Серия уроков, направленных на формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи урока: 1.Способствовать развитию правильной географической речи, развитию умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
2. Продолжить развивать интерес к предмету.
3. Развивать коммуникативные умения при работе в малых группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
2. Умеет из отдельных деталей сложить целостный объект
3. Умеет найти в действиях. причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого).
Умение сотрудничать:
1. Умеет результативно выполнять совместные задачи.
2. Умеет вступать в диалог.
3. Умеет участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
4. Умеет объективно оценивать действия других.
Задачи урока:
Развивающие: 1.Способствовать развитию правильной географической речи, развитию умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. 2. Продолжить развивать интерес к предмету. 3. Развивать коммуникативные умения при работе в малых группах.
Воспитательные:
1. Способствовать развитию ответственности.
2. Способствовать формированию уважения к одноклассникам, умению слушать, но и отстаивать свое мнение.
I. Подготовительный этап.
Опережающее задание.
1. Задание, направленное на формирование коммуникативного УУД – «умеет результативно выполнять совместные задачи».
- Самостоятельно сформировать малые группы по количеству межотраслевых комплексов в России.
2. Предоставление выбора темы при составлении характеристики одного из комплексов. 3. Задание, направленное на формирование регулятивного УУД – «составляет план выполнения учебной задачи с помощью учителя и самостоятельно».
- Самостоятельно составить типовой план характеристики отрасли. Корректировка плана учителем.
Условие: готовность каждого из участников группы ответить на любой вопрос плана.
4. Задание, направленное на формирование регулятивного УУД - «выполняет действия по задуманному плану с помощью учителя и самостоятельно» и познавательного УУД «самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи»
- Опережающее задание. Подготовить презентации по выбранной теме с помощью учебника.
5. Дополнительное задание учителя.
Найти информацию в других источниках, позволяющую сделать ответ более современным.
6. Опережающее домашнее задание (для обучающихся, не входящих в отвечающую группу):
- прочитать параграф по теме следующего урока
- быть готовым оценивать ответы выступающей группы по пунктам плана.
7. Обучающимся заранее предоставляется возможность ознакомится с содержанием таблицы «Критерии оценки (таблица баллов)». С целью составления более качественной характеристики отрасли по плану.
План характеристики отрасли
1. Значение отрасли.
2. Состав отрасли
3. Факторы, влияющие на размещение отрасли
4. Главные центры (районы).
5. Проблемы и перспективы развития отрасли.
6. Вывод о развитии отрасли.
Требования, предъявляемые к ответу:
1. п.2 – дать развернутую характеристику.
2. п.3 - обосновать влияния факторов на размещение отрасли.
3. п.4 - ответ у карты. Уметь назвать и показать перечисляемые объекты.
4. п.5, 6 – включить в ответ собственные выводы.
При составлении характеристики по плану (п.3, п.5, п.6) отрабатывается познавательное УУД – «умеет найти в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого).
II. Ход урока
1. Организационный момент.
2. Задание, направленное на формирование познавательного УУД – «умеет из отдельных деталей сложить целостный объект»
- Представление презентаций по теме (изложение материала обучающимися по пунктам плана).
3. Задание, направленное на формирование коммуникативного УУД - «умеет вступать в диалог».
- Вопросы и дополнения обучающихся, не входящих в состав группы (если таковые имеются).
4. Корректировка ответов учителем (при необходимости).
5. Краткая запись характеристики отрасли в тетрадь.
6. Работа на контурной карте (пункт. 4).
7. Задание, направленное на формирование коммуникативного УУД - «умеет объективно оценивать действия других».
- Заполнение таблицы баллов обучающимися, не входящими в состав выступающей группы (во время ответа группы).
8. Рефлексия.
- Все ли задачи, поставленные в ходе урока, были решены?
Что получилось? Что не получилось?
- Получили ли вы удовлетворение от проделанной работы? (если да, то почему; если нет, то почему).
- Что вызвало затруднение во время работы над заявленной темой?
- Что вызвало наибольший интерес при выполнении работы над заявленной темой?
9. Подсчет баллов и выставление учителем и обучающимися оценки выступающей группе (согласно данных таблицы «Критерии оценки(таблица баллов)».
Задание, направленное на формирование коммуникативного УУД - «Умеет участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию».
- Сравнение полученных результатов. Принятие коллегиального решения для выставления итоговой оценки.
10. Оглашение баллов, полученных обучающимися за работу на уроке, согласно данных таблицы «Критерии оценки за дополнения». Приложение №1.
Заполняется учителем (индивидуально на каждого обучающегося) на протяжении всей серии уроков. Оценка выставляется по мере накопления баллов.
11. Домашнее задание:
- закрепляющее (закончить записи в тетради, работу на контурной карте)
- опережающее (прочитать параграф по следующей теме).
Критерии оценки (таблица баллов)
Пункт
плана
Обучающийся:
Кол-во
бал-
лов
Обучающийся:
Кол-во
бал-
лов
Обучающийся:
Кол-во
бал-лов
1. Зна-
чение
отрасли
отвечает конкретно, четко; ответ полный
1
излагает фрагментарно, не всегда последовательно
0,5
формулирует ответ с помощью класса, учителя
0
2.Сос-тав отрасли
предоставляет отобранный материал, полностью соответствующий заявленной теме
1
отвечает с помощью класса или учителя
0,5
предоставляет материал, не соответствующий заявленной теме
0
3.Фак-торы, влияю-щие на разме-щение
самостоятельно отчитывается, обосновывает влияние факторов на размещение отрасли
1
перечисляет факторы, отвечает с помощью класса, учителя
0,5
затрудняется ответить на вопрос.
0
4.Глав- ные центры, районы
быстро находит и правильно показывает объекты на карте
1
испытывает затруднения при нахождении объекта на карте
0,5
допускает грубые ошибки при показе на карте
0
5.Проб-лемы и перспективы разви-тия
Объясняет с привлечением информации, которой нет в условиях – ее надо вспомнить, домыслить, найти в других источниках
2
формулирует свободный ответ в виде развернутого текста
1
раскрывает тему частично
0,5
6.Вы-вод о развитии отрасли
делает вывод самостоятельно,
представляет собственный взгляд на развитие отрасли
2
делает вывод самостоятельно, но аргументирует слабо
1
делает вывод совместно с классом, учителем
0,5
5. Выставление оценки, исходя из количества выставленных баллов:
8 баллов – оценка «отлично»
6 баллов - оценка «хорошо»
3 балла - оценка «удовлетворительно»
менее баллов – оценка «неудовлетворительно»
6. Начисление баллов обучающимся, дополняющим ответ группы.
Приложение №1.
Критерии оценки за дополнения
Критерии
Показатели
Количество баллов
Монологическая и диалогическая речь, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
1.Умеет задавать вопросы
2. Умеет вносить существенные дополнения
3. Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека
4. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном виде
0,5
0,5
1
0,5
5. Выставление оценки, исходя из количества выставленных баллов:
5 баллов - оценка «отлично»
4 балла - оценка «хорошо»
3 балла - оценка «удовлетворительно»
Оценка выставляется по мере накопления баллов (см. п.10 «Ход урока»).