Этап урока | Действия учителя | Действия ученика |
Оргмомент Эмоциональный настрой | Учитель: Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы? Учитель: Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Гору успехов», а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба. | Дети: Да! |
Актуализация знаний | Ребята, вы любите играть? Назовите любимые игры. А я предлагаю вам игру «Морской бой» (правила игры). Самое главное - правильно называть адрес клетки. (Игровое поле: горизонталь – буквы, вертикаль – цифры, адрес – место пересечения буквы и цифры). Вопросы: Какую форму имеет Земля? (форму шара) Назовите предметы похожие по форме на Землю. (апельсин, мяч и другие) Как называется уменьшенная модель Земли? (глобус) Линия, которая делит землю на северное и южное полушарие называется… (экватор) Точки, через которые проходит воображаемая ось Земли называются… (полюсами) Длина экватора составляет … (40 000 км) Как называют линии, которые соединяют 2 полюса Земли? (меридианы) В каком полушарии относительно экватора вы живёте? (в северном) Как называется уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости? (карта) Итог игры: Ребята, во время игры мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания о глобусе и карте. | Дети называют адрес, отвечают на вопросы, открывается клетка на игровом поле. |
Определение темы и цели урока | Тема нашего урока: изображение Земли на глобусе и карте. Сегодня мы узнаем новое о глобусе и карте, вместе найдём сходства и различия между ними. | Записывают тему урока в тетрадях |
Работа над новым материалом. | А сейчас представьте, что мы идем в поход. - Что мы возьмем с собой? - Будем брать глобус? Почему? Конечно, нет. Хотя достоверную картину Земли может дать только глобус, но его неудобно носить с собой. - А вы знаете, кто изобрел первый глобус? -Прочитайте дополнительную информацию по данной теме и потом составьте рассказ, используя слова-подсказки на доске. (приложение) -А что нам поможет ориентироваться на местности? (карта) Учением о способах изображения Земли, отдельных стран и местностей на плоскости занимается картография. -А как называют ученого, составляющего карты? (картограф) Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей сравниваются) | (ответы детей) Читают дополнительную информацию и составляют рассказ по подсказкам слайда (ответы детей) |
| Что по вашему мнению географическая карта? Прочитайте определение понятия в учебнике стр. 38. Составьте определения понятия на доске и запишите его в тетрадях. Как вы думаете, почему я выделила слово «уменьшенное»? | Читают определения в учебнике Составляют определение из разрозненных слов |
| Чтобы показать во сколько раз уменьшили реальные размеры при нанесении на бумагу, используют понятие «масштаба». Прочитайте определение. Стр. 39 О каком виде масштаба идёт речь в вашей книге? В численном масштабе и слева и справа пишется только единица измерения см. Выполните задание: Соотнести равные масштабы. | Читают определение в учебнике Отвечают на вопрос Выполняют задания у доски и в тетрадях |
| Если на глобусе при определении размеров объектов, масштаб будет точным, то на карте будут наблюдаться некоторые искажения. Почему? фламандский картограф Герард Меркатор представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. А я взяла мяч.(показываю, он разрезан) Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его. Помогите мне разложить мяч на доске. -Что-то не так? Почему у вас не получается? Вывод: мяч выпуклый, а доска плоская.(открываю первую шторку сверху) А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить.(шторка 2) Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены. Сравните на карте мира и глобусе изображения острова Гренландия и материка Австралия. Во сколько раз на глобусе Гренландия меньше Австралии? Какова она на карте мира? Как изменилась форма Гренландии на карте по сравнению с формой на глобусе? | Сравнивают объекты на глобусе и карте, делают вывод |
| Прочитайте название современной карты. (Карта полушарий висит на доске) Именно с ней мы продолжим работать, сравнивая ее с глобусом. Задание: Найдите и покажите на глобусе и карте следующие географические объекты: Тихий океан, Атлантический океан, Антарктиду. Что вы заметили? (ответы детей) Обобщаю: Отдельные участки на карте оказались «разорваны». | Находят географические объекты на глобусе и карте. Называют сходства и различия нанесения на глобусе и карте. |
| А сейчас продолжим работу. 1 .Что такое полюс? (воображаемая точка на земной поверхности, через которую проходит земная ось) Покажите полюс на глобусе, потом на карте. 2. Какие линии называют меридианами? (условные линии одинаковой длины, идущие по поверхности от одного полюса до другого) По меридианам показывают направления север, юг. Это полудуги одинаковой длины. Покажите меридианы на глобусе, на карте. 3. Какие линии называют параллелями? (окружность, условно проведенная параллельно экватору) - Как называется самая длинная параллель? (экватор) -Какова ее длина? ( 40000 км) -А самая короткая? (полюс) По параллелям показывают направления- запад, восток. Покажите параллели, экватор, полюс на глобусе, на карте. А что можно сказать о масштабе на глобусе и карте? Вывод: Глобус и карта дополняют друг друга. | Показывают объекты на глобусе и карте. Объясняют сходства и различия при нанесении объектов на глобус и карту. Записывают в таблицу |
Работа в группах и парах | Правила работы: быть доброжелательными, уважительно относиться к мнению одноклассников. Работать дружно, тихо, чтобы не мешать другим. На работу 5-7 минут. Презентация работ в группах и парах. -Какие знания помогли вам получить изображения полушарий? (параллели и меридианы) Соединим полушария и получим карту. Оценивание. | 1 группа - склеиваем западное полушарие (карта разрезана по параллелям); 2 группа – склеиваем восточное полушарие (карта разрезана по меридианам); Остальные работают в парах на карточках: обозначают красным цветом – экватор Синим – параллели Зелёным – меридианы Обозначить северный и южный полюсы |
Обобщение | Что узнали нового на уроке? Чем глобус отличается от карты? Что у них общего? | |
Домашнее задание | §13, по желанию – задание со звёздочкой | |
Рефлексия | Покажите себя на «Горе успехов». Какой высоты вы достигли? Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы! | |