kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исаково

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметный проект по географии и истории, разработанный учениками 7-9 класса. В настоящее время мы предлагаем следующий туристический маршрут:Первая остановка нашей экскурсии - это Исаковское болото. На нём вы можете посетить Малое и Большое Соколье, которые представлены большими полями, разделённые на более мелкие перелесками, а также пройтись по ягодным местам. С 10 июля вы можете насладиться ягодой морошкой, которая в давние времена считалась княжеской ягодой и подавалась на стол только помещикам. А во второй декаде этого же месяца на болоте поспевает черника. Если же вы побываете на Исаковском болоте в конце августа или первых месяцах осени, то оно порадует вас красными ягодами брусники и клюквы, с давних времён ценившиеся не только местным населением за их целебные свойства. В конце августа в приболотье любители грибов тоже могут найти себе занятие.А следующая остановка нашего маршрута село Исаково. Здесь мы предоставляем вашему вниманию реку Соть, в которой водится большое количество рыбы, и Никольскую церковь, правда в настоящее время большая часть её разрушена.Третья остановка нашего маршрута деревня Пустынь, она расположена на самой высокой точке Первомайского района и лежит на Исаковско ­- Мятлевской гряде на высоте 197 метров. Здесь также находится: монастырь, воздвигнутый в 1759 году и церковь Серафима Саровского, а под монастырём существует подземный ход, по легенде этот ход выходит к прудам, расположенным в двух километрах от монастыря. В самом монастыре существует лаз в стене, ведущий в подземный ход. Также здесь есть дорожки из кирпича. Они нам наглядно показывают о тогдашней культуре монахов. В монастыре  имеется большое количество келий, в которых жили монахи.Святой родник, вода которого течёт в незамерзающий зимой пруд, так как на дне пруда бьёт множество ключей, славился своей кристально чистой водой. Как известно, в Пустыни почти всё население долгожители, и мы считаем, что одной из причин их долгой жизни является употребление воды из родника в быту и для приготовления пищи.Во фруктовом саду в летний период вы можете отведать ягоды  сливы и вишни, а также яблоки и груши.И в конце нашего туристического маршрута мы предлагаем вашем вниманию историческую гостиницу, которая ещё полвека назад принимала людей, приехавших для  совершения молитв в церковь. Вот такую мы видим экскурсию по Исаковским местам в настоящее время. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исаково»

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат №5 IV вида

Проект на тему: «Туристический маршрут» (номинация эколого-краеведческие путеводители)

Выполнили учащиеся 9 и 7 классов:

Сухарева Мария

Бахвалова Ольга

Сальникова Виктория

Сухарев Леонид

Бахвалова Елена

Руководитель:

Сухарева Светлана Юрьевна –

учитель географии


















г. Москва

2012 год

Содержание

Введение 3

1.Основная часть 4

1.1. Туристический маршрут сегодняшнего дня .4

1.2.Природа Исаковского болота ………………………………. …………………………5

1.3.История Исаковской земли 10

1 .3 .1.Никольская церковь 10

1.3.2. Исаковский монастырь 11

1.3.3.Исаковская школа … 16

l.4.Туристический маршрут будущего 18

Заключение 19









































Введение

Цель: - создать проект туристического маршрута по возрожденной территории Исаковской земли.

Задачи:

- изучить памятник природы Исаковского болота;

- познакомится с историческим наследием Исаковской земли;

- предложить пути возрождения территории;

- создать проект туристического маршрута.

Проблема: - Исаковская территория с богатым природным и историческим наследием не используется.

Методы:

- вербальные;

- информационной поддержки;

- исторический;

- мозговая атака;

- дизайн - анализ.




























1.1 Туристический маршрут сегодняшнего дня

В настоящее время мы предлагаем следующий туристический маршрут:

Первая остановка нашей экскурсии - это Исаковское болото. На нём вы можете посетить Малое и Большое Соколье, которые представлены большими полями, разделённые на более мелкие перелесками, а также пройтись по ягодным местам. С 10 июля вы можете насладиться ягодой морошкой, которая в давние времена считалась княжеской ягодой и подавалась на стол только помещикам. А во второй декаде этого же месяца на болоте поспевает черника. Если же вы побываете на Исаковском болоте в конце августа или первых месяцах осени, то оно порадует вас красными ягодами брусники и клюквы, с давних времён ценившиеся не только местным населением за их целебные свойства. В конце августа в приболотье любители грибов тоже могут найти себе занятие.

А следующая остановка нашего маршрута село Исаково. Здесь мы предоставляем вашему вниманию реку Соть, в которой водится большое количество рыбы, и Никольскую церковь, правда в настоящее время большая часть её разрушена.

Третья остановка нашего маршрута деревня Пустынь, она расположена на самой высокой точке Первомайского района и лежит на Исаковско ­- Мятлевской гряде на высоте 197 метров. Здесь также находится: монастырь, воздвигнутый в 1759 году и церковь Серафима Саровского, а под монастырём существует подземный ход, по легенде этот ход выходит к прудам, расположенным в двух километрах от монастыря. В самом монастыре существует лаз в стене, ведущий в подземный ход. Также здесь есть дорожки из кирпича. Они нам наглядно показывают о тогдашней культуре монахов. В монастыре имеется большое количество келий, в которых жили монахи.

Святой родник, вода которого течёт в незамерзающий зимой пруд, так как на дне пруда бьёт множество ключей, славился своей кристально чистой водой. Как известно, в Пустыни почти всё население долгожители, и мы считаем, что одной из причин их долгой жизни является употребление воды из родника в быту и для приготовления пищи.

Во фруктовом саду в летний период вы можете отведать ягоды сливы и вишни, а также яблоки и груши.

И в конце нашего туристического маршрута мы предлагаем вашем вниманию историческую гостиницу, которая ещё полвека назад принимала людей, приехавших для совершения молитв в церковь. Вот такую мы видим экскурсию по Исаковским местам в настоящее время.


1.2. Природа Исаковского болота

Велика роль болот: они поставляют кислород в атмосферу Земли, очищая её от вредных примесей; способствуют регулированию речного стока и местного климата. Болота - источники торфа и дикорастущих ягод, это - места обитания редких видов животных и растений,

7 -8 тысяч лет назад, когда климат на земле был тёплым и влажным, на месте бывших озёр, о6разовавшихся после таяния ледника, быстро начали расти и развиваться болота. «Болота - это избыточно и постоянно увлажнённого типа растительности и особого характера почвообразования». Существуют разные типы болот по характеру минерального питания: низинные, переходные и верховые. Низинные болота чаще всего расположены в долинах рек и делятся на две группы по типу питания: грунтового и намывного (дождевыми, речными и снеговыми водами). Процесс развития верховых болот начинается с зарастанием суши: лугов, лесов и вырубок. Они чаще всего расположены в водоразделах рек. В основном верховые болота имеют форму холма, вода с него почти не стекает, так как её удерживает толстый слой сфагнума, питание болото получает с атмосферными осадками. Нарастая из года в год, мох накапливает до 6 метров и более сфагнового торфа.

Исаковское болото, которое мы изучаем, находится на севере Ярославской области, большая часть расположена в Вологодской области. Когда - то на месте нашего болота было большое озеро. Расположено оно на пологом склоне Камельской низменности и входит в состав водосборного бассейна реки Соть. «Это наиболее древнее по возрасту болото Ярославской области. Его возраст ­более 8 -1О тысяч лет. растительном покрове преобладают берёзово - осоковые и сосново - сфагновые растительные сообщества».

В состав Исаковского болота входят: Двинковское болото, Большое и Малое Соколья. Разделяет их река Соть, в которую впадают малые реки:

Печегда, Чернуха, Теплос и Прудовка. Ширина реки Соть местами достигает 8­20 метров, а глубина 1,5 - 2 метра.

На карте не обозначена, но лесники и охотники знают, что на нашем болоте есть ещё «подземная» река, так называемая Чёрная речка. Она начинается с пяти маленьких ручейков, которые не замерзают в сильные морозы, так как там бьют ключи и очень высокое содержание железа в воде. Затем они сливаются и пропадают подо мхом, местами выходят на поверхность небольшими рукавами. Там, где протекает Чёрная речка, сохранилось Маленькое озерцо; размерами 30 на 20 метров. Именно здесь во время перелётов останавливаются и гнездятся птицы. Лесники пытались узнать глубину в этом месте с помощью связанных двух длинных шестов (lбм), но так и не достали до дна.

В сборнике «особо охраняемые природные территории Ярославской области» про Исаковское болото написано, что это типичный болотный массив в мезотрофной (переходной) фазе развития. В Первомайском лесничестве мы уточнили, что Двинское - это верховое болото, а Соколья - низменные, но даже на одном квадрате, на которые разделено болото, можно встретить оба типа болот. Исаковское болото - особо охраняемая лесная территория (ООЛТ).

1. Категория – заказчик.

2. Группа лесов - первая (это, значит, запрещены все рубки леса, кроме

Санитарной).

З. Профиль - комплексный.

  1. Статус - федеральный (имеет республиканское значение).

  2. Год создания - 1988.

  3. Площадь - 4363 га.

  4. Категория земель - болотный массив.

  5. Обоснование создания ООЛТ и его значение - поддержание режима рек бассейна верхней Волги, обитание редких растений и животных.

9. Географическое положение - Даниловская возвышенность.

10. Краткие сведения о лесном фонде - сосна - 40%, средний возраст - 90 лет, диаметр - 16 см, высота - 12 м; берёза - 20%, средний возраст - 60 лет, диаметр - 16 см, высота - 18 м; ольха чёрная и ива - по 20%.

  1. Запас древесины - 273тыс.куб.м.

  2. Площадь с произрастанием клюквы - 1050га, черники - 500га.

По берегу реки Соть встречаются редкие для наших мест дубы, липы и ильмы.

Исаковское болото состоит на учёте международного проекта по охране болот ТЕЛЬМА (ТЕЛЬМА - в переводе с греческого - ил, болото).

Этот проект был принят в 1967 году в рамках ЮНЕСКО в Лондоне. В России более 150 болот взято под охрану государства, а в Ярославской области - 25; 10 получили статус заказников.

На болоте пpоизрастают редкие растения Ярославской области подлежащие охране: белокрыльник болотный, плаун булавовидный, брусника, валериана лекарственная, ветреница лесная, горец змеиный, камнеломка болотная, клюква мелкоплодная, клюква болотная, купальница европейская, морошка, осока головчатая.

Больше всего на болоте мхов. Пушистым зелёно - бурым, коричневатым ковром они покрывают все кочки и углубления. Самый распространённый среди мхов - сфагновый. Он состоит из множества сцеплённых между собой мягких стебельков, похожих на мотки растрёпанных суровых ниток. Мох растёт. Нижние стебельки у него всё время отмирают, накапливаются, на них наслаиваются новые. Получается пружинящий матрас: внизу отмершие стебельки мха, а сверху живые с мелкими зелёными или бурыми листиками.

Мы изготовили гербарий растений болота. Исаковское болото богато ягодами. Запасы их могут быть использованы в будущем для переработки в местных условиях.

Ягоды черники - клад самых разнообразных физиологически активных веществ. В них до 30% сахара, 7% органических кислот, главными из которых являются лимонная, яблочная, янтарная, хинная, щавелевая и молочная, витамины С, В, каротин. В семенах содержится до 31% жира и протеин. Листья черники содержат до 20% дубильных веществ, арбутин, гидрохинон, гликозид неомиртиллин, флавоновые соединения - кверцетин, изокверцитрин. Кроме того, в листьях имеется эфирное масло, смоляная, олеановая, урсоловая и хинная кислоты.

Морошка - многолетнее травянистое опушённое растение из семейства розоцветных до 25см высотой С длинными ползучими корневищами. Листья у морошки простые, округло - почковидные, городчатые по краю. Пластинка листа неглубоко пятилопастная. Цветки одиночные, крупные. Плоды состоят из нескольких гладких красноватых костянок. После созревания – ярко - жёлтые.

Ягоды морошки - высоковитаминное пищевое и целебное сырьё. В них содержится ДО 20% витамина С, что в четыре раза больше, чем в лимонах или апельсинах, имеются органические кислоты, каротин, каротиноиды и красящие вещества, сахара (3 - 6%), дубильные вещества, а также соли жизненно важных элементов: калия, магния, кальция, хрома.

Ягоды едят свежими. Готовят из них сок, повидло, джемы; в мочёном виде хранят зимою, причём витамины сохраняются в плодах всю зиму.

Брусника обыкновенная - небольшой вечнозелёный кустарничек из семейства брусничных до 20 см высотой. Листья кожистые, зимующие. Цветки колокольчатые. Плоды - красные, сочные ягоды, созревающие в августе –сентябре.

Ягоды брусники, пожалуй, самые популярные, особенно на севере европейской части и в Сибири. Этому способствует то обстоятельство, что они отлично сохраняются в свежем или моченом виде. Из них получают сок, сироп, квас, другие напитки, а также варенье, повидло, начинки для конфет.

Осенней порою созревает на торфянистых болотах царь - ягода клюква.

Изумительную картину представляет тогда клюквенное болото - горит и светится оно от рубиновых ягод. Среди крупных плодов, размером с двухкопеечную монету, видна обильная россыпь мелочи. Только одна незадача: насыпана - то ягода не на ровном месте, а во мху. Попробуй выбери её по одной ягодке! Но берут люди клюкву охотно. Много запасают в прок, на долгую зиму.

И на что она только не идёт: на сок и квас, в сиропы и кисели, в желе и варенье, в начинку для конфет и при квашении капусты - везде она к месту.

Хороша и в свежем виде, кстати, сохраняется почти круглый год (благодаря количеству в плодах бензойной и лимонной кислот).

Для того чтобы узнать подробнее о редких животных нашего болота, представителей каких видов стало меньше и почему, мы провели опрос среди местных охотников, егерей и лесников. Попросили их оценить изменение численного состава птиц и зверей за последние 1 О - 15 лет по четырёх балльной системе (4 - часто встречаются, 3 - нормально, 2 - редко, 1 - очень редко) . По результатам опроса мы составили таблицу (см. приложение) и, проанализировав все ответы, сделали вывод: численность каких животных резко сократилась, и какие птицы, и звери самые редкие.

С болотами тесно связана жизнь птиц. Некоторые из них останавливаются здесь вовремя перелётов на 1 - 2 недели, большинство прилетают в конце апреля, гнездятся, выводят птенцов и улетают в октябре. Охотники нам помогли составить список из 30 видов птиц. Мы нашли среднее арифметическое по численности каждого вида 10 - 15 лет назад и сейчас, затем посчитали отношение, чтобы узнать по каким видам идёт снижение численности. И вот какие мы сделали выводы. Самые редкие птицы, которые встречаются на нашем болоте, это куропатка белая и серая, перепел, сыч, выпь, филин, цапля, трухтан. Редко встречаются такие утки как шилохвость, широконоска, чернеть, чирок - трескунок, утка серая. Максимальное сокращение численности глухаря(- 1,3) и утки кряквы (- 1,6).

