской, Карагандинской и Кызылординской областях.

Минеральные удобрения.

Для улучшения плодородия почвы кроме органических используют также минеральные удобрения, содержащие

азот, фосфор, калий и другие элементы, необходимые для равномерного роста растений.

Растениям абсолютно необходимы (не считая кислорода, водорода, и углерода, которые поглощаются из воды и воздуха) 13 элементов: макроэлементы – азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера; микроэлементы – железо, медь, цинк, марганец, кобальт, молибден, бор. Эти 13 элементов называют биогенными. Все перечисленные элементы необходимы для нормального развития растений, без них оно не может расти. Из 13 элементов 10 должны находиться в достаточном количестве в соответствующей растению земляной смеси, а 3 необходимо вносить – это азот, фосфор и калий.


6. Доклады ученых.

(среди учащихся нужно выбрать химика, биолога и эколога, выбираются при помощи цветных карточек, где, зеленый цвет – биолог, желтый – эколог, голубой – химик)


Задание ученику – биологу:

Какое влияние оказывают фосфорные удобрения на растения?

Фосфорные удобрения способствуют скорейшему созреванию растений, влияют на устойчивость к повреждениям и поражению болезнями.

Фосфор — основной элемент, обеспечивающий энергетические процессы в живой клетке.

Фосфор усиливает способность клеток удерживать воду и этим повышает устойчивость растений против засухи и низких температур.

Фосфор положительно влияет на качество плодов — способствует увеличению в них сахара, жиров, белков.

При недостатке фосфора возникает опасность нарушения белкового обмена — растения плохо усваивают азотные удобрения.

Фосфорные удобрения - готовят из фосфоритов и серной кислоты (материалоёмкое, тяготеет к источникам сырья)

К фосфорным удобрениям относятся: простой и двойной суперфосфат, фосфоритная мука и др.

Центры получения фосфатных удобрений.

Добывают и измельчают фосфориты в Каратау (Каратауский горно-химический комбинат, выпускающий фосфорную муку для производства фосфорных удобрений) и Жанатасе, а производят удобрения в Таразе.

Если добавить в полученную муку серную кислоту получится - суперфосфат Суперфосфатные заводы работают в Жамбыле и Алге (недалеко от Актобе), в Шымкенте и Жамбыле созданы заводы фосфорных солей. Если обработать фосфорной кислотой, то получают «двойной суперфосфат». Актау и Степногорск - фосфорные удобрения выпускают, благодаря комплексной переработки фосфористых урановых руд.


Задание ученику – химику:

Какое влияние оказывает азот на растения? И как получают азотные удобрения?

Азотные удобрения получают из аммиака и азотной кислоты на химических заводах. Наиболее типичные азотные удобрения: селитры (натриевая, калиевая, кальциевая), мочевина.

Азот необходим для создания хлорофилла и витаминов. При плохом азотном питании содержание хлорофилла в листьях уменьшается, они теряют интенсивную зеленую окраску, становятся светло-зелеными, размер листовой пластинки уменьшается, рост побегов ослабевает.

Интенсивность потребления азота зависит от погодных условий и влажности почвы. При засухе обилие азота не нужно, оно даже вредит растениям.

Сильный недостаток азота снижает зимостойкость растений, так как они не могут накопить достаточного количества углеводов, необходимого для хорошей зимовки.

Задание ученику – экологу:

Охрана окружающей среды

Мощное давление на окружающую среду возросло с ростом производства в особо загрязненных отраслях. (нефтеперерабатывающей, топливной), в трубопроводном транспорте и т.д.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и т.д.

Поверхностные воды в той или иной степени загрязнены нефтепродуктами, органическими и биологическими веществами, тяжелыми металлами и их солями, азотом, нитритами, соединениями цинка, хрома, железа общего, фосфатами, пестицидами и т.д.


7. Поэтическая минутка.

