Цели урока: 1)изучение состава, значения и проблем инфраструктурного комплекса России посредством текста, таблиц, схем;
2) развитие речи учащихся, географического мышления, расширение кругозора;
3)воспитание чувства товарищества, любви к родному краю.
Что такое инфраструктура? Обратимся к выдержкам из различных словарей:
Значение слова Инфраструктура по Ефремовой:
Инфраструктура - Комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.
Значение слова Инфраструктура по Ожегову:
Инфраструктура - Отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы
Значение слова Инфраструктура по Бизнес словарю:
Инфраструктура - комплекс отраслей экономики, обеспечивающих условия для производства товаров: энергетика, связь, транспорт, образование, здравоохранение.
Значение слова Инфраструктура по Финансовому словарю:
Инфраструктура - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную.
Опираясь на данные определения, подумайте и скажите, что мы будем изучать сегодня? Какие вопросы рассматривать? (Инфраструктурный комплекс, его состав, значение, проблемы)
Используя рис. 59, изучим состав инфраструктурного комплекса. Из каких частей состоит комплекс?
Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?
Продукцией этого комплекса являются услуги.
А что такое услуга? Найдите определение в тексте учебника и запишите.
Услуга – особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
Итак, какие отрасли объединяет инфраструктурный комплекс, и какова его главная задача?
И.К. – это комплекс, объединяющий отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги.
Главная задача комплекса - оказание разнообразных услуг.
Услуги бывают разными по своему характеру, широте потребления, и периодичности потребления. Используя текст учебника, таблицы, составьте схему «Классификация услуг»
Итак, какие бывают услуги по характеру? По периодичности?
Приведите примеры услуг, которыми вы пользуетесь постоянно, а какими иногда?
К какому виду услуг вы отнесёте: торговлю, связь, образование, оборону, бытовое обслуживание?
Как вы считаете, от чего зависит развитие инфраструктуры? Во всех регионах инфраструктура развита одинаково? Где лучше?
Как и у любого другого, уже изученного нами межотраслевого комплекса, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.
Проблемы сообщение.
Вы познакомились с проблемами инфраструктурного комплекса у нас в стране в целом. А как обстоят дела в различных отраслях инфраструктурного комплекса у нас на территории совхоза.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в микрорайоне и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.
У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 2 минуты.
Выступление групп.
1 группа – транспорт
- Какие виды транспорта есть в микрорайоне?
- Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
- Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)?
- Как улучшить работу транспорта?
2 группа – Бытовое обслуживание
- Есть ли в микрорайоне баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
- Как решить проблемы?
3 группа – Розничная торговля и общественное питание
- Есть ли в микрорайоне магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
- Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
- Как решить проблему?
4 группа –Медицинское обслуживание
- Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?
5 группа – Образование и культура.
- Есть ли в микрорайоне школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их решить?
Опираясь на сообщения необходимо заполнить таблицу:
«Характеристика развития нематериальной сферы в п. Восход»
Виды услуг Виды учреждений Общее число
Торговые
Бытовые
Образовательные и культурные
Научные
Медицинские и оздоровительно-спортивные
Другие
Какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?
Итак, с каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?
Рефлексия: закончите предложение.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Меня удивило…
Домашнее задание:
- Новый учебник параграф 31.
- Старый учебник параграф 34.
- Подготовить сообщения о видах транспорта:
водный транспорт
воздушный транспорт
наземный транспорт (автомобильный, железнодорожный)
План:
1.Общая характеристика
2.Достоинства транспорта
3.Недостатки транспорта
4.Перспективы развития