Тема урока: Казахстан страна дружбы и согласия.
Цели урока: совершенствование географических и языковых знаний умений и навыков учащихся на основе материалов о Казахстане, расширить кругозор учащихся, способствовать воспитанию казахстанского патриотизма.
Тип урока: интегрированный
Вид урока:
Оборудование: индивидуальный раздаточный материал, презентация.
Ход урока:
Организация класса: Прозвенел звонок для нас, встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Девочки за парты сели, мальчики за парты сели. На меня все посмотрели. Улыбнулись все друг другу, подарили нам улыбку нам и гостям. Пусть урок принесет нам радость общения и хорошее настроение.
Слово учителя: Сегодня у нас с вами необычный урок. На одном уроке мы будем работать сразу по двум предметам: русскому языку и географии. Такой урок называется интегрированным.На уроке мы будем выполнять разные задания. Работать вы будете в рабочих листах которые лежат у вас на партах.
Звучит стихотворение о Казахстане на казахском и русском языках
Учитель географии: ребята, посмотрите на физическую карту Казахстана. Территория нашей Родины очень велика. Она тянется от Прикаспийской низменности на западе до Алтайских гор на востоке на 3000 км. С севера на юг Казахстан тянется на 1600 км. Когда в Петропавловске на севере гуляют метели, на юге, в Шымкенте, уже цветут сады. По размеру территория Казахстана входит в десятку крупнейших государств мира. Население 17 млн. человек. Государственный язык- казахский. Язык межнационального общения- русский. В Казахстане проживает более 130 национальностей. Глава государства- президент Н.А.Назарбаев. Столица-Астана.
Учитель русского языка: ребята, в начале урока прозвучали замечательные строки поэтов о нашей Родине. Каждый человек, живущий в Казахстане, на своем языке воспевает величие своей Родины. И все потому, что Казахстан многонациональное государство. 22 сентября в нашей стране отмечается праздник-День языков народов Казахстана. Поэтому для нас Родина и язык- понятие неразделимые. Составьте сенквейн на тему Казахстан и язык. Работа в парах.
Проверка работ.
Учитель русского языка: В законе «О языках в Республике Казахстан» сказано: «Язык- выдающееся достижение народа и его неотъемлемый и неотделимый признак. Развитие языков в целом и полностью связано с развитием национальной культуры, и в этом плане язык выполняет свою общественную функцию» Это значит, ребята, что закон обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, языкам каждого из 130 народов, населяющих нашу страну.(Слайд)
Задание: Определить стиль речи. Доказать.
Учитель географии: Перед вами карта национального состава Казахстана.
Учитель русского языка: Игра «Конструктор».На ваших столах лежат карточки. Вы должны из всех карточек выбрать только те, которые соответствуют только народу вашей группы. Сопоставляя детали конструктора, составьте портрет определенного народа.
1 группа- казахи
2 группа- русские
3 группа- корейцы
4 группа- украинцы
5 группа- поляки
Теперь, когда Ваши конструктор собран, выполните каждый свое задание.
1 группа- Синтаксический разбор второго предложения.
2 группа- Составьте схему первого предложения.
3 группа- Найдите предложение с причастным оборотом.
4 группа- Найдите предложение с однородными членами предложения.
5 группа- Найдите сложное предложение.
Учитель географии: Знакомство с новыми определениями:
Титульный народ-это народ, по названию которого называется Республика
Менталитет- устойчивая совокупность особенностей присущих той или иной нации, народности.
Наша национальная идея «Казахстан- наш общий дом». Именно эта идея, многолетнее совместное проживание разных этносов способствовало формированию особого казахстанского менталитета, присущего всем гражданам республики. Для каждого человека слово Родина неотделимо от его малой родины, где он родился и живет.
Обратитесь к рабочему листу задание №3.
Задание: Составьте лаконичный рассказ о своей малой родине:
1 группа- родное село
2 группа- водоемы нашего района
3 группа- животный мир
4 группа- растительный мир
5 группа- рельеф нашего района
Учитель русского языка: Задание: Определите тип речи, впишите свой ответ в нужную колонку.
-Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете географию своей Родины
В рабочих листах даны слова, дайте им определение.
Фламинго-
Прикаспийская-
Каспийское море-
Красный волк-
Боровое-
Аральское море-
Учитель русского языка: Составьте предложения с данными географическими понятиями и подчеркните грамматические основы. А вот как описывает Боровое наш земляк- писатель С. Муканов в своем романе «Ботагоз». (Слайд)
-Коль у нас с вами сегодня необычный урок, то и задание следующее тоже будет необычным: географо-орфографический диктант.
Найдите его в рабочем листе и выполните его. Проверка
Учитель географии: Посмотрите, как необычно названо следующее задание в ваших рабочих листах «Имена и годы». Объедините год и исследование, связанного с нашей Родиной, с именем исследователя.
Задание по русскому языку: морфологический разбор. Как называются слова, имеющие два корня.
-Посмотрите, как велика наша Родина .Сколько великих людей посвятили свою жизнь тому, чтобы Казахстан стал процветающей державой. Прочтите слова нашего Президента: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достижение- дружбу народов. И сегодня, многое переосмысливая заново в нашей истории, мы не вправе растрачивать это богатства, перечеркивать добрые традиции….мы разовьем свою единую гражданственность, основанную на равенстве возможностей для всех граждан нашей страны. В отношении этнических диаспор в Казахстане не в теории, а на практике выработана формула: сохранение национального «я» и патриотизм к стране своего гражданства…Казахстан мы сегодня создали. Давайте создавать теперь казахстанцев- патриотов своей Родины
И сегодняшний праздник День языков тоже помогает воспитанию патриотизма. (Слайд)
Задание: Перед вами карточки с пословицами на казахском и русском языках. Подберите к казахским пословицам аналогичные русские.
Учитель географии: А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свою Родину, приняв участие в викторине: (Слайд)
-Скакими странами граничит Казахстан? (Россия,Китай, Кыргыстан, Узбекистан, Туркменистан)
-Какие горы на территории Казахстана самые высокие? (Тянь -Шань)
-В каком озере вода наполовину соленая, наполовину пресная? (Балхаш)
-С каким государством Казахстан имеет более протяженную границу? ( С Россией -6467км)
-Какой язык является государственным, а какой межнациональным? ( казахский, русский)
-Какай закон- Основной закон нашей Республики? (Конституция
-О чем говорится в документе «Казахстан 2050»? ( О развитии нашей страны в будущее)
Вот такая она- наша Родина. С Казахстаном связаны все наши мечты и надежды на лучшее будущее. Мы все можем сказать- мой Казахстан! Потому что все мы –Казахстанцы!
Пожелаю Всем, чтобы звезда нашего Отечества светила ярко и высоко!
« Желаю тебе, родная земля…!»
Учащиеся на контуре Казахстана записывают свои пожелания под песню Розы Рымбаевой « Земля моя». (Слайд)