С полей страны своей родной, прогнать сорняк мечтая,

Трудился химик молодой, покоя, сна не зная.

И после многих лет труда открыл он пестицид.

Узнав о нем, вздохнули все, устав полоть поля,

Не проявила радости лишь наша мать Земля.

Весною ранней тракторист внес ядохимикат,

Да так небрежно, что потом и сам он был не рад.

Замолкли птицы, на лугах кузнечик не трещит,

И в речке рыба не плеснет, все больше тихо спит.

Мораль всей притчи такова: все делай ты с умом,

Сжигая мусор, оглянись, не сжег ли ты свой дом!


Эпиграф нашего урока: “Широко простирает химия руки свои в дела человеческие”.

Ребята! Как вы понимаете его?

Ответы учащихся:

В народном хозяйстве нет отрасли, где бы не использовались изделия химической промышленности. Легкой промышленности, она дает волокна и красители: строительству - краски, стекло; сельскому хозяйству - удобрения, ядохимикаты; машиностроению - краски, резину, синтетический каучук и пластмассы; транспорту - горючее и масло; энергетике топливо, мазут.

Однако производство таких нужных человеку продуктов химической промышленности, как металлы, пластмассы, серная кислота, аммиак, сода, этилен, нефтепродукты и многие другие, сопровождается загрязнением окружающей среды различными вредными веществами (отходами).

Источниками такого загрязнения являются прежде всего тепловые электростанции, предприятия черной и цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, химические заводы, предприятия для сжигания мусора, автомобильный транспорт. Они выбрасывают в мировой воздушный океан - атмосферу, которая не знает государственных границ — такие опасные для жизни и здоровья людей, животных и растений вещества, как оксиды углерода, азота и серы, соединения металлов, хлора, различную пыль и др.

Шлаки металлургических производств и отвалы горнодобывающей промышленности занимают большие площади плодородной пахотной земли. А сколько природной воды становится непригодной для питья и жизни населяющих ее живых организмов из-за сливаемых в нее промышленных и бытовых сточных вод.


Вывод: химия — это не только благо, это и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды, и озоновые дыры, и повышенное содержание нитритов и нитратов в продуктах питания, и ряд других проблем.

Виновны в этих бедах люди, использующие достижения химии во вред себе и нашему общему дому — планете Земля. Делают они это иногда не сознательно, часто просто от химической неграмотности.

Теперь нам понятно, почему так важно современному человеку знать и правильно использовать достижения современной химии.


8. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, сегодня мы изучили особенности химической промышленности Казахстана

Закрепили полученные знания, а также выявили связь химической промышленности с другими отраслями хозяйства, познакомились с предприятиями этой отрасли и какую продукцию они выпускают. (рефлексия, слайд)


Давайте запомним слова пророка Иеремея: “Я ввел вас в Землю плодоносную, чтобы вы питались плодами и добром ее, а не оскверняли Землю мою”.


Спасибо за урок.


9. Выставление оценок. Домашнее задание.

§21, стр.110 – 118; сравнить структуру и особенности химической промышленности с другими отраслями хозяйства.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Химическая промышленность РК" (9 класс) открытый урок

Автор: Будай Анастасия Викторовна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "План конспект урока географии в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(45) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "218776"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433917006"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "План-конспект по элективному курсу «География Российского порубежья» в 9 классе. "
    ["seo_title"] => string(87) "plan-konspiekt-po-eliektivnomu-kursu-gieoghrafiia-rossiiskogho-porubiezh-ia-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "144219"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418667764"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока по теме:"Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_zavershenie_promyshlennogo_perevorota_formirovanie_klasso"
    ["file_id"] => string(6) "478246"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1537383256"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока по теме "Значение водорослей"  ОС "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-znachieniie-vodorosliei-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "145012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418831510"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Технологическая  карта урока  по географии. Тема: Восточная  Сибирь. "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-vostochnaia-sibir"
    ["file_id"] => string(6) "178759"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424878566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства