Оборудование: физическая карта полушарий. Коллекция горных пород,таблица-схема залегения горных породчёрный ящик, коллекция горных пород на каждой парте,
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
Ход урока
1.Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
- Как устроена Земля ?
- Для чего изучают глубины Земли?
- Какие горные породы вы знаете ?
- Скакими горными породами мы познакомились на экскурсии ?
- Вывод беседы: Минералы и горные породы , слагающие земную кору , очень разнообразны. Я обращаю ваше внимание на следующие рубрики, к которым мы обратимся в конце урока:
Вспомни: Какие вы знаете горные породы? Где они используются?
Узнай: Что такое минералы, горные породы? Каково их происхождение?.
Умей: Определять свойства горных пород. Итак, в путь!
3. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир камня, в царство минералов и горных пород..
Эпиграфом нашего путешествия будут слова Шекспира:
Пора чудес прошла,
и нам приходится подыскивать причины
всему, что совершается на свете.
- В некотором царстве , в некотором государстве жил-был царь Закир.
Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало , состарился он.
Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам
Дает наказ « Отправляйся Иван-царевич , мир повидать да себя показать. Отыщика ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем»
Отправился Иван Закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли , дошел до чужого царства –государства . Видит : перед ним белый дворец с золотой крышей , а под ним надпись – « Литосфера» . Прочитал Иван надпись и призадумался.
-- Ребята , даайте подскажем Ивану , что же тагое « литосфера».
-Литосфера ( от греч. Литос- камень и Сфера – шар, сфера) – твердая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней мантии.
Стоит Иван у ворот , а мимо старец проходит и спрашивает : « Что , мил человек голову повесил ?» « Да вот , Ключ Земли мне нужно отыскать . Есть ли в вашей стране таковой ?» - отвечает царевич. « Есть – то есть , но найти его непросто . Хранится он глубоко под землей , а стережет его прекрасная царевна .
« А как же мне туда попасть ?» - спрашивает Иван.
« Нужно вырыть глубокий колодец «, - отвечает ему старик.
Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец . Сначала царевичу землю легко было рыть , породы попадались легкие , рыхлые : песок , глина , мел , соль каменная ( на доске учитель рисует условные знаки этих полезных ископаемых)
- Ребята найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы.
Название
Цвет
Твердость
Пачкает ли руки
Где применяется
Песок
Глина
Мел
Соль
- Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород. При скоплении остатков растений и животных , при химических реакциях , а называют эту группу - осадочные горные породы
- Глубже роет Иван , тверже становятся горные породы . Поподаются ему железняки - бурый , магнитный , руды полезных металлов.
- Ребята , найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды ,
опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы , поэтому и называются они - магматическими .
- Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему : твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.
- Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления , поэтому они сильно изменены . Из одних пород образуются другие :
Песок ---- песчаник ---- кварцит ---- кварц
Известняк ---- мрамор ---- ; гранит ---- гнейс
Графит ---- алмаз
Их называют метаморфическими горными породами . Найдите их и опишите.
Увлекся работой Иван – царевич , ударил раз , ударил другой, и отвалилась огромная глыба . Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят , переливаются драгоценными камнями . А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна . Поклонился ей Иван и говорит : « Люди молвят , что скрываешь ты ключ Земли , а он мне очень нужен , обещал я батюшке добыть его !»
« Ну что ж , отгадаешь три моих загадки , отдам тебе заветный ключ !» - ответила царевна.
« Загадывай , - сказал Иван-царевич. – попробую тогадать!»
-Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберёшься (мел)
-Чёрен, как ворон, а греет, как солнце (уголь).
-Что сперва в воде родиться, а потом воды боится? (соль)
« Молодец Иван – царевич , правильно отгадал мои загадки . вот тебе ключ Земли и помни : только знания , как ключ , открывают любые замки и двери», - сказала ему царевна.
- Поклонился Иван и отправился домой , а чтобы он не заблудился , давайте покажем ему вспомнить путь обратно.
- Работа в группе с текстом учебника .
Задание для первой группы :
- Найдите определение в тексте : что называют осадочными горными породами ?
- Прочитайте как они образуются ?
Задание для второй группы :
- Найдите определение в тексте : что называют магматическими горными породами ?
- Прочитайте как они образуются ?
Задание для третьей группы :
- Найдите определение в тексте : что называют метаморфическими горными породами ?
- Прочитайте как они образуются ?
Далее выступления групп по заданиям .
Подведение итога :
- Что узнали сегодня на уроке? Какие умения получили?
Какие выводы можно сделать?
1.Горные породы отличаются разнообразием. Преобладают твёрдые, но есть жидкие и газообразные.
2.Толща земной коры состоит из магматических и метаморфических пород, на поверхности -осадочные.
3.Многие породы используются как полезные ископаемые.
Домашнее задание: параграф 12, оформить обложку своего путевого дневника