kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индия- страна контрастов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала направлен на формирование представления о стране и специфике её населения.

Просмотр содержимого документа
«Индия- страна контрастов»


Тема урока: "Индия".


Цель:

Сформировать представление о стране и специфике её населения.

Задачи:

- сформировать знания о специфике населения современной Индии,

- определить современные социальные проблемы страны,

- развивать умения правильной оценки социально-экономических событий международной жизни, понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации,

-способствовать воспитанию интереса к познанию жизни и культуры других народов и стран,

- развивать коммуникативные, информационные навыки, умение работать со статистическими материалами, научно-популярной литературой.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: частично-поисковый

Вид: урок-исследование



Конспект урока

Ход урока

Учитель


Ученик


1. Организационный момент. (1 мин)

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте .

2. Подготовка к изучению нового материала.

(2 мин)

Какие у вас ассоциации, когда вы произносите: "Индия"


Фильмы, песни, слоны....

3. Ознакомление с новым материалом с элементами прямого повторения.

(37 мин.)

Начнём знакомство с визитки страны. 1.Столица Индии...

2.Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове ....

3.Граничит с ....






4. Имеет выход в ...


5.Какие плюсы имеет ЭГП страны?




6. Рассмотрите символику страны. Что могут символизировать цветы флага?

Государственный флаг Индии представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос:

Цвет шафрана - сила и мужество страны.

Белая полоса - мир и истина.

Зеленый - плодородие, рост и благоприятные условия страны. 

В центре флага расположено изображение колеса с 24-мя спицами, тёмно-синего цвета. Это изображение, известное как «Чакра» (колесо закона).

7. Что может символизировать герб Индии?

На гербе изображены четыре индийских льва на круглой абаке*. (Четвёртый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду)

Герб символизирует нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников».

Абака украшена четырьмя животными — символами четырёх направлений:

Лев — севера, Слон — востока, Лошадь — юга и Бык — запада (видны Лошадь и Слон).

Абака опирается на лотос, символизирующий источник жизни. Ниже абаки расположен девиз, записанный деванагари: 

सत्यमेव जयते «Лишь Истина побеждает».

*Аба́к -счётная доска.

8.Площадь –

3165,6 тыс. км

(7-е место среди государств мира)

9.Индия- федеративная республика.

Состоит из 26 штатов. Высшим органом власти является парламент.

10.Глава государства -президент, избираемый собранием депутатов парламента.


11.Индию называют страной контрастов. Сегодня мы рассмотрим с вами население Индии. И выясним в чём контраст. Вы знаете, что Индия занимает 2 место в мире по численности населения, является самой много национальной и много конфессиональной страной. Здесь преобладают мужчины и население в возрасте 24 лет. Индия имеет два официальных государственных языка: хинди и английский, кроме этого ещё 18, принятых в разных штатах.

Знаете ли вы,

*что Бинди (хинди बिंदी, точка, капля) в индуизме — это знак правды, цветная точка, которую индианки рисуют в центре лба, так называемый «третий глаз».

Традиционно бинди носят только замужние женщины.

*Роспись хной по телу имеет религиозное значение и является показателем семейного статуса. Этот узор на свадьбе имеет большое значение. Чем богаче, изысканнее, утонченнее узор на руках и ногах, тем красивей считается невеста и тем богаче будет жизнь с ней, и не только в материальном плане.

*Быть вдовой считается плохим знаком, у хорошей жены муж бы не умер. Старшие женщины в деревне могут называть вдову «та, которая съела своего мужа». В некоторых ортодоксальных сообществах вдовам не разрешается проходить рядом с новобрачными или присутствовать на

каких-либо социальных событиях.

*Специи являются общей чертой индийской кухни. Применение специй связана с необходимостью предохранить пищу от порчи в условиях жаркого климата.

*Несмотря на то, что Индия является крупнейшими мировыми поставщиком чая, сам напиток среди местного населения не приобрел большой популярности. Больше всего здесь предпочитают различные соки и молочные продукты, которые подаются, как правило, со льдом.

Выращивать чай в Индии начали с 30 годов XIX века.

*Одно из важнейших достижений Древней Индии —

создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля —той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы.

Числа записывались позиционно, от низших разрядов к высшим.

Отсутствующие разряды обозначались маленьким кружочком и назывались «шунья» — «пустота».

*Самым знаменитым математиком Древней Индии был Арьябхата

(IV—VI века).

Он систематизировал десятичную позиционную систему счисления, сформулировал правила извлечения квадратного и кубического корней, решения линейных, квадратных и неопределённых уравнений, задач на сложные проценты, наконец, создал простое и сложное тройное правило. Значение числа «ПИ» Арьябхата считал равным 3,1416.

*Значительны достижения индийцев и в химии. Они были сведущи в рудах, металлах и сплавах, умели изготовлять прочные красители, стекло и искусственные драгоценные камни, ароматические эссенции и яды.

В философских и научных трактатах учёные разрабатывали идеи о том, что все вещества в природе состоят из «ану» — атомов.

*Высокого уровня развития достигла медицина, прежде всего медицинская школа,

известная как «аюрведа» — буквально

«наука о долголетии»

(она пользуется популярностью и в наши дни).

*Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, но и психологический настрой пациента.

Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции:

трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей.

*Достижения культуры Древней Индии также велики, как и научные достижения.

Например, прототип шахмат пришел к нам

из Древней Индии.

Также карты и домино — наследие Древней Индии.

*Индийский город Варанаси называли «древним» еще в

500 году до н.э., когда его посетил Будда.

На сегодняшний день Варанаси считается древнейшим населенным городом мира.

*Первый в мире Университет был основан в Такшашила в 700 году до нашей эры.

Более 10,500 студентов со всего мира изучали около 60 предметов. Университет Наланды был построен в 4 веке нашей эры и был одним из самых великих достижений древней Индии в области образовании.

Запишите на своих листках информацию, которая вам запомнилась.

Сейчас я вас попрошу объединиться в группы по 4 человека и проанализировать статьи (Приложение1)

о населении Индии. Ваша задача выявить контраст, который характерен для населения современной Индии, и озвучить результат. На работу три минуты.


Прошу группы представить результат. У каждого из вас есть лист с перечнем тем, где вы можете делать записи, для общего вывода. (Приложение 2)

1 группа: Демографическая политика в Индии.


2 группа: Городское и сельское населения.


3 группа: Образование в Индии.



4 группа: Равноправие граждан в Индии.



5 группа: Равноправие полов в Индии.



Дели.

Индостан.


Пакистаном, Афганиcтаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Бангладеш, Мьянмой.

Аравийское море, Бенгальский залив

Выход в моря, хороший климат...



Чистота, зелень...











Храбрость, сила...





































































































Демографическая политика\ увеличение численности населения


Высокие темпы урбанизации \ трущобы, 580 млн. деревень



Силиконовая долина, прогресс в компьютерных технологиях \ 270 млн. неграмотного населения


3 место в мире по объёму лекарств \ 3 место в мире по детской и женской смертности


Равноправие по конституции \ касты


Равноправие \дискриминация женщин




Первичное осмысление и закрепление.

(3 мин.)

Вы выявили ряд специфических особенностей Индии в теме "Население". В ваших листочках появилась информация о некоторых контрастных сторонах индийского населения. Итак, пожалуйста, Индия-это...





Многонациональная страна, много конфессиональная...

Задание на дом.

(1 мин.)


Подведение итогов.

(1 мин.)

Заполните первые 5 пунктов.

























Приложение 1.



1. Демографическая политика в Индии.

Статистика свидетельствует о том, что в 70—80-е годы ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 16—17 млн. человек. Это означает, что за каждые сутки оно возрастало на 46—47 тыс. человек, а за каждый час — примерно на 1900 человек. В мае 2000 г. здесь торжественно отметили знаменательное событие — рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает «вера». Таким образом, Индия стала второй после Китая страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд. жителей.

В настоящее время Индия занимает 2-е место в мире по численности населения. Со второй половины ХХ в. Индии наблюдается демографический взрыв, связанный с высокими коэффициентами рождаемости и снижением коэффициентов смертности.

Демографический взрыв сильно осложняет решение социально-экономических задач по сокращению бедности, стоящих перед страной. За ХХ в. средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км², что увеличило «нагрузку» на обрабатываемые земли. Почти половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, это значит, что ежегодно необходимо строить 9 тысяч новых школ, подготавливать 400 тыс. учителей, создавать новые рабочие места и обеспечивать быстро растущее население продовольствием.

В 1951 г. Индия провозгласила программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Сначала ставилась цель перехода от традиционной многодетной к двух- и трехдетной семье (основными лозунгами были «Два или три ребенка — достаточно!», «Малая семья — счастливая семья!». Однако, перепись населения 1991 г. показала больший рост населения, чем это ожидалось, программы планирования стали призывать к двухдетной семье.

Политика планирования семьи включает пропагандистские, медицинские, административно-правовые меры. Центры семейного планирования занимаются распространение новых методов контрацепции и операциями по стерилизации (в среднем, ежегодно, в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 — 60 млн. женщин). В 1978 г. правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 50-е годы возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет, но уже в 60-е годы он был повышен соответственно до 23 и 17 лет, а в 1978 г. для женщин — до 18 лет.





2. Городское и сельское население Индии.

По численности городского населения Индия занимает 4-е место в мире (300 млн.), что составляет почти всё население США, а по демографическим характеристикам Индия остаётся сельской страной. Почти 70 % индийцев проживают в сельских регионах (580 тыс. деревень). Деревни Индии -это большой прирост трудоспособного населения и как следствие- нерегулярная занятость населения. Увеличение плотности населения приводит к давлению на экосистему, т.е. деградация земельного фонда, сведение лесов, снижение уровня жизни. Ниже границы бедности проживает 37% сельского населения.

Относительно высокие темпы экономического роста способствовали увеличению занятости в промышленности и в сфере услуг. Вместе с тем остается огромное относительно избыточное население в сельской местности. В стране медленно сокращаются масштабы бедности и безработицы. За чертой бедности находится примерно 36% населения. Их доход не позволяет им приобретать даже физиологический минимум продуктов питания. Примерно треть сельского населения не приобретает фабричные товары. Промышленные потребительские товары длительного пользования покупает зажиточная верхушка в 5—10% населения. Правда, в абсолютных размерах она составляет значительную группу населения, сравнимую с численностью всего населения крупных западных стран.

За последние десятилетия миграция в большие города привела к резкому увеличению городского населения. Самые большие города Индии это Мумбаи (ранее Бомбей), Дели, Колката (ранее Калькутта), Ченнай (ранее Мадрас), Бангалор. Мумбай (Бомбей) является самым крупным городом. На него приходится 25% промышленного производства, 40% морской торговли, и 70% от капитальных операций в Индии. В Мумбаи доход на душу населения почти в три раза превышает средний показатель по стране. Многие иностранные банки и финансовые учреждения имеют филиалы в Мумбаи. Основные отрасли промышленности города включают машиностроение, алмазную полировку, медицинские и информационные технологии, аэрокосмическую отрасль, производство компьютеров и электронного оборудования, судостроение.

Мумбаи также центр средств массовой информации и кино. Большинство крупнейших телевизионных и спутниковых сетей, а также основные издательские дома, имеют здесь штаб-квартиры. Киноиндустрия- Болливуд, также базируется здесь. Болливуд удерживает рекорд максимального количества производства фильмов в год в мире. Все это привело к росту потребительских расходов в этом городе. Согласно недавнему обследованию, Мумбаи получил звание десятого центра среди крупнейших мировых центров торговли с точки зрения финансовых потоков.

На окраине Мумбаи есть район Дхарави -район трущоб. В наше время Дхарави - одни из самых больших трущоб в мире, в них проживает около 1 миллиона человек. Площадь района всего 215 гектаров. Товарооборот Дхарави составляет 650 миллионов долларов в год, что соответствует 6% годового прироста Индии в целом. 

Строительство жилья для социально уязвимых меньшинств высоко монополизированная отрасль, поэтому развитие идёт очень медленно. Острой проблемой является получение участков под строительство, обеспечение водой, строительство канализации и удаление твёрдых отходов.

Общее направление государственной политики в области урбанизации заключается в создании условий повышения доходов сельских жителей и всестороннего развития инфраструктуры в деревнях.







3. Образование в Индии.

Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % среди женщин и 75,3 % среди мужчин).

Расходы на образование в Индии: 3,3% ВВП (2010). Место страны в мире: 131.

С незапамятных времен Индии была образовательным центром. Тысячи лет назад великие ученые учили по священным писаниям. Велось преподавание, и создавались шедевры по таким разнообразным предметам, как философия, религия, медицина, литература, драма и искусство, астрология, математика и социология.

Начальная ступень образования доступна большинству детей Индии, которые учатся в классах по 60 человек. Обучение во второй ступени продолжают лишь 50% учеников начальной школы, а в колледжи поступают единицы. На систему образования в Индии влияют патриархальные традиции. Индусы не видят особого смысла в обучении дочерей, т.к. девочка-это финансовое бремя для семьи, которой необходимо готовить приданное к свадьбе. Большинство детей, работающих на фабриках- девочки.

Индия входит в список из 21 страны, столкнувшихся с масштабным образовательным кризисом. В этих государствах (помимо Индии, это Пакистан, Марокко, Мавритания и страны Африки) менее половины от общего числа детей получают начальное образование.

287 миллионов неграмотных взрослых людей проживает в Индии, сообщается в опубликованном ЮНЕСКО Глобальном мониторинговом докладе Образование для всех.

  Сегодня образование в Индии представляют индийские высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, которые вносят значительный вклад в передачу знаний и в области науки и технологий. В таких традиционных областях, как искусство и гуманитарные науки, прикладная физика и химия, математика и технология университеты и институты играют ведущую роль в преобразовании страны в современное индустриальное, технологически развитое государство.  

Современное образование в Индии, складывалось как система просвещения после достижения государством независимости. В Индии действуют около 200 университетов. Среди них 16 являются центральными университетами, а остальные функционируют в соответствии с актами штатов. Общее число колледжей в стране составляет 10555.

Особое положение сложилось в сфере научных исследований. Страна занимает видное место на арене НИОКР, символом чего является Бангалор — «силиконовая долина» Индии. В некоторых сферах индийские лаборатории относятся к мировому классу. Это сферы информационной технологии, технологии материалов, ряд направлений биологии и биотехнологии. Большие средства направляются на термоядерные и космические исследования.

Известные индийцы:

1.Винод Кхосла – соучредитель SunMicrosystems.

2. Винод Дхам – создатель чипа Pentium, которым сегодня оснащены 90 %  компьютеров.

3. Сабир Бхатия – основатель, и создательHotmail ( программы электронной почты).

4. Арун Нетравалли – президент Лаборатории AT& T-Bell и создатель таких языков программирования как C, C ++,Unix.

5. Раджив Гупта – ген. менеджер Hewlett Packard.

6. Саджив Теджврика – д-р тестирования Microsoft Windows 2000, ответственный за устранение ошибок.

7. Виктор Менезес, Раджат Гупта и Рана Тальвар –руководители CitiBank, Mckensey и Stanchart.


Статистика:


Детский труд в Индии - детей в возрасте от 5-14:
    
Общее количество: 26 965 074
в процентах: 12% (2006)

Безработица Индии, молодежь в возрасте 15-24 лет:
    
всего: 10,2%
Место страны в мире: 106
мужчин: 9,8%
женщин: 11,5% (2010 г.)








5. Равноправие граждан Индии.

Касты (от португальского casta – род, происхождение) или Варна (перевод из санскрита – цвет), термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Согласно индуистскому верованию существуют четыре основные Варны (касты) – Брахманы (чиновники), Кшатрии (воины), Вайшьи (торговцы) и Шудры (крестьяне, рабочие, слуги). Неприкасаемые – занятые самыми грязными работами, чаще нищие или очень бедные люди. Они находятся за пределами индусского общества. Они занимаются уборкой мертвых животных с улиц и полей, туалетов, выделкой кож, чистят канализации, работают мусорщиками , прачками, нанимаются на самые тяжёлые работы в шахты, на стройки и т.п.

Цветовая палитра следующая:
• Брахманы – белый
• Кшатрии – красный
• Вайшьи – желтый
• Шудры - черный

По конституции 1950 года каждый гражданин Индийской республики имеет равные права вне зависимости от кастового происхождения, расы или религии. Справляться о касте человека, поступающего в институт или на государственную службу, выдвигающего свою кандидатуру на выборах, — преступление. В переписях населения графа о кастовой принадлежности отсутствует. Отмена дискриминации на основе касты — одно из крупнейших социальных завоеваний независимой Индии.

В то же время существование некоторых низших, в прошлом угнетенных каст признано, ибо закон указывает, что они нуждаются в особой защите. Для них введены благоприятные условия получения образования и продвижения по службе. А чтобы обеспечить эти условия, пришлось ввести ограничения для членов других каст.

Каста до сих пор оказывает громадное влияние на жизнь каждого индуса, определяя место его жительства не только в деревне, но и в городе (особые улицы или кварталы), влияя на состав работающих на предприятии или в учреждении, на выдвижение кандидатов для выборов и т. п. Членам «неприкасаемых» каст запрещается посещать дома «чистых» каст и брать воду из их колодцев, им даже запрещено наступать на тени других каст. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов.

Характер кастовых барьеров таков, что считается, будто «неприкасаемые» продолжают осквернять членов «чистых» каст, даже если они давно оставили свое кастовое занятие и занимаются ритуально нейтральной деятельностью, например земледелием. Хотя в других социальных условиях и ситуациях, например, находясь в промышленном городе или в поезде, неприкасаемый может иметь физический контакт с членами более высоких каст и не осквернять их.

Внешние проявления касты ныне почти отсутствуют, особенно в городах, где вышли из моды кастовые значки на лбу и получил распространение европейский костюм. Но как только люди знакомятся ближе — называют свою фамилию, определяют круг знакомых,— они тут же узнают о касте друг друга. Дело в том, что подавляющее большинство фамилий в Индии — это бывшие кастовые обозначения. Бхаттачария, Дикшит, Гупта — обязательно члены самых высоких брахманских каст. Сингх — это либо член воинской касты раджпутов, либо сикх. Ганди — это член торговой касты из Гуджарата. Редди — член земледельческой касты из Андхры.

















6. Равноправие полов.

Конституцией Индии 1950 г. предусмотрены равные права женщин и мужчин, равенство их положения и возможностей. В ней был декларирован запрет на дискриминацию по признакам пола, предусматривалось обязательное школьное обучение всех детей - мальчиков и девочек в возрасте до 14 лет.

В этом же направлении действуют принятые и внедряемые в жизнь конституционные нормы и законы.

Среди них отметим:

1. Закон об индусском браке (1955 г.), утвердивший моногамию как норму, а

также юридическую возможность развода;

2. Закон о запрете приданого (1961 г.) и последующие изменения в нем (1986 г.),

направленные на борьбу с практикой обязательного приданого за невестой, которая приобрела огромные масштабы;

3. Закон об ограничении ранних браков (1978 г.), повысивший брачный

возраст для девушек до 18 лет, для юношей - до 21 года.

Официальный Дели не подписал предложенную ООН резолюцию по защите детей от ранних браков. Разработанный Советом по правам человека ООН проект получил одобрение 107 стран. Однако Индию, на долю которой приходится 40% из 60 млн. ежегодно фиксируемых браков с несовершеннолетними, он не устроил, что поставило под сомнение саму целесообразность данной резолюции.

— Разрабатывается соответствующая национальная программа, которая должна будет усилить контроль над тем, чтобы браки совершались добровольно и исключительно по достижении 18 лет. Каких-либо немедленных результатов ожидать сложно. В то же время резолюция требует уже к 2015 году продемонстрировать конкретный прогресс, — пояснили «Известиям» в пресс-службе министерства людских ресурсов и развития Индии.

Собеседник «Известий» социолог Сантуш Десай уверен, что решить эту проблему Индии будет сложно и к 2030 году.

— В стране, где большинство браков совершается по воле родителей, сделать что-то затруднительно, — считает он. — В сельской местности, где проживает около 70% индийского населения, дочь до замужества находится на содержании отца. Найти самостоятельную работу, выдержав конкуренцию с мужчинами, трудно. Фактически родители финансово заинтересованы как можно ранее выдать девочку замуж. А для некоторых семей — это и просто единственный выход, причем не самый плохой. 

С ним согласен и известный индийский юрист Анил Гупта.

— В нынешних условиях брать на себя серьезные международные обязательства действительно нельзя. Не секрет, что проблема детской смертности при родах, особенно среди несовершеннолетних, не решена, — напомнил он. — Запреты на определение пола будущего ребенка дали только ограниченный эффект. 

В сельских районах, утверждает Гупта, от будущих и новорожденных девочек продолжают избавляться как от непосильного финансового бремени.

Вместе с тем специалисты южно-азиатского отделения Центра права на воспроизводство уверены, что именно ранние браки лежат в основе недопустимо низкого статуса женщины в традиционном индийском обществе.

— Девочки, когда выходят замуж, фактически полностью оказываются во власти семьи мужа. Их социальная защита отсутствует, — говорит эксперт Пранай Шарма. — Поэтому детский брак — это не одноразовое преступление, а своего рода спусковой крючок цепочки бытового, а порой и сексуального насилия, преследующего женщину на протяжении всей ее жизни. В этой связи мне сложно понять, почему Индия отказалась подписать резолюцию и на деле продемонстрировать намерение к коренному изменению ситуации.
Однако в современной Индии члены высших каст воздерживаются от ранних браков, стремясь прежде всего дать детям престижное образование. Зато детские браки активно практикуются представителями низших социальных слоев и племен. Выдавая замуж дочерей в раннем возрасте, родители тем самым сокращают расходы на их содержание. Семья жениха, в свою очередь, приобретает бесплатную рабочую единицу в хозяйстве. В многодетных семьях родители в целях экономии стараются женить всех детей одновременно.

Невеста в Индии – дефицитный товар. По переписи 2001 года на 1000 мужчин приходится 933 женщины. Из страха оставить сына неженатым и тем самым пренебречь религиозным долгом, родители сознательно идут на нарушение закона.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Индия- страна контрастов

Автор: Иктисамова Алина Рашитовна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Индия - страна контрастов "
    ["seo_title"] => string(24) "indiia-strana-kontrastov"
    ["file_id"] => string(6) "224018"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438333164"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проект "Индия- страна контрастов" "
    ["seo_title"] => string(32) "proiekt-indiia-strana-kontrastov"
    ["file_id"] => string(6) "135300"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416901331"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Природные условия и ресурсы Зарубежной Азии. "
    ["seo_title"] => string(48) "prirodnyie-usloviia-i-riesursy-zarubiezhnoi-azii"
    ["file_id"] => string(6) "209945"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431344651"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Классный час на тему : «Астана – символ единства и независимости казахстанцев.» "
    ["seo_title"] => string(79) "klassnyi-chas-na-tiemu-astana-simvol-iedinstva-i-niezavisimosti-kazakhstantsiev"
    ["file_id"] => string(6) "230538"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442166680"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "История исследования и географическое положение Евразии "
    ["seo_title"] => string(68) "istoriia-issliedovaniia-i-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "104633"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402742772"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства