Просмотр содержимого документа
«"Южная Америка. Путешествие"»
Южная Америка
Цели урока:
Обобщить закрепить и расширить знания учащихся по теме.
Развивать память, умение систематизировать изученный материал, работать с дополнительной литературой, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.
Формировать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, делать выводы.
Оборудование: Физическая карта «Южная Америка», атласы, к\карты, карточки с разноуровненными заданиями, таблицы и иллюстрации изображений животных и растений разных природных зон, дидактические материалы, изготовленные учителем.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка к основному этапу урока.
Учитель.
Ребята, в течение нескольких уроков вы знакомились с Южной Америкой, ее рельефом, природой, населением.
А сегодня я вам предлагаю увлекательное путешествие по этому материку. Постараемся побывать во всех его уголках, чтобы обобщить, закрепить и систематизировать свои знания. Закрепить умение работать с картами, делать выводы, помогать друг другу в трудный момент.
Я вам предлагаю отправиться в путешествие на прекрасном паруснике. Капитаном парусника буду я, а вы будете юнгами. Предлагаю вам разделиться на две команды с такими названиями: «Смелые» и «Находчивые».
Выберите в каждой команде старшего юнгу. Им должен быть более сильный, ответственный член команды, который в любую минуту сможет помочь в решении проблем, и будет следить за выполнением поставленных задач.
Итак, определились?
Девизом нашего путешествия будут слова К.Г. Паустовского «Познания и странствия неотделимы друг от друга».
Ну что, юные искатели приключений, в путь!
Хочу вас предупредить, что во время путешествия нас ожидают трудности, а чтобы с ними справиться, вы должны быть внимательными.
2. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.
Учитель. Пока я вам все объясняла, наш корабль уже отчалил от пристани.
Но вот беда! Мне сообщили, что наша карта намокла и на ней стерты некоторые географические объекты. А без карты мы не сможем плыть дальше! Юнги! Выручайте!
Задание 1. Команды получают конверты, в которых лежат фрагменты карты «Южной Америки». Необходимо правильно сложить фрагменты, чтобы восстановить карту и определить координаты крайних точек материка.
(выполнение задания проверяет учитель, победитель получает победную фишку).
Учитель. Карта восстановлена, можем плыть дальше. Мы отправляемся в порт «Географический». Пока мы плывем, чтобы не скучать выполняем задание.
Здание 2. «Что это? Кто это?»
Каждая команда получает задание. На доске написаны термины для каждой команды.
Вызывается по одному члену команды. Задача учащегося расшифровать термины, написанные на доске (некоторые объекты учащиеся показывают на карте).
Для проверки вывешиваются правильные ответы. Победитель получает победную фишку.
ПАРАНА
ГВИАНСКОЕ
АНХЕЛЬ
ИГУАСУ
УКАЯЛИ
АКОНКАГУА
ЯГУАР
ПИРАНЬЯ
АНДЫ
БРАЗИЛЬСКОЕ
АТАКАМА
ТИТИКАКА
УРУГВАЙ
МАДЕЙРА
МАРАКАЙБО
ОРИНОКСКАЯ
Учитель. Ребята! Вы просто молодцы! Справляетесь с заданиями быстро.
Ну вот и порт «Географический»! Здесь мы отдохнем и выполним следующее задание.
Задание 3.
Команды получают к\карты материка, на которых цифрами обозначены географические объекты. Учащиеся должны определить и написать на к\картах объекты. Команды проверяют друг друга (каждой команде даны карточки с правильными ответами соперника). Вручаются победные фишки.
Учитель. Ребята! Я довольна вами! Вы еще раз доказали, что хорошо усвоили материал о
рельефе материка. А теперь мы можем продолжить плавание и отправиться в бухту «Эрудитов». Путь будет долгим и, чтобы не скучать, предлагаю решить кроссворды.
Задание 4. Каждая команда получает кроссворд «Внутренние воды материка»
Крупное озеро на севере материка (Маракайбо).
Самый крупный приток Амазонки (Мадейра).
Самый высокий водопад-каскад (Анхель).
Река бассейна Атлантического океана (Парана).
Река на севере Южной Америки (Ориноко).
Самое большое высокогорное озеро (Титикака).
Крупный приток Параны (Уругвай)
Молодцы! Не устали? Что такое? Опять остановка! Успокойтесь! Ребята, мне сообщили, что мы забыли пополнить запасы пресной воды. А оживленная гавань, куда мы попали называется «Угадайка».
Задание 5. «Угадайте, к какой природной зоне они относятся?»
На столах иллюстрации с животными и растениями разных природных зон. Учащиеся должны определить к какой природной зоне они относятся и дают краткую характеристику одной из природных зон.
Ответы у каждой команды в конвертах. Победители получают очередную фишку.
Учитель. Ребята, мы с вами так увлеклись работой, что не заметили, как наш парусник отошел от причала. С пирса нам передали письмо.
Задание 6. Диктант «Климатические пояса».
Этот климатический пояс расположен между 30° и 40° Ю.Ш. Лето сухое, жаркое. Зима теплая, влажная (субтропический).
В этом поясе находится Оринокская низменность и Гвианское плоскогорье (субэкваториальный).
Зимой и летом высокая температура.(25°-27°), осадки круглый год (экваториальный).
Разница между летними и зимними температурами воздуха незначительна, однако, характерно сезонное выпадение осадков, сухой зимний период и влажный летний (субэкваториальный).
Летом жарко (25°-27°), зимой тепло (16°-21°), осадки равномерны на протяжении года (1000-1080 мл) (тропический-влажный южного полушария).
Этот климатический пояс включает территорию Амазонской низменности и северную часть гор Анд (экваториальный).
В этом климатическом поясе весь год господствуют умеренные воздушные массы и западные ветры (умеренный).
Учитель. Ребята! Вот вам карточки с правильными ответами. Проверьте и поставьте оценку себе сами. Фишку получает та команда, которая получила более высокую оценку.
Что такое? Опять остановка! Спокойно, ребята, нас остановили индейцы из племени северных варруалов. Похоже, что мы попали в плен! Вождь индейцев говорит, что отпустит нас, если вы правильно ответите на его вопросы.
Задание 7. «Моделируем ситуацию»
Каждая команда выбирает самого эрудированного члена команды.
Вопрос команде «Смелые»: Чем объяснить, что в экваториальном поясе Ю.Америки осадков выпадает больше, чем в Африке?
Вопрос команде «Находчивые»: Ответьте, что изменилось бы, если бы Анды располагались вдоль атлантического побережья материка?
Учитель. Молодцы, ребята! Индейцы отпускают нас! Мы снова в открытом океане. Я вам предлагаю такое задание:
Задание 8. Заполни таблицу «Кто это?»
МУЛАТЫ
ГАУЧО
МЕТИСЫ
ИНКИ
САМБО
ИНДЕЙЦЫ
(ответы вывешиваются на доке, оценивается задание).
Учитель. И вот конечная цель нашего путешествия - главный порт «Эрудит»
Задание 9. Викторина «Самый…»
Самый высокий водопад (Анхель).
Самая многоводная река (Амазонка).
Самые длинные горы суши (Анды).
Самый влажный материк (Южная Америка).
Самая крупная кувшинка (Виктория Регия).
Самое большое высокогорное озеро (Титикака).
Самая большая змея (Анаконда).
Самый крупный грызун на земле (50 кг) (водосвинка).
Самая маленькая птица (колибри).
Самая крупная хищная птица (кондор).
Самая высокая точка материка (Аконкагуа).
Самое высокое дерево сельвы (сейба -80м).
Самая сухая пустыня Земли (Атакама).
Самый крупный тритон Амазонки (мадера).
Самый высокий вулкан материка (Чимборасо).
Самый широкий пролив на земле (Магелланов).
Самое крупное по площади государство (Бразилия).
Самые большие по площади леса (сельва).
(По 9 вопросов для каждой команды. Оценка).
Учитель. Ребята! Мне придется вас огорчить Время нашего урока истекает. Заканчивается и наше путешествие. Мне было очень интересно совершить его с вами. Старшие юнги сами оценивают работу своих команд.
3. Учитель подводит итоги урока.
Поощряется команда, набравшая большее количество фишек и самые активные участники.