Глухарь - это царь - птица нашего леса, рекордсмен среди куринных по размерам, вес самца 3 – 5 кг. Чаще всего он встречается в болотных соснягах, свои гнёзда устраивает на земле, в кладке бывает 6 – 8 яиц. В марте, во время тока, собирается до 50 птиц. Двухчасовая песня слышна обычно на расстоянии 150 - 200 метров. В этот момент птицы очень уязвимы, они почти не видят и не слышат. Охотник может подойти к ним совсем близко. Глухари питаются почками, побегами, листьями и плодами деревьев и кустарников, зимой питаются хвоей сосны. Причины снижения их численности это охотничье – промысловая деятельность человека и болезнь - гельмитоз, от которой они погибают. Почему сейчас практически не встречаются куропатка и перепел? Потому что из года в год при скашивании трав тракторами косилками уничтожалось до 50% гнёзд этих птиц.

Из 18 представителей зверей отметили самых редких: 1) кабан (1,1), 2)барсук, ондатра и белка (1,6), медведь (1, 7) и енот (1,8). Больше всего нас поразило то, что 100% опрошенных отметили рекордное снижение численности кабана, в 2, 6 раза. «Кабан искусственно расселён в нашей области в 1962 году (1, стр. 100), численность зверя год от года возрастала и достигла нескольких тысяч голов». По нашей таблице 10 - 15 лет назад отметили средний бал -2,9 (норма), а сейчас 1,1 (очень редко). Мы каждому охотнику задали вопрос, почему такое положение. Нам объяснили, что когда кабанов было много, то вёлся их активный отстрел, а сейчас путёвка на отстрел стоит дорого и не исключено браконьерство, другие причины: болезни зверей, бескормица, снежные и суровые зимы.

Почти в полтора раза снизилась численность барсука из- за разорения нор и охотничьего промысла за ценным барсучьим салом. Сократилась в 1,5 раза численность ондатры, из - за обледенения водоёмов. Когда мы показали ребятам шкурку ондатры, то никто не ответил, что это за зверь. Мех ондатры считается самым прочным, но сейчас на них не охотятся.

Неурожай семян хвойных деревьев (несколько лет подряд) привёл к

уменьшению в 1,5 раза численности белки. Меньше стало медведя, лося, енота

и волка. А вот бобров стало больше, их завезли к нам в 70 - х годах и сейчас на реке есть уже 15 поселений бобров (со слов егеря Филиппова). Причина – снижение промысла на него.

Какие экологические проблемы могут возникнуть при воздействии человека на природу болот?

Осушение приводит к нарушению водного режима, зарастанию водоприёмников и деградации почв, но нашему болоту это не грозит. Рубка

леса ведёт к истошению флоры и фауны, а у нас вырубка леса строго

запрещена. Сбор ягод и заготовка мха могут привести к незначительному вытаптыванию и замусориванию. Охотничье - промысловое использование приводит к деградации и истощению флоры и фауны.


Добыча торфа на Исаковском болоте пока не планируется. Главной его экологической проблемой является возгорание, а причина пожаров ­хозяйственная деятельность человека. От костра или бутылок возникает низовой пожар, переходящий в верховой и может быть подземный торфяной, самый опасный. Во -первых, огонь не видим, дым стелящийся, плохо заметный. Во - вторых, создаётся очень высокая температура внутри торфа, он выгорает и деревья «вываливаются» к эпицентру пожара. Потушить такое возгорание практически невозможно, оно идёт глубоко внутрь и длится несколько лет. На Исаковском болоте зарегистрировано три пожара в 1972, 1999 и 2002 годах, выгорело более 100 гa, это один и тот же «горельник» со стороны Владычного Пошехонского района. Лесники нам рассказывали, как они в 2002 году боролись с огнём, всё лето делали заградительную полосу. Спиливали деревья, снимали вручную надпочвенный покров до влажного горизонта шириной 0,5 метра. К концу августа пожар ликвидировали, так как начались дожди. Большого урона он не нанёс, пострадал ЖИВОЙ почвенный покров, мох и кустарнички.

Итак, мы считаем, что можно оценить экологическое состояние Исаковского болота как хорошее. Основной проблемой природопользования в настоящее время является истошение фауны, т.е. уменьшение численности некоторыx видов животных из-за охотничье - промыслового использования. Мы хотим внести свою лепту в решение этой проблемы путём экологического просвещения учащихся, родителей и местного населения.


1.3. История Исаковской земли

1.3.1 История Никольской церкви

Церковь Никольская, здание каменное, с таковою же колокольнею крепка. Престолов в ней два: в настоящей холодной - во имя Святителя и Чудотворца Николая, в пределе теплом - во имя святого Пророка Ильи. Церковь построена в 1821 году иждивением прихожан, При церкви 36 десятин земли, кроме пожертвованной в 1827 году пошехонским купцом Серебряковым в пользу причта и церкви, при пустоши «Голяково», в количестве 10 десятин сенокоса и пашни. Дом церковный деревянный для жительства священника. Церковного капитана в билетах 250 рублей. Прихожане мужского пола 319, и женского пола 338, в том числе в селе Исакова 178 мужского, и 205 женского, в Исаковой Слободе 76 мужского, 63 женского, в деревне Мятлево 65 мужского, 66 женского. Село на низком месте, кругом его большое болото. Все деревни на расстоянии ОДНОЙ версты от церкви. Почтовый и телеграфный адрес: В приходе школа церковно – приходская, при ней библиотека для внеклассного чтения, содержится школа на средства Исакова женского монастыря. Штатный состав причта священников и псаломщиков. Казённого жалованья причту 392 рубля. Причтового капитала 1299 рублей.


1.3.2. Исаковский монастырь

Сегодня, как и много лет назад, православные паломники стремятся в Оптину Пустынь, российскую колыбель старчества, где у мощей православных преподобных оптинских старцев и на могилах убиенных новомучеников получают поддержку и утешение в различных жизненных испытаниях.

К преподобным старцам прибегали многочисленные миряне и монашествующие из различных уголков России. Об одной небольшой женской обители Ярославской епархии, которая буквально дышала молитвами оптинских старцев, и пойдёт речь в нашем очерке. Поводом к написанию этой статьи послужила работа по подготовке к изданию писем приподобного оптинского старца Иосифа (Литовкина). Часть материала легла в основу выступления автора на VI Всероссийских Иринарховских чтениях, проходивших 21-23 февраля 2003 года в Ростове.

Исаков монастырь был основан на месте явления чудотворной иконы Божией Матери. В ноябре 1659 года несколько жителей из села Исакова заметило на окраине леса необычный лучезарный свет, а, подойдя ближе, увидело на иве икону Рождества Пресвятой Богородицы. Они попытались снять икону с дерева, но, объятые неведомым страхом, не решились прикоснуться к образу, а вернулись в село и поведали о происшедшем священнику. С молебными песнопениями и великим благоговением священник снял с дерева явленный образ Царицы Небесной и перенёс его в приходской храм села на следующее утро, придя в храм, увидел, что иконы в церкви нет.

Ударили в колокол, собрался народ: все недоумевали, куда могла деться икона. Неожиданно её нашли на том самом дереве, где она была явлена

впервые. Опять с торжественным пением икону перенесли в храм. Но на следующее утро её в церкви опять не оказaлось. Икона дважды оставляла храм. В этом увидели волю Царицы Небесной, поэтому на месте явления иконы решили построить небольшую часовню. Усердие народа было так велико, что часовню воздвигли в один день, на следующее утро осветили и перенесли туда явленный образ Божией Матери.

С этого времени от иконы стали источаться многие чудеса и исцеления, а к

новоустроенной часовне стекалось множество богомольцев. Вскоре близ неё в хижине поселился старец Ефрем, который исполнял при часовне должность

приставщика, поддерживая надлежащий святому месту порядок. Большую

часть времени старец проводил в благочестивых беседах с паломниками в

молитвословии пред образом Царицы Небесной. Дар слова и сосредоточенная молитва привлекли к нему сердца богомольцев, так что в короткое время около него собралась небольшая община. Тогда старец Ефрем обратился к преосвященнейшему Ионе, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, с просьбой о построении церкви на месте явления иконы и об основании монастыря. Такая грамота была получена 13 января 1662 года на имя священника села Исакова Иоанна Викулова. Через год на святом месте была сооружена деревянная церковь с тремя престолами: Рождества Пресвятой Богородицы, св. великомученицы Параскевы и Рождества святого Иоанна Предтечи; позже в основанном монастыре были построены кельи и деревянная ограда.

При строителе Илларионе в 1750 году деревянная церковь, воздвигнутая первоначальником обители Ефремом, сгорела до основания. Преемник отца Иллариона игумен Питирим в 1753 году соорудил вместо неё новую деревянную церковь, а через пять лет построил каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1764 году, согласно Высочайшему указу, Исакова пустынь была упразднена. Но по ходатайству монахов монастырь не закрыли, а оставили заштатным.

Значительное событие в истории монастыря произошло в начале ХХ века.

Указом Святейшего Синода от 31 июля 1900 года за № 5286 пустынь была

обращена в женский общежительный монастырь.

Первой настоятельницей монастыря была назначена казначея Рыбинского Софийского монастыря монахиня Евгения, возведённая в сан игумении 16 декабря 1900 года высокопросвященнейшим Ионафаном, архиеписком Ярославским и Ростовским. Одновременно был назначен пятичленный притч, состоящий из трёх священников и двух диаконов. В начале ХХ века в Исаковом Рождество - Богородицком монастыре было более 100 сестёр, многие из которых вместе с настоятельницей перешли из Рыбинского Софийского монастыря.

Как строилась будничная жизнь обители, показывает «Ведомость о Пошехонском Исакове общежительном монастыре», где указано, что содержание от казны монастырь не получает, а содержится главным образом от

крестохождений с иконой Рождества Пресвятой Богородицы по

Пошехонскому, Даниловскому, Любимскому и Грязовецкому уездам, а также

от процентов с неприкосновенного капитала (в числе которых содержится

вклад в 5000 рублей от благотворительницы графини Анны

Алексеевны Орловой - Чесменской, в монашестве Августы).

Материалъное благополучие монастыря основывалось на ежедневном

усердном труде насельниц. Скупые строки документа свидетельствуют, что «в

полуверсте от монастыря на полевой монастырской земле находятся шатровая мукомольная мельница, рига, кузница и ней изба с сенями, крытая тёсом. Тут же кирпичный завод для монастырской потребности с двумя печами, при нём флигель для рабочих и сарай для обожжённого кирпича. В другую сторону

от монастыря, также в полуверсте от него построен ... скотный двор

деревянный, крытый дранкою на 20-ти каменных столбах со всеми

относящимися к нему службами.

В селе Исаково был возведён одноэтажный деревянный флигель, крытый

тесом, для одноклассной церковно-приходской школы, открытой в 1889 году, которая содержится на монастырские средства».

В архиве Оптиной Пустыни сохранилось около 200 писем старца Иосифа

(Липовкина) в Исаков монастырь.

Эти письма имеют не только историческую ценность, прежде всего они

рисуют духовный облик обители. Если в первой части очерка мы рассказали о

внешнем устроении монастыря, то теперь настал черед рассказать о внутренней его жизни.

Письма старца к насельницам обители – это своеобразная духовная летопись, отражающая все трудности духовного возрастания и наиболее полно раскрывающая суть старческого окормления (в послужных списках монастыря содержатся лишь краткие сведенья биографического характера).

С момента возникновения института старчества в Оптиной Пустыни многие

женские монастыри находились под руководством оптинских старцев, что способствовало их духовному росту.

Преподобный старец Иосиф (ЛИТОВКИН), окормлявший Исаков монастырь, ближайшим учеником. Чадом любимым великого старца Амвросия. В течение 30 лет он был келейником преподобного Амвросия, а после смерти своего духовного наставника ста его достойным преемником. «Дух старца Амвросия и Макария воскрес в лице о. Иосифа, хотя последний, конечно, имел и свои индивидуальные свойства. Но он во всех своих взглядах, поступках и решениях был так проникнут духом своего великого учителя, что действительно становился как бы его отражением». Смиренный о. Иосиф был избран на старческое служение в 1891 году и до 1911 года нёс это послушание. Именно к этому периоду относятся все сохранившиеся его письма.

Наибольшее количество писем, около 100, адресовано казначее Исакова монастыря Магдалине (Носковой). Согласно послужным спискам монастыря за 1911 год, ей было 45 лет.

Интересна личность самой казначеи. В миру Мария Александровна Носкова, из мещан, обучалась в Ярославской женской гимназии до 4 класса. 15 июня 1892 года поступила Пошехонский Севастианов монастырь, где проходила послушание старшей иконописной и письмоводительницы. Определена в число послушниц и покрыта рясо фором 17 июня 1893 года. По просьбе родных 14 октября 1894 года перешла в Рыбинский Софийский монастырь, где проходила послушание письмоводительницы. 25 декабря 1900 года была перемещена в Пошехонский Исаков монастырь и определена на должность казначеи. За отличную усердную работу в этой должности устроена благословения Святейшего Синода с выдачей грамоты 6 мая 1911 года. Характеристика, данная ей настоятельницей: «Примерная монахиня, не щадящая сил и здоровья для внутреннего и внешнего благоустройства обители».

Первое знакомство старца Иосифа с монахиней Магдалиной состоялось заочно. В письме от 9 марта 1904 года старец отвечает на её просьбу относится к нему за духовными советами: «Спрашиваешь меня, грешного, можно ли обращаться ко мне за советами. – За советами ко мне никому не возбраняется. И так как ты в своём письме жалуешься на свои неисправности и желаешь исправляться, то на первый раз вот тебе мой совет – достань книгу «Поучения преподобного Аввы Дорофея». А уже через месяц, 14 апреля 1904 года, старец даёт дальнейшие советы по чтеию этой книги: «Что книгу Аввы Дорофея читаешь, это хорошо. Дай Бог, чтобы благой плод принесло чтение. Старайся вникать в то, что там писано, там всё удобопонятно и , если хочешь, то приложимо к жизни. А если трудно надеяться, то потому, что в первый раз, читаешь. Будешь прилежнее читать, будешь и лучше понимать. Хотя теперь не исполняешь, но всё – таки читай. Также полезно прочесть и «Лествицу» преподобного Иоанна».

Старей Иосиф советует опытно проходить святоотеческое учение. В письмах часто упоминается об оправке в Исакову Пустынь духовной литературы. Такой вид духовного просвещения характерен для Оптиной Пустыни с первых дней основания при монастыре книгоиздательской деятельности, которая возникла при преподобном старце Макарии в ответ на острую потребность в духовной литературе.

Смиренное послушание и тщательное следование старческим советам – отличительная черта монахини Магдалины. Внимательная к своей духовной жизни, она часто письменно обращается к старцу.

Старец аккуратно отвечал на эти письма: «Ты удивляешься, что как только отправишь ко мне, грешному, письмо, то, ещё не получив ответа, ощущуешь мир душевный и радость. – Таково свойство откровения. Так о сём написано у преподобного Аввы Дорофея».

К сожалению, собственные письма монахини Магдалины не сохранились.

Но об их содержании можно судить по ответным письмам старца. Монахиня Магдалина подробно описывала свои погрешности и недостатки, а также просила советов по некоторым вопросам как внутренней, так и внешней жизни обители. Старец, как правило, давал краткие ответы на все вопросы. Многие письма были написаны его письмоводителями. Келейники старца Иосифа вспоминали, как после утреннего правила, когда они убирали комнаты в хибарке, занимались по хозяйству, Батюшка, просматривая письма, отвечает на деловитые или подписывает кратко тему для содержания письма, которое поступает к письмоводителю.

Батюшка не имел у себя письмоводителей из новоначальных, но, достаточно воспитавши именно в своём духе, тогда только поручил письмоводительство.

Как приходилось слышать от духовных детей Батюшки, какие у Батюшки письмоводители, точно они один дух имеют с Батюшкой. Тут видно батюшкино отображение - краткое содержание письма, как и говорил он кратко, но в этом содержании всегда говорилось много, именно каждое слово было на своём месте и как бы являлось решающим законом. И всё это как говорилось старцем так и писалось его учениками в духе кротости, смирения, самоукорения, благодушного терпения и преданности воле Божией».

Тематика писем разнообразна, каждый боголюбивый читатель найдет в письмах то духовное сокровище, к принятию которого готово его сердца. Однако главная добродетель, которую старец воспитывает в своих ученицах, - это смирение. «Смирение с покаянием выше всех деланий и все заменяется»

«…смирение дороже всех прочих добродетелей и самой радости духовной»

От христианина не требуется каких – то особенных молитвенных подвигов: «Мы должны понуждаться произносить молитву с сокрушением сердца, со смирением, с целью покаяния, и больше ничего».

Старец писал также и к келейницам монахини Магдалины и сёстрам, относившимся к ней за духовными советами: послушницам Параскеве (26 писем), Евстолии Воронцовой (21 письмо), Лидии (16 писем), Варваре Дубровиной (24 письма), Екатерине Перегудовой (94 письма) и Елизавете Александровне (1 письмо). Духовное руководство, вводимое по благословению оптинских духовников в женских обителях, сказывалось, прежде всего, на внутреннем устроении насельниц. Старицами же, к которым обращались за советами, становились, как правило, близкие ученицы оптинских старцев. В одном из писем отец Иосиф пишет к монахине Магдалине о том, как следует принимать относившихся к ней послушниц: «Если ходят сёстры и спрашивают что, то не надо отказать в должном совете. Но больше внушай им, чтобы имели послушание и отречение своей воли. А без этих добродетелей никак не спасутся. Много молится ими больше больше других постится никак не советуй, но чтобы себя держали, как и все. От самочиния и от неумеренных подвигов только смущение и вред происходит, а не польза. К себе не зови для совета и наставления, а если кто спрашивает, то не отказывай». А послушниц, относившихся к неё наставлял: «Спрашиваешь о своих отношениях к духовной матери. Любовь же эту выказывай в молитвах о ней, в послушании к ней, в том, чтобы всё открывать ей и с верою принимать её наставления».

Нам не удалось найти сведений о духовниках Исаковской Пустыни после смерти преподобного старца Иосифа. Возможно, сёстры продолжали относиться к оптинским монахам. Однако одно, несомненно – и после смерти старца сёстры, молитвенно обращаясь к нему, получали помощь и поддержку. Так монахиня Магдалина вспоминала: «Батюшка издали видел наши душевные нужды, и дальность расстояния не мешала ему приходить к нам на помощь во всякой скорби и нужде при жизни на земле. Теперь из загробного мира он так же близок нам, как раньше. Родной, незабвенный и несравненный Батюшка! Вечная ему память!»

Раз и у нас две сестры поссорились, и мы никак не могли примирить их. Я всяко уговаривала одну из них и, наконец, ничего не успев, призвала в помощь святые молитвы Батюшки. Потом подошла к его портрету, поклонилась до земли и говорю ему, как бы лично беседуя с ним: «Батюшка, дорогой, ты видишь, что я ничего уже не могу сделать. Сам, как знаешь, примири их и помолись». На другой день утром прихожу из церкви и вижу, что обе эти сестры сидят вместе и о чём – то очень мило разговаривают. Меня это очень удивило, ничего я им не сказала, только мысленно возблагодарила Господа и Батюшку…»

Письма преподобного оптинского старца Иосифа адресованы в ныне разрушенный, но когда – то возносивший к небу молитвы во всю нашу Отчизну монастырь ярославской земли.



1.3.3. История Исаковской школы.

Исаковская школа в старое время была церковно – приходской. Обучение в этой школе велось по старым программам. Школа находилась в жилом доме у Трубина Ивана. Самым главным предметом был закон – божий, который преподавался священником Исаковской церкви. Затем в 1876 году в деревне Пустынь был построен монастырь, в котором находились одни мужчины. Так его и называли – мужской монастырь. После его расформирования организовался женский монастырь. Вот монашки и построили в селе Исаково школу, в которой также преподавался закон божий. Из рассказа ученицы этой школы Трубиной Анны Ивановны можно много услышать о преподавании закона божьего. Она рассказывает, что очень строго требовали знание закона. Наказывали детей за малейшую провинность. Ставили на горох, оставляли на ночь в школе без еды, били линейкой по голов. Не всех детей отпускали учиться, особенно девочек, то им было нужно нянчиться, то работать, то прясть пряжу. Церковно – приходская школа существовала до 1919 года. С 1919 года школа была отделена от церкви и переведена в деревню Пустынь. Это здание ещё сохранилось.

Школа называлась Исаковской начальной. Первым директором была Писаревская Мария Александровна. Первыми учителями работали Шатихина Антонина Павловна и Юматов М.М. Первыми учениками были Седов Василий, Куликов Михаил, который работает мастером на заводе в городе Ярославле; Лужин Иван Никифорович – рабочий, Седова(Ермакова) Ольга Александровна – учитель Исаковской восьмилетней школы. Учителям трудно было работать. Не было наглядных пособий, учебников и тетрадей. В 1930 году в деревню Пустынь переводится Первомайская семилетняя школа. Она находилась в здании, где сейчас поместили инвалидов – престарелых. Туда же была переведена и Исаковская начальная школа. Через три года Первомайскую семилетнюю школу перевели в село Кукобой.

В 1932 году организуется первый отряд пионеров. Первыми пионерами были Малышева Евдокия и Куликов Михаил. Всю учебную, воспитательную работу и пионерскую работу вели учителя Сахарова Александра Николаевна и Казаринов Аркадий Николаевич.

В связи с преобразованиями на селе нужны были счётные работники и механизаторы. Поэтому в 1937 году открывается школа, которая называется РКШ. В этой школе готовили счетоводов. Директором школы был товарищ Гришин, а счетоводство преподавал товарищ Новожилов. Так же была открыта и мастерская, где обучали тракторному делу. Учителем трактористов был механик Смирнов Алексей Иванович.

С 1942 года в деревне Пустынь открылся детский дом №81. В него были направлены ленинградские дети. Поэтому в школе Увеличилось количество детей. Старшие классы у них были открыты при детском доме. Сейчас эти ребята работают по разным специальностям во всех уголках нашей Родины, но они не забывают учителей, школу, в которой учились в тяжёлые военные годы. Они пишут письма, приезжают побывать. Затем количество учащихся вдетском доме увеличилось ещё. Поэтому пришлось произвести ремонт здания, в котором было общежитие счетоводов и трактористов. В послевонный период много сил и энергии на ремонт школы и пополнение её наглядными пособиями отдала Работина Е.Г. Она была директором Исаковской начальной школы.

До 1970 года в Исаковском монастыре была восьмилетняя школа, а по 1984 год только начальная, в которой работала только одна учительница – Маркова Галина Васильевна. В этом же году школу закрыли.



1.4. Туристический маршрут будущего

В туристическом маршруте будущего, при достаточном вложении в него средств, мы предлагаем следующие пути поездки в село Исаково:

1) туристы добираются до города Вологды, затем по хорошей дороге до Никольского озера, расположенного в Вологодской области. А из озера можно добраться до Исакова по реке Соть, впадающей в озеро. Глубина реки

позволяет пройти по ней на байдарках или моторных лодках;

2) на частных маленьких самолётах. Так как мы предполагаем строительство у села Исаково аэродрома. Это предложение экономически обосновано тем, что он там существовал в 80-ые годы. То есть существует взлётное поле.

З) способ, который мы предлагаем, - это строительство дороги Исаково - ­Вологда, так как выходит небольшой её километраж. Но это о путях, которыми вы можете попасть в Исаково, а вот сам будущий маршрут:

Первая станция - минизавод по переработке ягод, грибов и фруктов, по нашему мнению, он будет находиться на реке Соть между болотом и селом Исаково.

Вторая остановка находится в Исаково. Там вы можете познакомиться с Никульской церковью и прогуляться по липовой аллее под трёхвековыми кронами деревьев.

Следующая станция нашей экскурсии - деревня Пустынь. Здесь находится

водолечебница с водой из священного родника, а также женский монастырь и церковь Серафима Саровского. И в конце нашего маршрута вы можете отведать липового мёда с пасеки, а также узнать о строении ульев, различных видах мёда, инвентаре пчеловода и поближе познакомиться с жизнью пчёл. Для будущего Исаковской земли мы предлагаем:

  1. строительство дороги Исакова - Вологда;

  2. строительство аэродрома у села Исакова;

  3. Возрождение монастырей и церкви;

  4. Образование пасеки;

5) открытие минизавода по переработке ягод, грибов и фруктов;

  1. создание лечебницы;

  2. возрождение сельского хозяйства.

Для возрождения наших предложений в жизнь нужны денежные средства. И мы предлагаем следующие пути решения этой проблемы:

1) сбор и дальнейшая реализация ягод с болота;

2) привлечение спонсоров;

3) размещение сайта в Интернете и привлечение иностранного капитала;

4) выпуск и продажа книги «Легенды Исаковской земли».


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исаково

Автор: Сухарева Светлана Юрьевна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248192

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "?аза? тілі п?ні бойынша жылды? есебі "
    ["seo_title"] => string(41) "k-azak-tili-p-ni-boiynsha-zhyldyk-iesiebi"
    ["file_id"] => string(6) "149179"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419999044"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях  дошкольных образовательных учреждений "
    ["seo_title"] => string(167) "osobiennosti-formirovaniia-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-razlichnymi-sriedstvami-v-usloviiakh-doshkol-nykh-obrazovatiel-nykh-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "140815"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418026645"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Внеклассное  мероприятия "
    ["seo_title"] => string(30) "vnieklassnoie-mieropriiatiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "175481"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424273363"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок в 5 классе "Рисуем...музыку!" "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-v-5-klassie-risuiem-muzyku"
    ["file_id"] => string(6) "199887"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428668305"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Опыт работы классного руководителя "Анализ работы за год" "
    ["seo_title"] => string(59) "opyt-raboty-klassnogho-rukovoditielia-analiz-raboty-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101455"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402417938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства